Главная » 2011»Июль»16 » Армения продолжает оставаться перекрестком большого кино
16:18
Армения продолжает оставаться перекрестком большого кино
«Искусство есть орудие безоткатное»,- сказал Иосиф Бродский. Правда и
то, что именно искусство предопределяет мировой прогресс.
Но для того, чтобы искусство удерживалось «впереди прогресса», нужно
прежде всего создать эстетическую среду, новую реальность. Ориентируясь
на эту истину, и начали свою деятельность учредители Международного
кинофестиваля «Золотой абрикос». С того первого дня прошло уже восемь
лет. Каким будет кинофестиваль-2011, который пройдет 10–17 го июля?
Об этом - наше интервью с директором-учредителем Ереванского
международного кинофестиваля «Золотой абрикос», кинорежиссером Арутюном
ХАЧАТРЯНОМ - Г-н Хачатрян, вы частый участник различных престижных
фестивалей и наверняка имели поводы подметить сходства и различия, а
может, и провести параллели между «Золотым абрикосом» и другими
кинофестивалями… - У кинофестивалей есть нечто общее: они
ориентированы на истинных ценителей и знатоков кино, и собирают те
фильмы, которые считаются лучшими произведениями года. К сожалению,
большая часть принадлежавших к этой группе кинофестивалей ушла в
шоу-бизнес. И сегодня очень мало кинофестивалей, которые остаются
приверженными фильмам, представляющим собой духовную и культурную
ценность. Речь об авторском кино, которое и развивает киноискусство. Наш
кинофестиваль, думаю, отличается именно тем, что любит мастеров,
снимающих авторское кино. Мы не обращаем внимания ни на сиюминутную
моду, ни на тех людей, которые становятся модными в тот или иной
отрезок времени. Именно это и не остается незамеченным. И именно это
поражает иностранцев. В прошлом году, например, позвонили из BBC и
удивленно поинтересовались: каким это образом кинофестиваль такой
крошечной страны, как Армения, умудряется собирать крупнейших мастеров
авторского кино. - И действительно - каким образом? - Ответ такой
же, как и год назад: в Армении есть люди, которые предпочитают авторское
кино и любят людей, снимающих такое кино. Любят на самом деле - не
формально, не провозглашая кого-то королем, а кому-то присуждая более
скромный титул. Все в основном живут в одной гостинице, вместе
завтракают или ужинают, вместе участвуют в различных фестивальных
мероприятиях. А мы создаем такие условия, чтобы даже самый молодой,
начинающий режиссер, оказавшись рядом с мировой известности мастером,
имел возможность общаться с ним. - Не менее внимателен фестиваль и к
нашему зрителю - он не только привозит в Армению и представляет
армянским зрителям лучшие фильмы года, но и дает им уникальную
возможность вживую пообщаться с их создателями. - Поскольку «Золотой
абрикос» проходит в стране, где снимается мало фильмов, то у наших
граждан голод на кинокартины, и они с удовольствием смотрят конкурсные
фильмы. Привозить средние фильмы не имеет смысла, поскольку «патронов» у
нас мало, и каждый наш выстрел должен попадать точно в цель. Мы
привозим около тридцати лент, каждая из которых была признана лучшей на
самых престижных кинофестивалях мира. - Наверно, именно поэтому «Золотой абрикос» пользуется немалым авторитетом в киномире. -
Я не могу давать оценок. Наш кинофестиваль развивается как часть
киномира, это большой праздник, и чтобы он состоялся, мы делаем
невозможное возможным. И прежде чем праздник стал полноценным, наш
«Золотой абрикос» прошел несколько этапов развития. В первые годы мы
мечтали, чтобы наша молодежь приходила смотреть фестивальные фильмы:
считали, что, посмотрев хорошие фильмы, они и сами загорятся желанием
снимать хорошее кино. А теперь, на пороге восьмого «Золотого абрикоса», у
молодежи будет уже свой кинофестиваль. Наша киношкола будет
осуществлять совместные программы с лучшими мировыми школами кино. То
есть в первый год мы заинтересовали молодежь, на второй год установили
контакты, на третий год открыли школу, на четвертый год число учащихся в
ней выросло, и теперь они в рамках нашего кинофестиваля осуществляют
совместные программы с польской, русской и израильской киношколами.
Молодежь, которая раньше приходила смотреть заграничные фильмы, сегодня
реализует собственные инициативы - с отобранными ими самими фильмами и
своим отдельным жюри. - Но тем не менее у нас по-прежнему продолжают
говорить о том, что наше кино сегодня переживает далеко не самые лучшие
свои времена, что качественных фильмов не снимают, а если что-то
изредка и появляется, то общественность узнает об этом лишь из сообщений
СМИ… - Да нет, фильмы снимаются. Правда, мало, но и эта малость
должна поощряться. У нас есть фильмы, которые, участвуя в течение года в
различных кинофестивалях, получали по несколько призов. Но, независимо
от этого, следует все же помнить, что страна, где снимается мало
фильмов, и успехов достигает небольших. Чтобы хотя бы один фильм имел
успех, нужно снимать по десять-двенадцать фильмов в год. В России,
например, за год снимают двести фильмов, из которых на широкую арену
выходят лишь два. Так что при нашем крошечном кинопроизводстве успехи
наши весьма приличны. Просто есть люди с зашоренными глазами, которые не
желают видеть прогресса. Они не видят, насколько вырос интерес молодежи
к кино. А он вырос настолько, что она не только снимает фильмы, но и
участвует в кинофестивалях. Пусть мы сильно опоздали, но изменения к
лучшему все же есть, а вместе с изменениями есть и еще будет рост. - Это убежденность объясняется вашим оптимизмом или же для этого есть серьезные предпосылки? -
Предпосылки имеются, и чтобы еще более укрепить их, отношение нашего
руководства, спонсоров и зрителей должно хотя бы немного измениться. - А что нужно для этого? - Трудно добиться серьезных изменений в городе, где действуют всего два кинотеатра… - Два или все-таки один? Разве «Наири» не продан? -
Ладно, пусть будет полтора. Но ведь для развития кино нужны кинозалы.
Нет ни одного телеканала, главной задачей которого стала бы
классификация и показ кинофильмов, организация передач, посвященных
киноискусству, пропаганда лучших произведений отечественного и
зарубежного кино. - «Золотой абрикос» не только информирует
армянского зрителя о том, что происходит в мире современного кино, но и в
какой-то степени приобщает его к этим событиям. Если судить хотя бы по
девизу кинофестиваля, то он играет серьезную роль не только для нашей
страны, но и для всего региона. - Мы остаемся верными девизу
«Перекресток культур и цивилизаций», хотя я бы добавил сюда «и религий».
Армения должна отличаться деликатным отношением к проблемам, волнующим
все страны и народы. Несмотря на закрытые границы, Армения должна
показать, насколько она открытая страна и насколько оживленный мы
перекресток. Армения - перекресток высокого кино, который дает
возможность показать в одном месте произведения киноискусства, созданные
в странах Востока и Запада, Севера, Юга и Американского континента.
Такое разнообразие и обогащает взаимно, тем более что наш кинофестиваль
обеспечивает атмосферу, где все охотно общаются друг с другом. Кино
обладает такой силой, фестиваль тоже обладает таким могуществом,
поскольку в основе его - любовь к кино.