Судьба без предупреждения закинула меня в тюркскую среду,
ведь до этого мир мой сужался, как «шагреневая кожа», до общения лишь с
русскими, армянами и иногда евреями. А о тюрках я говорила как о
«племенах», которые после развала Союза вернулись в полуфеодальное
состояние. После командировки в Киргизию я открыла для себя и Анкару.
Это обстоятельство было встречено без оптимизма со стороны моих
армянских друзей. Были и скепсис и даже предостережения.
Но
Турция так же многолика, как и любая страна. В Анкаре меня честно
предупредили, что стоит выехать за пределы столицы, как начнется
Средневековье. В самой Анкаре можно спокойно гулять по центральному
району Кызыл Ай или даже по окраинам, но, упаси Боже, сунуться в
одиночку в Улус, куда даже полиция не заглядывает. Армяне сами ездят в
Турцию, но когда туда едут русские, у них создается впечатление, что их
предают. Между тем в период с января по октябрь 2011 г. Турцию посетило
более 60 000 армян. Наверное, туристы прежде всего едут в Западную
Армению или Стамбул. И сама Турция остается для них «черным провалом»,
как и для русских.
…В декабре я въехала на Анатолийское плоскогорье. Для навигации
расставила свои метки: полетела не в Стамбул, а в Константинополь, не в
Анкару, а в Ангору.
До середины января я прожила на окраине в районе Этимесгут. Здесь
женщины почти не появляются с непокрытой головой, на них черные
мешкообразные юбки и плащи, обувь на низком ходу, часто тапки. Вот у нас
можно отличить двадцатипятилетнюю женщину от тридцатилетней, в
Этимесгуте таких нюансов нет. Виден резкий скачок от девушки к женщине
неопределенного возраста. Совсем другое — в центре Анкары, встречаются в
хиджабах, молодые обаятельные женщины. Приятели мои, все выходцы из
Центральной Азии, уезжали на учебу, а я в первые дни страшилась даже
выйти на улицу. Для меня не предвещали ничего хорошего ни звуки намаза,
ни Ататюрк, выглядывающий из окон магазинов... К тому же казах Алмаз
предупредил меня: «Турки к нам относятся еще хуже, чем к русским. Хотя и
зовут нас qazaqlarin turklar, казахскими турками. У них нет в языке
разделения между «турком» и «тюрком». В первое время смотрели нас, как
на китайцев или японцев. При случае пытаются обсчитать».
Каждый день я выходила прогуляться по району и замечала, что эти
простые люди, которым очень далеко до среднего класса, живут в добротных
домах, ярко облицованных; сдают старую технику, мебель старьевщику,
постоянно подметают дворы и оставляют на своих заборах хлеб. Однажды мой
друг увидел на дороге босую девочку лет восьми. Курдиянка она или
турчанка – так ли это важно. Но нищих курдов в Анкаре полно, и ведут они
себя так же назойливо, а порой агрессивно, как цыгане. Всех тюрков
курды ненавидят, так же, как и самих турков.
Оставленный в пакетах мусор на дорогах – устойчивая примета Анкары,
что ни говори, взрывов боятся. В центре города по вечерам в определенное
время ходит мусоровоз, и если опоздал, то уже до завтра.
Говорят, что турки во многом разбогатели на армянских деньгах в
Стамбульском банке. Но наворованное всегда легко сходит с рук. Его
проедают и прожигают. Конечно, сто лет назад армянские земли и финансы
осваивались стремительно, но сегодня вряд ли стоит упрекать турка в том,
что он не умеет хозяйничать, а лишь стремится разжиться торгашеством.
Анкаринцев
меньше 5 миллионов. Они преимущественно доброжелательны и отзывчивы,
очень легко вступают в диалог. В музее вас сфотографирует охранник, не
откажется немного поболтать от скуки и официант. Район Анкары — самый
засушливый район в Турции. Пейзажи — малоплодородные степи. Но сам город
представляется оазисом, хотя резко континентальный климат с холодной и
снежной зимой и жарким сухим летом не способствует этому. Все зеленые
насаждения в городе и вдоль трасс высажены людьми. Тут турки, как немцы,
холят и лелеют каждое дерево. Однажды я разговорилась с пожилым
господином, уткнувшимся в учебник английского. Оказалось, он — инженер и
вот учит язык на пенсии. Турки давно выучили немецкий и теперь взялись
за английский. Из Москвы я летела с такой семьей — дети между собой
болтали на русском, давно осели в Москве, а папа разговаривал с дочерью
лет девяти на английском. Согласно последнему исследованию, Турция
попала на сорок третье место среди сорока четырех стран по уровню знания
английского языка в турецком обществе. Этот факт может негативно влиять
на конкурентоспособность турецкой экономики. Хуже турок английский
знают только казахи. Несмотря на то что Турция является 16-й крупнейшей
экономикой мира и влиятельным региональным участником международных
отношений, страна отстает от Чили, Саудовской Аравии и Индии, когда дело
доходит до знания английского языка в обществе.
В
здешних университетах традиционно выходцы из Центральной, Юго-Восточной
Азии, Африки. Теперь еще и из Косова. Многие студенты из Казахстана и
Кыргызстана живут в так называемых «религиозных домах» — бесплатные кров
и питание взамен послушания. Интересной встряской студенческой жизни
Ближне восточного технического университета, открытого в Анкаре
американцами еще в разгар холодной войны, служат регулярные митинги
против Эрдогана. Тогда площадь перед въездом в университет наполняется
демонстрантами, в руках которых не только камни, но и плакаты с
изображением Карла Маркса и требованиями социальной справедливости.
Студенты в Измире, например, пользуются транспортом бесплатно, здесь
тоже этого хотят. Митингу ющих разгоняют «повзрослому» — слезоточивым
газом и водой. Активистов увозят на допрос. Пострадавших разбирает
разного рода «скорая помощь». Полицейских — своя, студентов — своя.
Кстати, я както захотела посмотреть резиденцию премьер-министра, на что
мне сказали: «Пристрелят». Я до сих пор не знаю, шутка это или правда.
Ассимилированных армян в Анкаре около тысячи. Нет организованной
общины, они собираются каждое воскресение во французской католической
церкви, где служба проходит на турецком языке. Здесь, в отличие от
Стамбула, не знают армянского, не готовят армянских блюд. По признанию
журналиста Агавни Арутюняна, изучавшего «армянский вопрос» в Анкаре, его
собеседники однозначно утверждали, что как армяне они не имеют никаких
проблем с другими жителями Анкары и жизнь их сложилась довольно хорошо.
…Однажды ко мне в фейсбук постучался человек с типичным турецким
именем. Я удивилась, потому что контакт шел через одного армянина,
который не только турок, но и тюрок не выносит. Когда я спросила, как
это вообще может быть, что турок, господин Ылмас, является его «другом»,
Арман сказал, что он курд с армянскими корнями. И турок он если не
ненавидит, то презирает. И тут я удивилась вновь… Все это напоминало
жизнь евреев в мусульманской Испа нии. Но еврейское у них уходило в
глубину, в подлинную веру, от которой они не отрекались. Автор: Валерия ОЛЮНИНА http://www.sobesednikarmenii.ru/index.php/istoriya-v-detalyakh/38212-ankara-i-ee-obitateli-vzglyad-na-ankaru-proarmyanskogo-zhurnalista
|