В этом году на правительственном уровне отмечается 1050-летие
провозглашения Ани столицей средневековой Армении. О великолепии этого
города написаны тома, так что поговорим о другом: почему пал Ани?
В народной среде бытует легенда, что жизнь в городе стала
постепенно угасать после землетрясения 1319 года. Есть и рассказы о том,
что он пришел в запустение вследствие походов Хромого Тимура в конце
того же столетия и смещения фокуса дорожных коммуникаций. Кстати, тогда
Ани давно уже не был армянской столицей ввиду отсутствия армянской
государственности. Об этом, как правило, говорится реже. И уж совсем
редко вспоминают о том, что причиной упадка "города тысячи и одной
церкви" стало нравственное разложение самих жителей, высмеивавших
сановников и писателей, да и просто скромных людей. Об этом осталось
немало документальных упоминаний.
БЫЛ В АНИЙСКОЙ ИСТОРИИ ТАКОЙ ТИГРАН ОНЕНЦ, чья
церковь хорошо знакома специалистам и паломникам. Меньше известна
личность Оненца – этого типичнейшего продукта рыночной эпохи, обладателя
огромного состояния, добытого торговлей. Начинал, вероятно, как простой
меняла, но потом очень удачно связался с генуэзскими купцами, а дальше
пошло-поехало. И вот однажды ему подумалось, что при таком таланте и при
таких деньгах ему дозволено купить мир. Построил себе церковь в Ани,
где и выпрашивал по вечерам искупление, чтобы с утра снова
безобразничать.
"Тигран Оненц отражает облик и природу человека, вышедшего в люди
лично стяженным богатством, – писал о нем Николай Марр. – Национализм
таких людей не выходил за порог церкви. В церкви обязательный для них
священный армянский язык терял свою притягательную силу в реальной
жизни. Арабская, персидская надпись, однако ни одной армянской буквы на
роскошных сосудах, несомненно, принадлежавших последним владетелям Ани,
христианам по вере, армянам по национальности".
Карикатурные персонажи – ростовщики и менялы, столь часто
высмеиваемые армянскими баснописцами, оказались едва ли не единственными
хозяевами положения в Ани и вели себя столь же вызывающе, как нынешние
ереванские нувориши. Такая вот метаморфоза ценностей.
Историк архитектуры Николай Токарский не видел в метаморфозе ничего
удивительного, так как "последними властителями Ани" были представители
торгового капитала – средневековые нувориши, которые, как правило, "не
имеют национальности", но зато обладают способностью трактовать все
новое и чуждое в качестве "прогрессивного" и насаждать это
"прогрессивное" в среде своего обитания. Одним из них был анийский
негоциант Сахмадин, сын Акопа, который приобрел в частную собственность
Ереван, о чем помпезно сообщил на стене церкви Катогике.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, СЛОЖИЛАСЬ СИТУАЦИЯ, КОГДА ЕДИНСТВЕННЫМ КРИТЕРИЕМ оценки
человека стало его личное материальное состояние. Анийцы открыто
издевались над калеками и бедняками, высмеяли хрониста Иоанна и даже
устраивали нечто наподобие "ужина с придурком". Так, например,
низкорослым монахам дарили большие кресты, рослым – маленькие. В
соответствии с таким контрастом предлагали им и столики – аналои. Марр
как-то подытожил хронику смутного времени.
"Когда Ани совершенно опустел, в точности неизвестно; быть может, это
произошло не без связи с нашествием орд Тимура. Но окончательное
падение Ани наступило гораздо раньше…
По существу совершившийся уже тогда печальный факт мог быть лишь ярче
отпечатлен в сознании потомства таким внешним явлением, как
землетрясение, если оно действительно имело место в Ани в 1319 году, как
гласит предание. Последние раскопки обнаружили обстоятельства,
несомненно подтверждающие, что город пострадал от катастрофы. Впрочем,
очевидная смена в эту пору догоравшего пламени древнеармянской
культурной жизни наступившим на долгие века мраком варварства могла сама
создать среди армян легенду о гибели Ани от землетрясения.
Созданию легенды могло содействовать и аскетически-религиозное
настроение армянских хроникеров, для которых богатый жизнерадостный Ани в
цветущий его период с его мирскими соблазнами мог казаться бесовским
городом, самим Богом осужденным на погибель.
По этой легенде, в Ани любили наряды, анийцы стремились перещеголять
друг друга не только богатством и изяществом костюмов, но великолепием
построек; анийцы были капризны и изнеженны: без служанок и рабов не
делали шагу и даже в церковь отправлялись не иначе, как на лошадях,
причем не благоволили слезть с коней, а приказывали выносить им
Евангелие из церкви; анийцы были страстные чревоугодники и любители
зрелищ.
Они ценили утонченные блюда и душистые вина с букетом и увлекались
сказками, играми и плясками; природная красота анийских женщин еще более
содействовала, по словам хроникера, порче нравов в Ани.
В довершение зла анийцы не гнушались издеваться над серьезными,
строгонравными гостями и даже монахами, приходившими просветить жителей
города. Для таких проповедников у анийцев были два аналоя: один низкий,
другой высокий, и когда появлялся проповедник, монах или священник, если
он был высокого роста, ему ставили низкий аналой, а если был мал
ростом, ему ставили высокий аналой. Анийцы позволили себе проделывать и
не такие шутки с известным проповедником, писателем Иоанном, который
проклял город, и тогда, говорит хроникер, Ани и погиб от землетрясения".
ИСТОРИЯ КАК ДИСЦИПЛИНА ИМЕЕТ ВЫДАЮЩЕЕСЯ ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Она
в первую очередь нацелена не на внешнего потребителя, а именно на
внутреннего: преподносит уроки, наделяет опытом, определяет грани
дозволенного, ставит диагноз текущему состоянию общества… Все остальное –
историография.
Тысячелетняя армянская история – это уникальный препарат,
который дозирует дозволенное, указывает на все противопоказания и
побочные эффекты. Не применять это богатство – порочно. Однако наши –
страшно далекие от истории – власти предпочитают панацее застольный
патриотизм, посему… глубокие строительные котлованы в ереванском центре
уже вполне походят на очередную столичную могилу.
Арис КАЗИНЯН http://defacto.am/7259.html
|