Знаковым
событием назвал проведение в Ереване очередного заседания президиума
Межрелигиозного совета стран СНГ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Первый. Полагаем, "знаковость" эта во многом была обеспечена
трехсторонней встречей в Ереване Католикоса Всех Армян Гарегина Второго,
Патриарха Кирилла и духовного предводителя Азербайджана шейха уль-ислам
Аллахшукюра Пашазаде и принятой по итогам этой встречи совместной
декларацией трех религиозных лидеров.
ПРЕДСТАВЛЯЯ ДЕКЛАРАЦИЮ, ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ОТМЕТИЛ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ СТОРОН "мирному
решению карабахского конфликта", основанному "на принципах
международного права". По словам Патриарха, религиозные лидеры трех
стран поддерживают усилия МГ ОБСЕ и отмечают необходимость соблюдать
режим прекращения огня, "который дает людям возможность с оптимизмом
взирать на мирное решение карабахского вопроса". Религиозные деятели
трех стран выступают с инициативой возвращения военнопленных и тел
убитых. "К этой инициативе мы добавляем настойчивое обращение к
руководителям двух стран отвести от передовой линии снайперов с тем,
чтобы не проливалась кровь людей на линии соприкосновения, чтобы не было
больше смертей", - заявил Патриарх. По его словам, отказ от применения
силы должен включить в себя все указанные элементы, поскольку если не
будет проливаться кровь, то изменится моральная и психологическая
атмосфера, откроются новые перспективы мирного урегулирования конфликта.
Что ж, все просто замечательно. Не говоря уже о заявлениях, с
которыми выступил Пашазаде в ходе встречи трех религиозных лидеров с
президентом Армении. Шейх не только отметил, что его радует любой шаг,
направленный на установление мира и он готов содействовать лидерам
Армении и Азербайджана в их усилиях по разрешению конфликта, но и
подчеркнул, что в беседах с президентом Азербайджана также неоднократно
отмечал, что война не может быть решением вопроса... Вот такая "картина
маслом", как сказал бы герой популярного российского телесериала. И
дополняют ее сообщения о том, что в целях пропаганды мира духовные
лидеры обсудили также возможность посещения (в том числе совместного!)
передовых частей на линии фронта.
ВОТ ТОЛЬКО ПОРТЯТ КАРТИНУ НЕКОТОРЫЕ "МЕЛОЧИ". Пойдем
по порядку. Первое "но" - это, конечно, личность самого Пашазаде. В
прошлом номере "ГА" уже приводил некоторые его заявления, самым
"толерантным" из которых является перл о том, что "ложь и предательство в
крови у армян". Более того, армянские беженцы из Азербайджана убеждены в
том, что Пашазаде был одним из подстрекателей погромов в Баку в январе
1990г. По словам главы Ассамблеи азербайджанских армян Григория
Айвазяна, если бы Аллахшукюр Пашазаде имел добрые намерения, он попросил
бы прощения за бакинские погромы армян.
Давайте, однако, предположим, что Айвазян ошибается, про ложь и
предательство армян говорил не шейх, а его пьяный двойник, а за годы,
минувшие после погромов, Пашазаде пережил духовное перерождение, в
результате чего сегодня не только говорит об отводе снайперов, но и
намерен вести миролюбивую пропаганду на передовой. Но даже если
допустить дарвиновскую эволюцию Пашазаде, положения принятой декларации,
увы, доверия не вызывают. Слишком уж далеки они от того курса, который
проводит официальный Баку.
Возьмем, к примеру, те пункты совместной декларации трех религиозных
лидеров, в которых говорится о приверженности "мирному решению
карабахского конфликта", основанному "на принципах международного
права", и о поддержке усилий МГ ОБСЕ. Заметим, что эти положения не
многим отличаются от тезисов известной Майндорфской декларации,
подписанной лидерами России, Армении и Азербайджана три года назад. Но
вот как на практике трактуют эти положения в Баку - тоже хорошо
известно.
В Азербайджане утверждают, что обязательство мирного решения
карабахского конфликта вовсе не исключает военного пути, и для
поддержания боевого духа постоянно устраивают провокации на границе. Что
касается "принципов международного права", то Алиев знает только один
из них - территориальной целостности, причем в собственной трактовке.
Наконец, поддержку усилий МГ ОБСЕ в Баку воспринимают исключительно как
саботаж предложений и инициатив посредников по поддержанию режима
прекращения огня и не покладая рук пытаются навязать обсуждение
карабахской проблемы другим, менее "специализированным" на проблеме
международным структурам.
Религиозные лидеры выступили также с инициативой возвращения
военнопленных и тел убитых и отвода снайперов. И здесь позиция Баку
известна. Понадобились специальные, на этот раз "астраханские"
соглашения при посредничестве президента РФ Дмитрия Медведева и
последующие встречи для "уточнения", чтобы сдвинуть с места вопрос
возвращения военнопленных и тел убитых, причем дело ограничилось всего
одним эпизодом. Что касается отвода снайперов, то кто только не
обращался к Алиеву с этим предложением (армянские стороны давно дали
свое предварительное согласие) - вплоть до Генсека ООН. В Баку
глубокомысленно отвечали, что для этого сначала должны быть выведены
армянские войска с "оккупированных территорий". Очень "конструктивная"
позиция, напоминающаяся шутку великого комбинатора о ключе от квартиры,
где деньги лежат.
ТАК ОТКУДА ВДРУГ ТАКАЯ, ПРОТИВОРЕЧАЩАЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ИЛЬХАМА АЛИЕВА,
невиданная конструктивность азербайджанского шейха, вплоть до
откровений о том, как он в приватных беседах призывает Алиева отказаться
от применения силы? По-видимому, надо согласиться с мнением того же
Григория Айвазяна, что шейх не столько духовный лидер, сколько
политический деятель. Более того, политический деятель, который
выполняет определенный заказ.
Уже не раз говорилось, что официальный Баку сегодня переживает не
самые лучшие времена в плане переговоров по нагорно-карабахской
проблеме. Неконструктивность Алиева в Казани фиксируется практически
всеми экспертами. Алиев загнал себя в тупик, а потуги выйти из него
провокациями на границе содержат определенную долю риска:
азербайджанское общество может устать от бессмысленных жертв и
пустопорожних обещаний. В этих условиях, тем более после получения
мандата на непостоянное членство в Совбезе ООН, Алиеву необходимы новые
зацепки, которые позволят ему продемонстрировать "демократичность",
"миролюбие" и "толерантность".
Вероятно, именно эти практические задачи и решал Пашазаде в
Ереване. Ничем особым не рискуя, ведь если президент Азербайджана не
выполняет своих обязательств, то с чего ему выполнять обязательства
"какого-то" шейха...
Рубен МАРГАРЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20202/society/15237/
|