Закон о криминализации отрицания геноцидов, в том числе и геноцида
армян в Османской империи 1915 года, принятый в ночь на 24 января 2012
года Сенатом Франции - новый элемент во внешней региональной политике
Парижа на Ближнем Востоке и в Закавказье. Документ был в
оперативном режиме одобрен парламентом и принят в Сенате, став очевидным
ударом по интересам Турции, своеобразным ограничителем процесса ее
европейской интеграции и амбиций в кавказском регионе. Открытое
игнорирование элитой Франции угроз введения политических и торговых
санкций турецкой стороны - вызов Анкаре. Если правительство Эрдогана
начнет сворачивать отношения с Парижем, то оно, тем самым,
собственноручно запустит механизм увеличения дистанции от Европы, что, в
конечном итоге, и выгодно Франции и Германии. В последнее время Николя Саркози и Ангела Меркель
планомерно в тандеме выступают за пересмотр Конституции ЕС в сторону
децентрализации и усиления суверенных полномочий своих стран.
Финансово-экономический кризис в Еврозоне заставляет Францию и Германию
консолидировать свои ресурсы в собственных руках, а не распылять их на
нестабильных партнеров по ЕС. На этом фоне постоянные претензии
турецкого руководства на продолжение процесса интеграции, неминуемо
ведущей к растворению суверенного потенциала Франции, Германии и других
западноевропейских стран (что активно поддерживается Вашингтоном), в
этот кризисный период представлялись совершенно лишними. Относительно
армянского вопроса европейская элита уже давно убеждала Турцию
разблокировать армянскую границу и перестать отрицать очевидную историю
трагедии 1915 года. Однако Турция, нарушив свои обязательства,
прекратила диалог с Арменией. В ходе визита в Ереван в начале ноября
2011 года, Николя Саркози
заявил: "Если Турция продолжит политику отрицания геноцида армян,
Франция будет вынуждена внести поправки в свое законодательства и
признать отрицание массового истребления армян уголовным преступлением".
Тем самым французский президент фактически называет преступниками и
представителей высшей власти Турции, отрицающих факт геноцида. Очевидно,
в данном случае необходимо говорить о том, что Париж посылает
совершенно ясный сигнал Анкаре о том, что процесс интеграции Турции в ЕС
заморожен до лучших времен. В августе 2008 года президент Франции
Николя Саркози выступал в качестве наиболее активного посредника в
переговорах между Москвой и Тбилиси. Кавказская политика Парижа далее
только активировалась. После фактического провала переговоров по
урегулированию нагорно-карабахского конфликта при посредничестве Дмитрия Медведева
в Казани, многие эксперты в Армении и Азербайджане начали
прогнозировать активизацию французского посредника. Данные прогнозы
частично подтверждались заявлениями дипломатических миссий Франции в
Ереване и Баку, а также французского сопредседателя МГ ОБСЕ.
Отмечалось, что главная цель активности французского посредника будет
заключаться не в том, чтобы предложить сторонам готовое решение,
поскольку такового просто не существует, а сбалансировать ситуацию и
удержать регион от нового военного столкновения. Фактически,
единственным механизмом удержания баланса сил в текущей ситуации могла
бы стать срочная и недвусмысленная поддержка Армении, что и было сделано
французской стороной. Причем баланс был внесен путем нейтрализации
Турции, которая оказывает весьма солидную политическую, дипломатическую и
военную помощь Азербайджану. Примечательно, что Турция отреагировала на ереванские заявления Саркози ультимативными угрозами. Причем, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган
одним из своих заявлений фактически подтвердил обоснованность опасений
европейских лидеров относительно риска усиления позиций Турции в Европе
для внутриполитической стабильности самой Европы. Эрдоган заявил: "Во
Франции 500 тысяч турок. С Турцией так легко не справиться. Глава
государства должен предпринимать шаги, думая не о будущих выборах, а о
будущих поколениях". Остается только представить, какие речи произносил
бы турецкий премьер, если бы во Франции было не 500 тысяч, а 5 миллионов
турок. При этом в Турции активно критиковали и то, что новый
законопроект ограничивает свободу слова тех, кто не хочет признавать
геноцид армян. При этом умалчивалось, что в самой Турции действует
закон, который считает людей с обратной точкой зрения - "оскорбителями
турецкой идентичности". В числе таких - некоторые видные представители
турецкой интеллигенции. Таким образом, вопросы, касающиеся принципиально
турецко-французских отношений и гуманитарно-моральных аспектов, также,
несомненно повлияли на решение французских парламентариев и сенаторов. На
Ближнем Востоке Турция в настоящее время втянута в острый политический
конфликт с Сирией. По данным международных СМИ, с турецкой территории
фактически ведется координация действий сирийской оппозиции и военных
группировок, составленных из числа дезертиров. Примечательно, что
Франция, ставшая наиболее активным участником коалиции против Муаммара Каддафи
в Ливии, в случае с Сирией сохраняет дистанцию и осторожность. По всей
видимости, решение Сената Франции по армянскому вопросу, если Турция
пойдет на обещанный разрыв военных отношений с Францией, в том числе и
на запрет французским ВВС пользоваться турецким воздушным пространством,
внесет определенные коррективы в ситуацию в ближневосточном регионе,
учитывая, что обе страны являются членами НАТО
и ведут действия на обширном пространстве от Афганистана и Ирана, до
Средиземного моря. Давление Франции по "армянскому вопросу" вписывается и
в круг консолидированных целей Запада по поддержанию Анкары в режиме
перманентного давления, что может оказаться полезным и с точки зрения
дальнейшего принуждения Турции к присоединению к санкциям против Ирана.
И, наконец, решение Франции может внести еще большую динамику во
внутриполитические события в самой Турции. Вспомним, недавно
непримиримый турецкий премьер-министр Эрдоган фактически признал
ответственность властей и извинился за резню курдов, осуществленную
властями в турецком Дерсиме в 30-х годах ХХ века. Столь разный подход
турецкого премьера к двум трагедиям понять можно. Курды в настоящее
время являются серьезным внутренним фактором в Турции, в отличие от
армян. В текущей ситуации решение французского Сената сугубо в
информационном плане будет служить еще большему накалу национальных
вопросов в Турции, что с учетом тотальной борьбы, которую партия
Эрдогана навязала военной элите, чревато для готовящегося к
президентству Эрдогана неприятными перспективами. Виген Акопян
|