Обозревая происходящие непрерывные события, разделяя их и
ставя определенные временные точки отсчета, приходишь к мысли, что новое
- это хорошо забытое старое. В единстве детерминированной и
стохастической систем, в их отношении друг к другу движется история
народов по спирали развития. Сегодня внимание мирового сообщества
приковано к событиям на севере Африки и на Аравийском полуострове, где,
развиваясь от одного момента до следующего, на глазах разваливаются режимы, которые десятилетиями правили и еще совсем недавно казались незыблемыми.
Здесь можно провести определенные параллели между ними и процессами на
постсоветском пространстве, в частности, с Карабахским движением. Эти
события отражают скачкообразный процесс, где каждый народ проходит
трудный, но необходимый путь развития, ведущий к становлению и
утверждению в государстве и в обществе таких фундаментальных понятий,
как Человек и Гражданин, с присущими им атрибутами Свободы, Равенства,
Братства и правом на жизнь. Однозначно можно утверждать, что
тут мы не имеем дела с экспортом революции и заговоров, хотя
солидарность народов присутствует. И если бы изначально мировое
сообщество подходило к неизбежным процессам с научной точки зрения,
можно было избежать кровавых событий на постсоветском пространстве,
Балканах, а сейчас – в странах Северной Африки, и на Аравийском
полуострове. Идентичные события протекали в Европе и Азии в XIX, XX
веках. Достаточно вспомнить эпоху Французской 1789-1871 гг. и
Октябрьской революций в России 1917 г., во время которых происходили не
менее бурные события. Одним из примеров распада и образования новых
государств стало отделение Норвегии от Швеции. Провозгласив свою
независимость в июне 1905 года, Норвегия уже в октябре того же года была
признана Швецией. Сам же естественный процесс познания - это
вечная борьба хаоса (неопределенности) с упорядоченностью, где
максимально жестко детерминированные системы стремительно движутся к
саморазрушению. Карабахское движение было первой волной нового
информационно-технологического омолаживания мира с соответствующими
процессами: рухнувшей Берлинской стеной, распадом Советского Союза и
появлением новых государств. Оно, по сути, стало необходимым
явлением, подтолкнувшим к коренным преобразованиям в области демократии.
Чтобы проанализировать и понять нерешенность проблемы ("вечный вопрос
Карабаха”) и ее новый качественный уровень, следовало бы провести
международную научную конференцию на тему "Карабахское движение – начало
новой трансформации мира» с участием ученых из многих стран. Феномен
Карабахского Движения – не противопоставление народов и религий. Вопрос
изначально стоял и сегодня стоит в плоскости свободы личности, свободы
собственности и соблюдения основных прав человека. Это краеугольные
камни нормального существования общества и государства. Отсутствие прав и
обязанностей способствует появлению страшной деструктивной силы,
отрицательной свободы, энергии разрушения. События на постсоветском
пространстве, Балканах, на севере Африки и Аравийском полуострове – тому
подтверждение. Эти движения за права и свободы, отражающие эпоху
цветных и цветочных революций, образно можно назвать второй волной
Карабахского движения. Эта волна с ее непреходящими
демократическими ценностями свободы личности и свободы собственности
затронула почти все регионы планеты - в виде вспышек революций и
потрясений, экономических кризисов, она дает о себе знать и в
государствах, относительно развитых, и в давно прошедших этот скользкий и
опасный путь. Игнорирование научных истин, основанных на горьком опыте
"проб и ошибок”, приводит к общественным и экологическим катаклизмам,
сопровождающимся огромными разрушениями и невосполнимыми человеческими
потерями. Природные и общественные аномалии, их проявление происходят
симметрично, убедительно показывая их единство. Достаточно нескольких
спонтанных нарушений в упорядоченной системе, в умонастроениях людей,
диктуемых необходимостью перемен - и природные и общественные силы
неотвратимо дают о себе знать. Идейно-интеллектуальное напряжение в
мировом сообществе, в отдельных регионах возбуждает и приводит в
движение разрушительные силы. За тысячелетнюю историю человечества таких
примеров достаточно. Прорыв в области технологий влечет за
собой пробуждения и в области политического мышления, преодоление
пласта инерционности. Решение Карабахского и других идентичных вопросов и
проблем лежит в общей плоскости положительных изменений во всем
пространстве взаимоотношений между людьми и народами. Понятие
демократии в широком его смысле, ее претворение в государственные
структуры стимулируют народы к мирному сосуществованию. В реальности,
инерционность мышления дает сбой не только у отдельных личностей,
государственных деятелей, но и в международных структурах. Время
принятия решений растягивается, что приводит к последствиям - к
ситуации на Балканах, Кавказе, а теперь - в Северной Африке и на
Аравийском полуострове. Акцентируя всеобщее внимание на этом временном
факторе, мы ясно осознаем, что впереди те же самые события ожидаются и в
других частях света, с циклическим повторением через определенные годы.
Интеллектуальная энергия народа, вера в справедливость, его
дух, требуют перемен и свобод. Познание человеком, народом самих себя,
возрождение и прорыв в область изменения в общественном сознании и
самосознании и есть та самая трансформация мира, которая соответствует
новому модернизационному обновлению мира. Победное шествие
национальных образований после принятия в начале XX века "Декларации
прав народов России” сменилось к концу столетия парадом суверенитетов на
постсоветском пространстве. Если взять в этом контексте Кавказ и
Центральную Азию и спроецировать внимание на происходящие события, то
станет ясно, что процессы идут не везде гладко, но относительно
стабильно. Признание и обретение независимости Абхазией и Южной Осетией -
это движение к миру и стабильности в регионе. Следующий шаг за Грузией –
это признание новых государств, которое необходимо ей самой, для ее же
имиджа. Происходящие в Армении, Азербайджане,
Нагорно-Карабахской Республике события, которые также далеки от
совершенства, стимулируют народы и их руководителей к осознанию
существенных перемен, к взаимному уважению и доверию, используя время,
отпущенное для развития государственно-политического, да и нормального
человеческого мышления. Ведь вопрос не в количестве государств, а в
качественном их наполнении, что соответствует принципам объединенной
Европы. Ярое сопротивление демократическим преобразованиям еще
сильнее стимулирует движение народов вперед к прогрессу, к самоочищению и
созиданию. Развитие национального сознания и самосознания с
односторонним движением в противоречиях со встречным идентичным - это
развитие и признание человека, его национальной религии,
государственного самоопределения и права на жизнь и существование. Эпоха
информационных технологий и всемирной сети интернета ускоряет
происходящие процессы. Эта своего рода опосредствованная сила знаний,
действующая на массу людей, движет народы в энергетическом общественном
конусе развития, с влияющими на них факторами стохастичности (хаоса) и
детерминированности (упорядоченности). Это фактически задача с
абсолютно детерминированным гипотетическим "демоном”, сформулированная в
начале XIX века великим французским ученным П.С. Лапласом и решенная в
наши дни совместными усилиями. Раздумывая над задачей
общественного развития в настоящем, видишь прошлое, и, обозревая
будущее, убеждаешься в их глубокой взаимосвязи. Землетрясение и цунами в
Японии с многочисленными жертвами и разрушениями, трагедия и горе
народа затмили "чудачества” авторитарных руководителей. Эти потрясения
призвали к бдительности и решительным совместным действиям по отношениям
к ним. Испокон веков люди, наука старалась предсказать ход событий,
минимизировать и нейтрализовать их воздействие на человека, на общество.
Глобальное потепление, процессы глобализации идут рядом, консолидируя
государства в решении насущных проблем, затрагивающих интересы всех
стран и народов. Решительные действия международных организаций, ООН в
принятии согласованных позиций - большой стимул и поддержка народам,
борющимся за свои права. В принципе, назрело время принятия
мировым сообществом стандартов поведения государств и государственных
образований не только во внешнем международном праве, но и во
внутреннем, ставя заслон политике двойных стандартов, являющей
питательной средой для несправедливости. Принятие стандартов в
государстве дает возможность решать возникающие вопросы и противоречивые
проблемы мирно и созидательно. К этой статье хочется привести мысли и
слова выдающего ученного и мыслителя Гегеля, обращенные к не менее
известному философу древности: «… Платон проявил величие своего духа в
том, что именно тот принцип, вокруг которого вращается отличительная
особенность его идеи, и есть та ось, вокруг которого вращалось тогда
предстоящее преобразование мира. Что разумно, то действительно; и что
действительно, то разумно. Этого убеждения придерживается каждое
непосредственное сознание, … в своем рассмотрении как духовного, так и
природного универсума». Григорий АФАНАСЯН Заведующий астрофизической обсерваторией Арцахского государственного университета АНАЛИТИКОН Источник:Лрагир.ам
|