Изучая
историю армянской фортепианной культуры, я не раз сталкивалась с
именами известных талантливых пианистов. Среди них - Маргарита
Мириманова. О ней я знала немногое. Из сообщений дореволюционных номеров
русской музыкальной газеты было известно, что пианистка училась в
Петербургской консерватории в классе знаменитой А.Есиповой, затем
совершенствовалась у Л.Годовского, одного из столпов современного
пианистического направления. В рецензиях на концерты Миримановой в
Петербурге и Тбилиси говорилось о ее "неотъемлемой музыкальности,
выдающейся технике". Многие помнили ее как талантливую шопенистку.
Побывав в Париже, мне удалось не только собрать материалы о
Миримановой, но даже встретиться с ней, поговорить, услышать о
выдающихся музыкантах, с которыми ей посчастливилось встречаться на
своем творческом пути.
Наши две встречи в ее маленькой квартирке в одном из старинных
кварталов города были очень непродолжительными. Я не знала, слушать ее
или знакомиться с толстыми папками ее большого архива, заранее
разложенного на столе рядом с роялем Стенвей. Мне хотелось просить ее
поиграть, прослушать записи ее исполнения, сделанные знаменитой фирмой
"Колумбия".
Приветливая, живая, М.Мириманова говорила по-русски. Она тоже была
взволнована встречей. Рассказывала о своем детстве, проведенном в
Тифлисе, о первых шагах в музыке под руководством матери, образованной
женщины, лично знавшей П.И.Чайковского и Антона Рубинштейна. Вспоминала
свой публичный концерт в 9 лет, когда она исполнила Первый фортепианный
концерт Шопена - этот поэтичнейший шедевр музыки. Она занималась в
музыкальном училище у известного пианиста и педагога Мизандари. Блестяще
закончив учебу в Тифлисе, Мириманова поступила в Петербургскую
консерваторию. Еще три года учебы в Вене. После этого начинается
концертная деятельность - сначала в России, а затем в течение более
полувека в Западной Европе.
Одним из самых ярчайших событий своей музыкальной жизни Мириманова
считает присуждение ей в 1931 году звания лауреата Болонской
филармонической академии - известной в Европе старинной академии,
лауреатом которой был Моцарт, а спустя более века Ферруччио Бузони.
Мириманова говорила живо, увлекательно. Многое о ней могли рассказать
и программы, афиши, рецензии. Яркий, неизгладимый след оставил в ее
жизни большой русский музыкант, крупный композитор Александр
Константинович Глазунов. Она с гордостью называла себя его ученицей.
Пианистка рассказывала интересные эпизоды из жизни и концертной
деятельности Глазунова, говорила об огромном авторитете композитора в
консерватории, о его душевной простоте и щедрости, исключительной
преданности музыкальному искусству.
Мне запомнился удивительный эпизод, рассказанный Глазуновым
пианистке, который раскрывает особые тайники души этого великого
музыканта и человека. Дирижируя VII симфонию Бетховена в зале
Дворянского собрания (ныне Большой зал Ленинградской филармонии),
Глазунов поднял голову и вдруг увидел белую бабочку, кружившуюся над
оркестром. А было это в январе, в трескучий мороз. Не поверив себе, он
оглянулся на оркестрантов. Они тоже следили за бабочкой. Это было
невероятно. Кончился концерт, и допоздна музыканты безуспешно искали эту
бабочку. Глазунов потом говорил, что это душа Бетховена явилась к ним в
образе легкокрылого существа.
Глазунов высоко ценил дарование Миримановой. Он доверил ей исполнение
своего Первого фортепианного концерта в авторском симфоническом вечере,
дирижировал оркестром сам. Пианистка неоднократно играла известные
"Вариации" фа-диез минор Глазунова в присутствии композитора. Мы нашли и
ценные строки самого Глазунова, характеризующие Мириманову как
пианистку. Этот отзыв был напечатан в журнале ("Армянский вестник", N14,
1916 г.). Представляя Мириманову широкой общественности после ее
возвращения из Вены, Глазунов писал: "Я признаю пианистку Мириманову за
выдающуюся исполнительницу музыкально-художественного мира". Он выразил
надежду, что "во всеоружии дарования и знаний вдохновенная эстрадная
пианистка Мириманова должна обратить на себя внимание всего музыкального
мира и, в частности, ее соотечественников".
Мы располагаем и другими доказательствами этих чистых и искренних
человеческих взаимоотношений. В архиве пианистки хранится неизвестное
фото, копию которого она любезно предоставила мне. На нем запечатлен
Александр Константинович Глазунов, сидящий за маленьким и нарядным
инструментом, а рядом стоит Мириманова. Необычайно тепла и ласкова
надпись: "Южному солнышку Маргарите". Прочитав эту надпись, Морис
Равель, замечательный французский композитор, друг пианистки, сказал: "Я
был бы счастлив иметь надпись этого великого композитора, берегите фото
как зеницу ока". В архиве хранится и другой снимок - кабинетный портрет
Глазунова. Он весь расписан мелкими строчками музыкальных импровизаций
Глазунова, посвященных пианистке.
Последняя встреча Глазунова с Миримановой произошла спустя многие
годы в вагоне парижского метро. "Это была печальная встреча, - говорила
Мириманова, - я чувствовала, что мы больше не увидимся. Глазунов говорил
о музыке как о великой силе в жизни человека".
В консерваторские годы Маргарита Ивановна встречалась и с другими
русскими музыкантами. В частности, с С.Прокофьевым, будущим выдающимся
советским композитором. Она помнит, как для нее он играл отрывки из
Третьей сонаты "сухим отрывистым звуком" и метко комментировал их.
Дружба с русскими музыкантами продолжалась и позже. В парижские годы
жизни она неоднократно встречалась с великим Шаляпиным, выступала с ним в
концертах. Чувство искренней благодарности к русской культуре можно
усмотреть и в том факте, что на всех своих европейских концертных афишах
Мириманова указывала "русская пианистка", а иногда "армянская
пианистка". Ее интересовали достижения русской и советской
пианистической школы. Так, после прослушивания одного из Международных
конкурсов пианистов в Париже (1970) она восторженно писала: "В конкурсе
этого года советские пианисты, как всегда, были лучше всех".
Живя долгие годы за рубежом, Мириманова часто мысленно возвращалась к
своей родине - Армении, в ее душе всегда жил этот далекий и дорогой
образ. В свои концертные программы она включала произведения Хачатуряна,
Комитаса. В Армении она была очень давно, в молодости, выступала с
концертом весной 1920 года.
Мириманова выступала в известных концертных залах Парижа, Вены,
Милана, Берлина, Зальцбурга и др. В симфонических концертах с ее
участием дирижировали такие широко признанные мастера, как
Б.Паумгартнер, А.Конрадт, Ф.Шальк. Наибольшей интенсивности концертная
деятельность Миримановой достигла в конце 20-х и в 30-е годы. Репертуар
пианистки охватывал почти все стили фортепианной музыки, но предпочтение
она отдавала Шопену, Шуману, французским импрессионистам.
Европейская печать высоко оценивала искусство Миримановой. Так, ее
исполнение Второго фортепианного концерта Листа, состоявшееся в
Зальцбурге в 1934 году, по мастерству сравнивалось с игрой знаменитого
пианиста Альфреда Громфельда.
Во время нашей встречи пианистка подарила мне свою пластинку с
записью двух миниатюр - Шопена и Шуберта. Впечатление от исполнения
последних пьес было великолепным. Привлекала в игре прежде всего высокая
культура исполнения. Это было искусство, богатое по настроениям, в его
основе - ясная и значительная мысль.
Прощаясь с Миримановой, я пожелала исполнения ее заветного желания - увидеть Армению.
Ш.АПОЯН, профессор Ереванской госконсерватории имени Комитаса Источник "Голос Армении"
|