МОССАД – важный фактор международной политики, располагает
значительными разведывательными ресурсами, и деятельность данной внешней
разведывательной службы Израиля оказывает серьезное влияние на многие
политических процессы.
В отношении одних стран МОССАД
проводит, скорее, тактические операции, делает это очень быстро и
оперативно, в отношении других – развертывает сеть и возможности для
проведения стратегической деятельности.
Южный Кавказ
давно перешел в разряд одного из регионов, которые рассматриваются
Израилем как зона стратегических интересов. Грузия и Азербайджан
являются ближайшими партнерами Израиля, не было бы преувеличением
предполагать, что МОССАД оказывает определенную поддержку этим странам в
направлении сбора информации по Армении и армянской диаспоры.
Многие
армяне, проживающие в различных странах, нередко высказывают свои
мнения относительно довольно странного поведения этнических евреев в
отношении армян и Армении. Причем, данное поведение, вроде бы, ничем не
мотивировано, ни бытовыми, ни какими-либо служебными обстоятельствами.
Ни для кого не секрет, что большинство еврейских общественных и
лоббинговых организаций совершенно откровенно направляют свою
деятельность против интересов Армении и армян.
В
последнее время в различных странах возникают организованные группы
евреев, которые склонны пересмотреть традиционное отношение еврейских
общественных кругов в отношении Армении и армянской диаспоры. Это,
конечно же, обусловлено политическими и общественными факторами, и,
скорее всего, эта тенденция получит развитие, но основные еврейские
организации продолжают прежнюю политику.
Несмотря на
определенные политические и этические мотивации части еврейского
сообщества, Израиль не может позволить себе игнорировать свои
кардинальные интересы и поддержать интересы Армении в той или иной
форме.
Еще в начале 90-х годов была отмечена довольно
активная информационная и иная деятельность МОССАД в Армении, включая
визиты и пребывание в Армении сотрудников МОССАД. С тех пор интерес
МОССАД к Армении колебался, но, так или иначе, в целом, «армянская тема»
представляется весьма важной для интересов Израиля.
Израиль,
конкурируя с Украиной и Россией, стал основным поставщиком вооружений в
Азербайджан, и израильская внешняя разведывательная служба должна
предупредить любые возможные действия Армении в отношении нанесения
политического и морального ущерба Израилю.
Вполне
понятно, что процесс международного признания геноцида армян также стал
довольно серьезной угрозой для интересов Израиля, и МОССАД должен
предупредить какие-либо действия, направленные против политических
интересов Израиля и еврейских организаций и отдельных элементов влияния в
различных странах.
Следует отметить, что в
анти-армянской деятельности участвуют не только еврейские общественные
организации, но и политики и политические авторы, и функционеры
еврейского происхождения, работающие не в еврейских организациях.
Кроме
данных обстоятельств, важно понимать, что армянская тема - это рычаг
для дискредитации такого тезиса, как универсализм антисемитизма. Это
двояко понимают еврейские политические и общественные деятели. Одни из
них, преимущественно, представители молодого поколения понимают, что
данный тезис не может эксплуатироваться далее, так как критика Израиля и
еврейских организаций не может более оцениваться как проявление
антисемитизма, в любом случае.
Более консервативно
настроенные еврейские круги продолжают отстаивать тезис универсализма
антисемитизма, что ставится под сомнением таким явлением, как
международное обсуждение армянской темы. В целом, Армения и армянская
тема прочно стали вопросами геополитической борьбы между различными
влиятельными кругами, что подтвердилось провалом армянской резолюции в
Конституционном Совете Франции.
Вполне понятно, что
проблемы между Азербайджаном и Арменией не могут не затрагивать интересы
Израиля, и МОССАД не станет упускать возможности поддержки тех
политических групп в Армении, которые совершенно откровенно заявляют о
капитуляции, об отказе от Карабаха, от борьбы за международное признание
геноцида, от обладания боеспособных вооруженных сил. Понятно, что это
политика АОД, да чья еще это политика?
Конечно же, МОССАД
в данной ситуации предпочтет поддержать группировку Левона
Тер-Петросяна, которая вполне отвечает интересам Азербайджана, Турции,
Израиля и их партнеров.
Возникает вопрос, какой смысл
Израилю делать ставку на группировку Л.Тер-Петросяна, если она не имеет
перспектив создать существенную фракцию и вообще преодолеть выборный
барьер?
Израиль давно и внимательно наблюдает за
процессами в Армении и очень хорошо понимает, что в армянском обществе
широко распространены взгляды, носителями которых являются сторонники
Л.Тер-Петросяна. Почему бы не поддержать в Армении эту группировку, хотя
бы на будущее.
Власти Армении предполагают, что они
владеют информацией, кто и каким образом финансирует группировку
Л.Тер-Петросяна, то есть, АОД. Вполне ли достаточна эта информация?
Игорь Мурадян http://http://www.lragir.am/russrc/comments24536.html1
|