То, что казалось невероятным всего десятилетие
назад, стало реальностью – о существовании в Турции и «турецкой»
диаспоре криптоармян (деды которых чудом спаслись от геноцида 1915 года и
резни в Дерсиме 1937-38 гг.) сегодня в многочисленных средствах
массовой информации говорится более чем звучными фактами. Изданы книги и
сборники, проведены конференции о «безвестной» ранее для армянства
части народа, о людях, которые, несмотря на смену вероисповедания,
сохранили национальную самобытность, знают, что они армяне и настоящие
хозяева Западной Армении, верят, что в век национального пробуждения и
освободительных движений им будет возвращена родина.
Недавно по приглашению и при поддержке российского молодежного центра
«Амшен» мне довелось встретиться с легендарными людьми, о которых я
писал статьи и контактировал с ними долгие месяцы по телефону и
компьютерной связи. Наши армяноязычные, сменившие веру братья
замечательно исполняли старинные амшенские песни устами практически
международного ансамбля «Вова Амшен», руководит которым социалист по
убеждениям Хикмет Акчичек. Многочисленную делегацию в Москве возглавлял
учредитель Социал-демократической партии Турции Мемет Алтонкая, который
довольно бегло говорил по амшеноармянски. Перед более чем 1500 зрителями
в зале Голден Палас в Москве с дашнакскими, гайдукскими и фольклорными
песнями выступил Спартак Закарян (Краснодар). В 1999 году наши
незабываемые встречи в германском Франкфурте с «матерью» тюркоязычных
амшенских армян Алие Алис Алти, ее братом Садатом Бостаном,
сыном-художником Денисом Алти и интеллектуалом Нуреддином Гурманом
положили начало циклу статей, которые сначала были восприняты с иронией и
недоверием, но затем охотно публиковались в полиязычной диаспорской
прессе.
Но если амшенским армянам пришлось сменить вероисповедание под
давлением Османской империи и под страхом погромов и террора стать
суннитами, то большинство сменивших веру армян, проживавших в Муше и
Сасуне, Гюндемире, Гызыл Агаче (Кармир хаче (Красный крест)), провинции
Варто, стали в основном алавитами-шиитами. Это направление, весьма
близкое христианству, сравнительно терпимо к другим вероисповеданиям. И
хотя на сегодня не известно точное число алавитов-армян, происходящих из
данных местностей, по некоторым данным, оно достигает нескольких
десятков тысяч.
В январе 2012 года в германском Висбаде мне выдалось принять участие в
свадебной церемонии Симона Гюндени, который в свое время был перекрещен
в христианина. На свадьбе гуляло более 2000 человек из Турции и
европейских городов. На этой исторической свадьбе мне впервые пришлось
столкнуться с представителями армян-христиан и армян, сменивших веру,
зазов, кызылбаши, курдов, ассирийцев, проармянской турецкой
интеллигенции. Наблюдая за боевыми плясками Сасуна-Муша, один их
руководителей европейской общины ассирийцев Шабо Аккюль, указывая на
крупных, светловолосых и красивых танцующих молодых людей, сказал:
«Армянское так и светится в них»… Вопреки тысячелетним гонениям, страху,
тайной и «безмолвной» жизни, различным именам и вероисповеданию, наши
сменившие веру братья и сестры смогли сохранить свой национальный облик и
при первой же возможности заявили о своем армянском происхождении.
Дерсим – один из древнейших населенных пунктов Западной Армении, где
зороастризм, манеизм, солнцепоклонничество, христианство, ислам со
своими алавитским, суннитским и кызылбашским направлениями сосуществуют
до сих пор. В этих местах в горах Мунзура и по берегам одноименной реки
проживали армяне, зазы, курды, кызылбаши, ассирийцы, парфяне и персы,
которые были полунезависимыми даже в годы османского владычества. В дни
Геноцида армян 1915 года более 40 тыс. армян, в основном сирот, спаслись
от истребления благодаря смелым шагам вождя племени заза Сеида Ризаи.
Он спас также сотни армянских сокровищ-манускриптов и сохранил в своем
доме. В 1937-38 гг. режим Ататюрка, так и не смирившись с
полунезависимым статусом Дерсима, под предлогом восстания зазов,
штурмовал Дерсим танками, тяжелой артиллерией и самолетами (в этом
принимала участие и пилот, удочеренная Ататюрком армянка Сабиха Кекчен).
Защитника города были вооружены только ружьями и оружием 19 века.
Произошли кровавые погромы и резня, погибли 150 тыс. человек, тысячи
были изгнаны. По свидетельству сына вождя Сеида Ризаи, в 60-х годах
прошлого века турецкая армия обстреливала дома всех зазов, которые
скрывали армян. Согласно историку и национальному деятелю заза Мунзуру
Джему, в доме Сеила Ризаи турецкие солдаты обнаружили армянские
Священные книги, папирусы и обвинили вождя заза в том, что он является
скрытым христианином и армянином. Великого почитателя армян возвели на
виселицу, но его имя и спасенные им сокровища живут в веках.
Известный певец – заза Микаел Аслан вместе со своими
соплеменниками-коллегами Джемилем Гочкири и Джавером Кючюком (Германия)
продолжил дело великого Комитаса, возвратив Армении и армянскому народу,
как он сам говорит, 1000-летние армянские песни Дерсима. На основе
архивов ученика Комитаса Тиграна Тумачяна, в сотрудничестве с
фольклорным ансамблем Армении «Акунк» (Исток) и великолепной певицей
грузинского происхождения Лейлой Сарибекян, они издали на разных языках и
распространили по миру CD «Петак» (Улей) с записями на армянском и
языке заза.
Немало осталось в Ираке и Сирии потомков армян, убитых в 1915 году
арабскими племенами и истребленных в пустынях Междуречья. И сейчас в
Сирии многие вожди племен имеют армянское происхождение, и они заявляют
об этом в прессе.
После геноцида готовым помочь армянам и гуманитарным организациям
было передано более 20 тыс. сирот, часть которых была переведена в
сиротский приют Гюмри. И сегодня среди бедуинов Ирака и Сирии немало
этнических армян, которые исповедуют ислам и говорят по-арабски, но
поддерживают связи со своими нашедшимися родичами в Багдаде, Алеппо,
Дамаске и Бейруте.
Сменившие веру армяне достигли в арабском мире царских высот, как,
скажем, царица Саджарат аль-Дурр в Египте во времена мамлюков, Лулу,
Мелик аль-Афдал и другие.
Сменившие вероисповедание амшенцы стали жертвами сталинских
репрессий. В 1944 году по указанию Берии наши соотечественники были
депортированы из приграничных с Турцией районов Грузии в Центральную
Азию, Кыргызстан и Казахстан. Многие погибли в пути от холода и голода –
как свидетельствует Яшар Акбоюков, с которым мы встретились летом 2011
года в российском селе Федеровка, куда он «репатриировался» вместе со
своими соотечественниками из мест ссылки в Центральной Азии.
А до этого киргизский историк, руководитель общины амшенских армян
города Ош Руслан Карабаджаков, подобно Руштуну, посетив Армению и Арцах,
анонсировал желание амшенских армян вернуться на Родину.
Надеемся, что мечты станут реальностью, и армянство вновь обретет Родину.
|