Сенор АСРАТЯН
Военный эксперт
- Господин Асратян, насколько, по-вашему, велика вероятность возобновления войны?
- Вероятность возобновления войны в зоне азербайджано-карабахского конфликта в действительности велика, если, конечно, не отметить, что война здесь уже происходит, хотя в несколько ином формате. Буду оперировать конкретными данными. Итак, только за январь-июнь текущего года на различных отрезках линии соприкосновения Карабаха и Азербайджана силами азербайджанской армии, по оперативным данным Армии обороны НКР, режим перемирия был нарушен 2700 раз, в результате чего прозвучала 21 тысяча выстрелов из оружия различного калибра. Не секрет, что с целью заставить противника умолкнуть снайперы Армии обороны также прибегали к ответным действиям, что, естественно, привело к дополнительной огневой эскалации на передовой линии… Если добавить к этому периодически предпринимаемые противником в приграничной зоне диверсионные действия, к примеру, инцидент, который произошел в ночь на 4 марта 2008 г. у села Левонарх, а также нападение на пост близ села Чайлу 18 июня 2010 года и другие, картина станет более полной. Все это дает повод говорить, что мы находимся на пороге большой войны…
- Во время прошлогоднего парада Азербайджан открыто продемонстрировал закупленное им вооружение дальнего действия. Это оперативно-тактические ракеты «Точка» последней модификации, а также крупнокалиберные системы «Смерч», которые могут нанести разрушительные удары на расстоянии 70 км. Недавно появилась информация о том, что Россия намерена продать Азербайджану зенитные комплексы С-300. Производится ли перевооружение в карабахской армии?
- Очевидно, что в последние годы Азербайджан предпринимает активные шаги по приобретению новых партий вооружений и техники и является самой милитаризированной страной в регионе, о чем свидетельствует военный бюджет Азербайджана, который уже превзошел 2 млрд. долларов. Очевидно также, что официальный Баку комплектует свой арсенал вооружениями, предусмотренными для наступательных действий, в частности, ракетно-артиллерийскими комплексами, воздушными силами и бронетехникой. Не менее очевидно, что финансовые возможности Республики Арцах, по сравнению с Азербайджаном, гораздо скромнее. Но это вовсе не означает, что в случае вероятного возобновления военных действий Армия обороны не сумеет выполнить возложенные на нее задачи. Опыт войны (в том числе, и первой карабахской войны) говорит о том, что исход военных действий определяет человек, и лишь потом техника. Приведу пару цифр. На начальном этапе первой карабахской войны в распоряжении Азербайджана находилось 286 танков, 842 бронемашины, 345 артиллерийских комплексов, 53 военных самолета и 48 боевых вертолетов. Из 7-миллионного населения было мобилизовано и брошено на фронт около 100 тыс. военнообязанных-пехотинцев, в основном вооруженных автоматами Калашникова… В тот же период в распоряжении Сил самообороны Арцаха находилось всего 95 единиц бронетехники, из которых лишь 7 танков, около 30 боевых машин пехоты, 11 пушек, 2 комплекса «Град» и чуть более 10 минометов… Воевавшие 1 против 7 арцахцы были вооружены в основном охотничьими ружьями, самодельным оружием и весьма ограниченным количеством автоматов… Если добавить к этому, что, начиная с апреля 1993 года, Азербайджан стал вооружаться турецким оружием, в мае того же года получил от России еще 105 бронемашин и 42 артиллерийские единицы, ввез из Украины 40 танков, необходимости в сопоставительных комментариях не будет. Каково же было соотношение сил в последний период войны? И опять обратимся к фактам.
В ходе боевых действий в период с января 1992 года по май 1994 года азербайджанская армия оставила на поле боя около 200 из 350 находившихся в ее распоряжении танков, было уничтожено более 40% военно-воздушных сил противника (20 самолетов и 10 вертолетов), выведено из строя или взято в трофеи более 300 боевых машин пехоты, бронетранспортеров и иной боевой техники, более 100 артиллерийских средств, тысячи единиц автоматического оружия различного калибра, противотанковые и противовоздушные средства, боеприпасы и так далее. За счет трофейного оружия Армия обороны пополнила арсенал броневой, артиллерийской техники, автоматического оружия. И возникает вопрос: как и за счет чего удалось в ходе первой карабахской войны не только сформировать такое соотношение сил, но и вынудить вооруженного до зубов противника к перемирию? Ответ один – благодаря человеческому фактору и правому делу, к которому стремятся арцахцы… И сегодня уповать на победу силой оружия и бомбовых ударов не более чем авантюра. А если Азербайджану недостаточно собственного опыта для того, чтобы представить перспективы вероятной войны, ему должно хватить смелости проследить за ходом событий в различных международных конфликтах. Напомним, что мощной Англии не удалось удержать власть в Индии, не менее мощная Франция вынуждена была признать независимость Алжира, даже самое сильное на сегодня в мире государство – Соединенные Штаты – не могут реализовать спланированное Белым домом в Ираке и Афганистане… Эти и многочисленные другие примеры говорят о том, что военно-технических ресурсов не всегда хватает на воспрепятствование стремлению к свободе и независимости. А в карабахско-азербадйжанском конфликте это более чем очевидно, и здесь, по моему глубокому убеждению, исход определяет не металл, а человек-воин, «оснащенный» духовными ценностями…
Что касается вопроса о перевооружении арцахской армии, то ответ однозначный – да. На сегодняшний день на действие любого находящегося в распоряжении Азербайджана вида вооружения Арцах может дать адекватный ответ… В этом сомневаться не стоит, ибо альтернативы у нас нет…
-Учитывая тот факт, что предупреждение является одним из способов предотвращения войны, как следует предупредить азербайджанское руководство о том, что в случае возобновления военных действий ответ может быть неадекватно мощным, и как довести это предупреждение до мира?
- В ответ на озвучиваемые из Баку каждый Божий день милитаристские заявления руководство наших вооруженных сил предпочитает заниматься повышением боеготовности Армии обороны, укреплением передовой линии и совершенствованием тактических умений, что является лучшим способом предотвращения войны. Что касается предупреждений, то делаются они не словом, а конкретным делом на передовой, где любое поползновение противника получает адекватный ответ. Должен сказать, что благодаря подобным убедительным действиям вот уже 16 лет без помощи третьих миротворческих сил в зоне азербайджано-карабахского конфликта сохраняется режим перемирия.
- Предпринимают ли власти РА и НКР достаточно шагов для ограничения продажи и передачи вооружения Азербайджану? Так же, как Грузия, Азербайджан приобретает большую часть оружия в Украине и, чуточку меньше, в Турции и Израиле. Даже стратегический партнер Армении Россия расширяет военное сотрудничество с Азербайджаном. Что делается для того, чтобы удержать эти страны от подготовки Азербайджана к военной агрессии против Армении и Арцаха?
- Поскольку НКР – страна непризнанная, иначе воздействовать на ситуацию не представляется реальным. Азербайджан действительно приобретает за счет нефтедолларов вооружение, в основном, из постсоветских стран и, частично, Турции и Израиля. Вопрос в том, какие партии вооружений и техники Азербайджан получает, в частности, из Украины и Беларуси. Дабы не быть голословным, процитирую материал, который транслировало радио «Свобода». «Покупая просроченные белорусские танки, азербайджанские генералы делают хороший бизнес. Правительство этой страны выделило на покупку танков в Беларуси 40 млн. долларов. Но вместо новой техники Беларусь продала Азербайджану списанные танки, которые оказались в ее арсенале после передислоцирования советской военной базы в Германии…». Очевидно, что такого рода генеральский бизнес сказывается на боеспособности азербайджанской армии. Только за последние 10 лет, согласно бакинским источникам, сухопутные и воздушные силы азербайджанской армии при различных обстоятельствах (в частности, во время учений) потеряли около 20 единиц боевой техники, в том числе, 3 танка и 2 боевых самолета. Анализ потерь показывает, что причиной стала просроченность техники. Если добавить к потерям самолетов и танков и потери БМП, бронетехники и автомобильной техники, а также то, что только в результате изношенности или неправильной эксплуатации вооружений число жертв в азербайджанской армии перевалило за сотню, то уровень укомплектования азербайджанской армии становится очевидным.
- Считаете ли Вы возможными, при нежелательном развитии событий, превентивные удары карабахской стороны по азербайджанским позициям?
- Подобное решение является прерогативой Главнокомандующего Вооруженными силами. А если вы хотите узнать лично мое мнение, то я считаю, что любая страна, исходя из стратегических соображений, имеет моральное право на превентивный удар, если противник не только постоянно выступает с воинственными заявлениями, но и явно готовится к возобновлению военных действий. В мировой истории немало подобных прецедентов, и они оправданы целым рядом международных документов, в частности, положением статьи 51 Устава ООН, согласно которому применение силы оправдано целями личной и коллективной обороны. Тем не менее, я не считаю, что региональные развития могут привести к подобной развязке, и все же, я не исключаю возобновление войны, ибо для этого наличествует ряд объективных и субъективных предпосылок, одной из которых является следующая: актократия в Азербайджане предполагает формирование в этой стране послушного большинства, которое, из-за отсутствия собственного мнения, не только не способно ориентироваться в региональных геополитических развитиях, но и всемерно поддерживает дух и букву политики алиевского клана. В подобных условиях общество, не осознавая разрушительных последствий милитаристской политики, готово в любой момент пойти на все, к чему призывает автократ… А это один из важнейших факторов вероятной войны…
Источник: журнал "Аналитикон"
|