Пятница, 29.03.2024, 18:47

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Июнь » 3 » Война и мир в карабахском конфликте
18:20
Война и мир в карабахском конфликте
Хотя и прошло 17 лет со дня достижения договоренности о бессрочном перемирии между Азербайджаном, НКР и Арменией, но проблема поддержания режима прекращения огня все еще остается актуальной. Этой проблеме, так же, как и мерам по снижению общей напряженности в зоне конфликта, были посвящены две последние встречи в Астрахани и Сочи президентов Армении и Азербайджана при посредничестве президента РФ. Посредники возвращаются к пониманию, что без обеспечения прочной стабильности и надежного закрепления режима прекращения огня на границе между НКР и Азербайджаном невозможно продвигать процесс согласования ключевых политических вопросов[1]. Создание благоприятной атмосферы в зоне конфликта является минимально необходимым условием для продолжения мирного диалога, в то время как для обеспечения прогресса на переговорах или сближения позиций сторон нужна добрая воля и конструктивный настрой.

Заявления и действия азербайджанской стороны указывают на ужесточение и без того бескомпромиссной позиции последней. С недавнего времени официальный Баку принял на вооружение следующую формулу: либо мир на условиях Азербайджана, либо война. Надо отметить, что "мир на условиях Азербайджана” или на базе "мадридских принципов” означает отложенную войну. Понятно, что Степанакерт и Ереван не будут играть по бакинским правилам[2].

Продолжение снайперской войны, нежелание Азербайджана работать над созданием международного механизма наблюдения и контроля над режимом прекращения огня (невзирая на то, что на последней встрече в Сочи президенты Армении и Азербайджана договорились "…проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня с участием сторон под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ при содействии специального представителя действующего председателя ОБСЕ”.[3]) являются производными от вышеуказанной азербайджанской формулы. Призывы Генерального секретаря ООН[4], Действующего председателя ОБСЕ[5] и других деятелей о необходимости отвода снайперов от линии фронта могут быть выполнены в случае отказа Азербайджана от политики военного шантажа или военной дипломатии. Армения и НКР уже заявили о своей готовности отвести снайперов, но армянские государства не могут пойти на такой шаг в одностороннем порядке.

Напряженность в зоне конфликта зачастую нагнетается Азербайджаном умышленно с целью оказания давления на армянские стороны, в том числе через посредников. В целом, уровень военной опасности несколько возрос по сравнению, скажем, с 2007 годом. Азербайджан активно вооружается, пытаясь нарушить баланс сил, на котором базируется перемирие. Очевидно, что поддержание баланса означает сохранение стабильности, и если одна из сторон старается нарушить этот баланс, используя нефтяные доходы, то другие стороны конфликта должны получать соответствующую поддержку от тех государств, которые заинтересованы в региональной стабильности.

Бесплатное предоставление или продажа по льготным ценам вооружения и военной техники армянским сторонам - одна из возможных мер по предотвращению новой войны.

Кроме материально-технических мер, существуют меры политического характера, которые способны обеспечить стабильность в зоне карабахского конфликта.

Международное признание независимости НКР способно закрыть военную перспективу. Реализация данного, апробированного в последние годы и наименее затратного сценария принесет региону долгосрочную стабильность. Сторонники позитивного изменения статус-кво, искренне заинтересованные в мире в регионе, должны отдавать предпочтение этому сценарию.

Задача должностных лиц, ответственных за судьбы Арцаха и Армении, заключается в обеспечении развития двух армянских государств в мирных и безопасности условиях. В сложившейся ситуации, когда Азербайджан не прекращает убийства на линии перемирия и нагнетает напряженность, Армения и НКР должны предпринять активные контрдействия, как в военной плоскости, так и в дипломатической. В результате целенаправленной работы азербайджанское руководство должно быть поставлено в такие условия, чтобы его приказы убивать в условиях перемирия имели крайне негативные последствия, прежде всего, для официального Баку.

Международные посредники должны четко и недвусмысленно дать понять Азербайджану, что продолжение военной дипломатии и фактическая подготовка к войне приведут к ускоренному международному признанию НКР. Более того, странам-посредникам необходимо сделать первые шаги в этом направлении. Например, Нагорно-Карабахской Республике уже следовало бы предоставить статус наблюдателя в ООН и в других международных межправительственных организациях.

В недавнем интервью "Голосу Америки” на вопрос о помощи США Азербайджану в области демократии и прав человека, американский посол в Баку Мэтью Брайза ответил, что он большую часть времени проводит за обсуждением этих вопросов с членами правительства Азербайджана. Эти обсуждения охватывают и вопросы задержания журналистов и демонстрантов. 'Мы хотим установить сотрудничество с нашими партнерами так, чтобы Азербайджан пошел не по пути политического авторитаризма и исламского экстремизма, а по альтернативному пути”[6]. Что касается разгона митингов оппозиции и арестов их участников, Брайза заявил, что США всегда поддерживали свободу собраний, и всегда держали этот вопрос в центре внимания на переговорах с правительством Азербайджана[7].

Умелое внешнее управление начавшимися в Азербайджане внутриполитическими процессами может оказать позитивное влияние на ситуацию в регионе конфликта. Поскольку для авторитарных режимов сохранение власти является важным приоритетом, поддержка демократических и гражданских движений в Азербайджане может сосредоточить внимание бакинских властей на внутриполитических вопросах, оставив в стороне реализацию реваншистских идей. Умелое управление должно исключить ситуации, при которых действующий режим решит возобновить боевые действия против НКР с целью консолидации собственной власти в Баку.

Западное сообщество государств может пойти на реализацию подобных превентивных мер, поскольку полученную прибыль от инвестиций западных стран и нефтяных компаний Азербайджан использует не в мирных целях. Выступая на конференции «Безопасность на Южном Кавказе: азербайджано-турецкие отношения» в Турции, бывший американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Керри Кавано отметил, что военный бюджет Азербайджана в год составляет $3,5 млрд. и эта цифра превышает весь бюджет Армении. Он выразил уверенность, что эти огромные средства можно направить на мирные цели[8].

Недовольство западных стран, вызываемое действиями Азербайджана, имеет свои причины. Из дипломатических источников известно, что при подготовке к подписанию так называемого "Контракта века” по разработке нефтяных месторождений, находящихся в азербайджанском секторе Каспия, Азербайджан, среди прочих обязательств, гарантировал западным партнерам решать существующие проблемы мирным путем и не повышать риски для инвесторов, т.е. решение вопросов войны и мира в регионе было фактически выведено из сферы исключительной компетенции официального Баку. В свою очередь, азербайджанское руководство получило закулисные гарантии внешней политической поддержки. Именно руководство, а не страна. Заключая "Контракт века”, никто не гарантировал решение карабахской проблемы исключительно в интересах Азербайджана.

Западные партнеры свои обязательства выполняют, что подтверждается, например, плавной передачей власти в Азербайджане от отца к сыну и рядом других фактов. Действующий президент Азербайджана, получив большие экономические и политические дивиденды от реализации нефтяной стратегии и увеличив военный арсенал, предпринимает попытки нарушить принятые в 1994 году правила игры и получить карт-бланш на проведение силовых операций по отношению к НКР. Нарушение правил или их изменение не могут носить одностороннего характера. Если, все же, правила игры будут нарушены, то правящий в Азербайджане режим лишится ранее гарантированной внешней поддержки со всеми вытекающими последствиями.

Кроме западных партнеров Азербайджана по нефтяному бизнесу такие влиятельные региональные игроки, как Россия и Иран, имея свои мотивы, заинтересованы в сохранении стабильности в зоне карабахского конфликта. В частности, военное развитие событий опасно не только для стран Южного Кавказа, но и российского Северного Кавказа. Война на Юге является прямой угрозой хрупкой стабильности на Севере региона. Иранская же сторона опасается того, что, в случае региональной дестабилизации, на его северных границах появятся войска из стран НАТО[9].

Таким образом, при активном взаимодействии заинтересованных стран и правильном использовании имеющегося инструментария можно обеспечить долгосрочный мир в зоне карабахского конфликта.



[1] ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СНГ ПО КОНФЛИКТУ В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ И ВОКРУГ НЕГО,15 апреля 1994 г., http://www.vn.kazimirov.ru/doc8.htm


[2] См. http://www.newcaucasus.com/index.php?newsid=4580


[3] Совместное заявление президентов Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации по нагорно-карабахскому урегулированию, 5 марта 2011 года, http://special.kremlin.ru/ref_notes/882


[4] Генсек ООН выступает за отвод снайперов с линии соприкосновения в зоне карабахского конфликта, http://www.newsarmenia.ru/arm1/20100926/42314294.html


[5] В ходе визита в Армению Действующий председатель ОБСЕ заявил о необходимости отвода снайперов с линии соприкосновения во избежание дальнейших инцидентов, http://www.osce.org/ru/cio/76180



[6] Брайза: США помогают Азербайджану отойти от пути политического авторитаризма и исламского экстремизма, http://pda.regnum.ru/news/fd-abroad/1406526.html


[7] См. http://contact.az/topics_ru.asp?id=5294&pb=6&vr=ru&yr=2011&mn=5&day=19&mdn=1


[8] Американский дипломат предлагает насаждать мир на Кавказе турецкими методами,
http://www.panarmenian.net/rus/world/news/70122/
[9] Посольство Ирана в Армении выступило с заявлением, http://news.am/rus/news/59332.html

ANALYTICON #5, 2011
www.analyticon.org
Председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности


Масис Маилян

Источник:  www.lragir.am

Просмотров: 577 | Добавил: ANA | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024