В
Армении гостит известный народный артист РСФСР Владимир Михайлович
Татосов. Несмотря на почтенный возраст (86 лет), он энергично
рассказывает о себе, своем творческом пути, интересных эпизодах из
жизни, друзьях - знаменитых актерах, с удовольствием отвечает на
вопросы, а прощаясь, подарит свою книгу "А мне летать охота…"
Владимир Татосов снимался в очень известных фильмах -
"Большая семья", "6 июля", "Татьянин день", "Салют, Мария!", "Соломенная
шляпка", "Интервенция" и др., много выступал на эстраде, в том числе и с
Аркадием Райкиным, работал в ленинградских театрах - комедии и
Ленинского комсомола, в БДТ, озвучивал фильмы. Ныне занят в постановках
театров "Балтийский дом", "Приют комедиантов", "Антреприза им.Андрея
Миронова".
- Я снимался чуть ли не на всех студиях страны, в том числе, конечно,
и на "Арменфильме". Впервые сюда меня пригласил пожилой режиссер Эразм
Карамян, - рассказывает Владимир Михайлович. - Он поставил неважнецкий
фильм "12 спутников", но на стадии сценария мне фильм понравился.
Картина о том, как самолет, теряя связь с землей, совершает вынужденную
посадку в горах. Пассажиры – разные люди, и среди них мой герой,
вышедший из лагерного заключения бывший рецидивист Жора Петросян. Еда
была уже на исходе, герои стали делить ее между собой и обнаружили, что
пропала плитка шоколада. Естественно, все посмотрели в сторону Жоры
Петросяна – кто еще мог бы ее украсть? Но командир корабля, которого
играл Гурген Тонунц, стал на сторону героя. На этом строится конфликт. Я
запомнил этот фильм только потому, что натурные съемки проходили в
Джермуке и именно в тот день в космос полетел Юрий Гагарин. Позже этот
фильм показывали студентам во ВГИКе под рубрикой "Как не надо делать
кино".
Через некоторое время я вдруг получаю еще одно приглашение от Левона
Исаакяна и Генриха Маляна сниматься в фильме об армянском цирке - "Путь
на арену". Я согласился без размышлений. Этому были две причины:
во-первых, Армения – земля моих предков, и я не мог не воспользоваться
возможностью припасть к своим истокам. Во-вторых, в фильме снимался
Леонид Енгибаров, с которым я еще не был знаком. В Ереване мы жили в
гостинице "Армения" и очень подружились, стали друзьями. Он играл самого
себя – клоуна, а я – режиссера цирка Хачана, который неустанно
повторяет: "Хачан все знает. Хачан все понимает, Хачан все сделает".
Плюс еще музыку к этому фильму написал Котик Орбелян (кстати, вчера я
был у него дома, и он на рояле сыграл мне мелодию из этой картины). Этот
фильм полюбили не только в Армении, но и в России.
Третий фильм (тоже режиссера Маляна) - "Мсье Жак и другие". Я играл
роль мсье Жака – игрока в карты. Прекрасная роль. И последней картиной
стала телевизионная лента Алика Каджворяна "Тропинка в небо". Я только
сейчас с сожалением узнал, что он два месяца назад скончался, а я так
хотел с ним встретиться. В этом фильме я сыграл деревенского старика
Хосрова.
Еще хотелось бы рассказать об одном случае. Когда я приехал на съемки
фильма "12 спутников", меня и других актеров пригласили на Армянское
телевидение. Чтобы встреча не получилась официальной, я придумал такую
штуковину. В те годы была очень популярной индийская картина "Бродяга" с
участием Раджа Капура, которая произвела на меня огромное впечатление. И
я решил в прямом эфире спеть песню из этого фильма, немного изменив
слова: "Я в индийских краях не забыл о друзьях, шлю привет вам большой я
с индийской душой. Я приеду в Айастан, посмотрю на Ереван и поеду на
Севан, и покушаю ишхан". Утром следующего дня я не мог выйти на улицу,
вы не представляете, что творилось!.. Я и не предполагал, что проснусь
таким знаменитым. Завтракая в гостиничном ресторане, я оказался в центре
внимания. Официанты со всех концов приносили мне коньяки и говорили:
"Это вам просили передать с соседнего столика". Потом ко мне подсела
целая компания военных врачей – мировые ребята, среди которых был
главный хирург Еревана по прозвищу Виген – Золотые Руки - Виген
Арамаисович Малхасян. В Ереване он стал самым большим моим другом, так
же как и художник Валентин Подпомогов. К сожалению, их уже нет…
- Откуда ваши корни?
- Мои деды и прадеды – бакинские армяне. Уж не знаю, с каких гор они
туда спустились, но мой прадед был главным священником Армянской церкви в
Баку. Звали его Степан Николаевич Тер-Татевосян. Дед мой уже стал
Татосовым. Он был нефтепромышленником на Каспии. Дал одному обнищавшему
азербайджанскому купцу безвозмездную ссуду, чтобы тот открыл свою
торговую лавку. Спустя небольшое время в Баку начался погром,
азербайджанец позвал деда, чтобы его спрятать, сохранить ему жизнь. Уже в
доме дал ему хорошую дозу вина, закрыл занавесочкой, чтобы никто из
погромщиков его не увидел, а потом сам достал наган и всадил ему пулю
между глаз. Вот такую грустную историю много лет назад мне рассказали
старики-аксакалы, которые хорошо знали моего деда. Отец мой был
журналистом, получившим образование в Москве, а потом, приехав в Баку,
встретил мою мать - Мелине. И они родили меня в 1926 году, через два
года после того, как умер дедушка Ленин, в честь которого меня и
назвали...
- Я помню, много лет назад вы приезжали в Ереван с Алисой Фрейндлих на творческий вечер…
- В Армфилармонии работал потрясающий человек – Георгий Асатрян. Мы с
ним заключили устный договор. Он мне сказал: "Давай сделаем так: когда у
тебя будет свободное время и ты сможешь собрать хорошую команду
ленинградских актеров, то приезжай к нам. Я буду переставлять все
местные концерты на другое время и ставить ваши", что он и делал. На
протяжении восьми лет в разное время я приезжал в Ереван с прекрасными
актерами - Алисой Фрейндлих, Людмилой Чурсиной, Евгением Лебедевым,
Сергеем Филипповым, Александром Демьяненко… Вы не представляете, что
творилось тогда на этих концертах!.. Вся ереванская элита была в сборе.
Расскажу вам один случай. Однажды после концерта ко мне подошел
человек и сказал: "Владимир Михайлович, я не в первый раз прихожу на ваш
концерт. Окажите честь принять вас в отцовском доме - в деревне
недалеко от Еревана, где живут мои родители. Они мне не верят, что я
знаю вас, Алису Фрейндлих и Людмилу Чурсину. Вы не представляете, что
будет в деревне, когда вас там увидят". Я согласился. И действительно,
что там творилось!.. Всю ночь горели костры и мангалы, играли
деревенские музыканты. Чурсина пошла танцевать армянский танец –
представляете, что было… Настоящий праздник для всех! Он запомнился
мне.
- В настоящее время вы снимаетесь в кино, заняты в театральных постановках?
- В кино - нет, старый стал. В кино сейчас играют молодых милиционеров,
крутых парней, а таких, как я, милиционеров не бывает. В театре занят в
антрепризах.
- Ваша любимая роль в кино.
- "Гобсек" по Бальзаку. Это советско-французский фильм, снятый
режиссером Александром Орловым. Он был разный, мой Гобсек, и скупость
вовсе не являлась его определяющей чертой. Он был блестящим
притворщиком. Роль потрясающая, мечта каждого артиста сыграть столетнего
ростовщика. Но фильм получился ниже среднего. И потому, если фильм в
целом не удался, никакая актерская работа не прозвучит. Это закон
кинематографа.
- А вы видели фильм "Отец Горио" по Бальзаку, в котором играл Шарль Азнавур?
- Видел. Сейчас у меня в гостинице лежит футболка с изображением
Азнавура. Он сам мне ее подарил в Париже. А познакомились мы еще в
Ленинграде, очень давно, когда он приезжал на гастроли в Советский Союз
впервые. И весь Ленинград пошел на концерт в Театр музкомедии слушать
Шарля Азнавура. Вдруг в антракте подбегает ко мне коллега Коля
Образцов... Оказывается, Азнавур спросил, есть ли среди нас армяне, и
попросил пригласить их к нему. Но во время антракта я не пошел. А после
концерта Коля вновь подбежал ко мне: "Поторапливайся, Азнавур ждет
тебя". Так мы познакомились. Через переводчика он меня спросил: "Почему
вы Татосов?". А я ответил: "А почему вы Азнавур?" И он потрясающе мне
ответил: "Ты в России потерял только кончик фамилии, а я во Франции – не
только кончик армянской фамилии, но и кончик своего армянского носа" -
он сделал пластическую операцию. Спустя какое-то время я его встретил в
Париже, где БДТ был на гастролях. Я позвонил Шарлю, но мне сказали, что
он в Канаде. Спустя время позвонил еще раз, и мы встретились. Так я
получил в дар его футболку и автограф.
- Есть такая работа у актеров – озвучивание. Вы мастер дубляжа.
- Да, я много озвучивал, в том числе и великого актера Николая Черкасова
в советско-французском фильме "Третья молодость". У него была
серьезная проблема с легкими и прерывистое дыхание, да еще новые
вставные челюсти, к которым он еще не привык и которые мешали сделать
качественную озвучку. Вот меня и попросили озвучить его, тем более что
до этого я озвучивал в фильме "Огни Баку" самого товарища Сталина,
которого играл Михаил Геловани. В те годы это было и страшно, и
ответственно, и, разумеется, почетно. Мне позвонили и сказали: "За вами
приедет машина, и вам расскажут, что вы должны делать". Меня повезли на
"Ленфильм", ничего не объяснив. А по дороге я подумал: "Наверное, я буду
играть или Сталина, или Ленина…" Меня завели в кабинет Хейфица. И он
мне говорит: "То, что вы сейчас услышите, должно быть абсолютной тайной.
Об этом вы не должны говорить даже своим родственникам и друзьям,
потому что это связано с именем Сталина". Я сглатываю слюну и медленно
обалдеваю, поскольку во мне рождается мысль, что меня приглашают играть
молодого Сталина… Вот такой актерский бред в моей голове. Но не тут-то
было. Мне объясняют: " Мы вызвали вас сюда для озвучения Геловани,
который играет товарища Сталина". У меня возник естественный вопрос, а
почему бы Геловани не сделать это самому? Мне ответили: "Дело в том, что
мы не можем найти Геловани ни в Тбилиси, ни в Москве, ни у жены, ни у
любовницы. А вчера Сталин посмотрел картину и дал указание сделать
исправление".
В фильме есть эпизод, где Сталин (Геловани) стоит на берегу
Каспия и задумчиво говорит своему собеседнику: "Академик Губкин доказал,
что нефть надо добывать новейшими способами". Именно эта фраза не
понравилась Сталину и он распорядился заменить ее на другую - "советская
наука доказала…" - и переснять этот эпизод. Я озвучил эту единственную
фразу, которую наложили на кадр, а дальше вновь пошел голос Геловани.
Эпизод же не был переснят, но об этом Сталину не доложили, тем более
что в наших голосах не было никакой разницы, а если бы была, не дай бог,
арестовали бы или расстреляли… Из-за этой фразы мы целый день
мучались. Такая вот актерская работа…
Елена ГАЛОЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20332/culture/22729/
|