Во время беседы с
«Капиталом» директор Института Кавказа, политолог Алксандр Искандарян
провел параллели между Арменией и Грузией. Коррупция, по мнению
Искандаряна, не исчезла из Грузии, а просто поменяла свое лицо.
-
Во время визита в Ереван Михаил Саакашвили посоветовал армянам
«следовать примеру Грузии и говорить по-английски». Связано ли с
политической ситуацией двух государств то, что президент Грузии
предпочитает разговаривать по-английски, а президент Армении –
по-русски, или это совпадение?
- То, что Грузия
полностью прозападная страна, а Армения - пророссийская, является мифом.
В реальности сложилась довольно сложная ситуация. Я часто езжу в
Грузию, причем, бываю в разных регионах этой страны и уверенно могу
утверждать, что среднестатистический грузин не владеет английским лучше,
чем среднестатистический армянин. В Грузии просто говорят, что знают
английский лучше, чем в Армении, и что русский язык ушел из Грузии.
Поверьте, это не так: если ты из-за границы и в Грузии после двух слов
говоришь, что владеешь русским, они с большой легкостью переходят на
русский. Это естественно, так как в Грузии пока что живо то поколение,
которое жило в Советском Союзе и которое говорит не по-английски, а
по-русски. Вне Тбилиси еще более сложная ситуация, так как люди здесь,
как и у нас, говорят на родном языке и в основном, кроме этого, не
владеют больше никаким языком. Что касается молодых, то в Грузии, в
отличие от Армении, есть русские школы, много русскоязычных этнических
меньшинств, которые с грузинским обществом общаются в основном на
русском. То есть, русский пока что живой язык в Грузии.
Конечно,
язык – это борозда, которая вспахивает политическую реальность. Когда
грузины говорят об английском, когда они это показывают перед камерой,
они это делают, исходя из политических принципов. Я полностью уверен,
что за закрытыми дверями господин Саакашвили с господином Саргсяном
говорит не по-французски, по-венгерски или по-японски, а по-русски. То
есть, существуют некие комплексы, которые должны показываться перед
камерами. Грузия осуществляет показ английского для того, чтобы
доказать, что она принадлежит западной семье. Это официальная доктрина
внешней политики Грузии. А официальная доктрина Армении -
комплементаризм, поэтому мы говорим на любом требуемом языке. Думаю,
важен не язык, а смысл разговора.
- С чем связан тот
факт, что в странах СССР, за исключением государств Балтии, ощутимые
реформы удалось осуществить почти только в Грузии. Почему это не
удалось в Армении?
- После прихода Саакашвили к власти в
Грузии осуществились серьезные реформы. Это серьезно выраженный пример
авторитарного модернизма. Саакашвили довольно часто пользуется
некоторыми историческими типажами и пытается дублировать их. Он говорит о
Ли Хуан Ю, который из Сингапура сделал современный Сингапур, и о Кемале
Ататюрке, который из сокрушенной Османской империи сделал современную
Турецкую республику. Ни Ли Хуан Ю, ни Ататюрк не имеют ни малейшей связи
с демократией. Это люди, которые пошли на резкие перемены в экономике и
вообще в сфере общественных отношений. Но они, как и Саакашвили, не
имеют связи с демократией: за один день уволить с работы несколько
десятков тысяч людей, я имею в виду грузинских полицейских, - не имеет
связи с демократическими реформами. Законодательные изменения о налогах и
пошлинах являются инструментами не демократии, а авторитарного
модернизма.
Разговоры о том, что из Грузии исчезла коррупция,
ошибочны, так как в Грузии коррупция всего лишь изменила свой вид,
причем на уровне элиты она увеличилась в своих масштабах. Всего лишь на
секунду представьте, что Серж Саргсян уехал в командировку куда-то, там
увидел 27-летнего армянина-пекаря и назначил его министром экономики.
Возможно представить такое в реальной политике? Это коррупция, или нет?
Представьте, что какой-то олигарх, которого арестовали из-за какого-то
нарушения, освобождается, потому что его жена приходит в государственный
орган, платит государственный штраф в размере 15,5 миллиона долларов,
пишет объяснительное письмо, что она сделала это по собственной воле и
после этого человека освобождают. Это коррупция, или нет? То есть,
коррупция в Грузии всего лишь изменила свое лицо. Возможно, что это
хорошо для простого гражданина, так как он не каждый день сталкивается с
явлениями коррупции, но все равно, коррупция не исчезла из Грузии.
-
Но вы сами только что отметили, что гражданин не вынужден каждый день
сталкиваться с явлениями коррупции. Это уже реформа. Почему такие шаги
не предпринимаются в Армении? Что мешает этому?
- Почему
в других странах реформы затягиваются так надолго, почему опыт реформ
одних стран не сравнивается с опытом других: по очень простой причине –
реформы требуют денег. Так как, если государство резко снижает налоги,
уменьшаются суммы, которые перечисляются в бюджет. В реформируемой
Грузии строятся дороги, это очень хорошо, об этом все говорят, но на
какие деньги они строятся? Конечно, не каждая страна пойдет на военное
приключение, затем потерпит поражение в войне, чтобы получить несколько
миллиардов долларов, после чего начнет перестраивать дороги.
То
есть, Грузия осуществляет реформы за счет двух факторов. Во-первых, –
осуществляет распродажу госимущества, во-вторых, – спровоцировав войну и
потерпев в ней поражение, получает суммы, которые и тратит. Но
повторяю, это не реформы. Грузия осуществляет попытку реформ, которая,
благодаря внешней политике президента Грузии, реализуется с помощью
иностранных денег. А в Армении дороги строятся на более или менее
собственные деньги, требование реформ в сфере полиции приходит изнутри, а
не на показ внешнему миру. Конечно, Грузия здесь имеет некие
достижения, но игра еще не окончена, для продажи почти ничего не
осталось, а внешняя поддержка постепенно уменьшается. Посмотрим, что
будет впоследствии.
- Какую роль сыграл карабахский
конфликт в деле формирования государственности в Армении и какую роль
сыграл грузино-осетинский конфликт в жизни Грузии?
-
Карабахский конфликт является основой государственности Армении.
Карабахский конфликт начался раньше процесса формирования Республики
Армения. Идея, которая сформировалась вокруг Карабаха, люди, которые
пришли в армянскую политику, родились от карабахского конфликта. Наша
армия сформировалась раньше, чем начало формироваться государство, и
сыграла важную роль в процессе строительства государства, так как был
карабахский конфликт. Наши политические лица - Левон Тер-Петросян,
Роберт Кочарян и Серж Саргсян пришли в политику и состоялись как
политические деятели на основе карабахского конфликта. Карабахский
конфликт не только региональный конфликт, он даже не конфликт, возникший
по причине гарантии существования армянского народа, это конфликт,
находящийся в центре сущности армянской политики. Всего этого не скажешь
в случае с Грузией, как бы Абхазия и Южная Осетия не были важны для
нее. Это разные феномены. Карабахский конфликт объединил армянское
общество. Карабахский конфликт в истории формирования государства сыграл
роль фактора централизации и консолидации. А в случае с Грузией, если
бы не была эта пятидневная война и международное содействие, эта страна
не пошла бы путем реформ.
- А какую роль сыграли эти два конфликта в развитии государственности Армении и Грузии?
-
Война для Грузии обошлась довольно тяжело – не только с материальной,
но и моральной точки зрения. До сегодняшнего дня они не могут смириться с
термином «самоопределение», они трясутся от этого слова. Как бы
парадоксально это ни звучало, Абхазия и Южная Осетия были грузом для
Грузии, и война освободила ее от этого груза. Несмотря на то, что они
сегодня говорят об этом, они отлично понимают, что Южная Осетия и
Абхазия никогда или хотя бы в течение долгих лет не возвратятся в состав
Грузии. Супердержава Россия признала эти государства, и процесс
обратного признания не может случиться. Таким образом,
российско-грузинская война освободила Грузию от груза и позволила ей
идти вперед. В случае Карабаха другая ситуация. Это большая задача,
большой долг – на плечах армянского народа, причем, на плечах каждого
отдельного индивида, но с другой стороны, Карабах для армян является
серьезнейшим стимулом для консолидации, модернизации, формирования и
преобразования политической элиты. Более того, Карабах - одна из
основных частей внешней политики Армении, которая влияет на избрание и
изменение этого политического курса.
Оригинал публикации: Капитал Источник:Иносми.ру
|