Одна из основополагающих составных частей азербайджанской
историографии, на которой азербайджанцы зачастую пытаются построить свою
теорию о том, якобы территории Армении и Нагорно-Карабахской Республики
(НКР) - это исконно исторические земли Азербайджана, основана на фактах
массового переселения армян в начале 19 века на территории современной
Армении и НКР из Персии и Османской империи. Согласно этой теории, на
территории современной Армении и НКР еще до Русско-иранской войны
1826-1828 годов численность местных азербайджанцев значительно превышала
число армян. Ситуация изменилась в послевоенный период, когда,
благодаря русским, территории были массово заселены армянами, а
азербайджанцы постепенно уступили в численности населения и в конце
концов были вытеснены со своих исторических земель, уступив их армянам. В частности, азербайджанский историк, доктор исторических наук Джамиль Гасанлы
в своей статье "Карабах: поиск исторической правды" пишет: "После
ликвидации ханств в Северном Азербайджане была введена комендантская
система управления. Весь Карабах с центром в Шуше был включен в состав
мусульманского округа, возглавляемого Военно-окружным начальником
мусульманских провинций. Но подобное распределение совершенно не
соотносилось с этнографическими, историческими, религиозными и бытовыми
особенностями местного населения. В Карабахе это проявилось особенно
резко. Демография постепенно превращалась в инструмент политики. На заре
армянского переселения в 1823 году российская администрация подготовила
"Описание Карабахской провинции", содержавшее статистические сведения о
населении этого края и его этнорелигиозном составе. Судя по
статистическим данным, подготовленным русскими учреждениями, в
Карабахской области в те времена было 600 селений, из которых 450 были
мусульманскими и только 150 зарегистрированы как армянские. Судя по
этому заслуживающему доверия источнику, в 1823 году в Карабахской
области проживали 20.095 семей, из которых 15.729 были мусульманскими и
4.366 (21,7%) армянскими. Действительное состояние дел в Карабахе
правдиво описано в трудах русских исследователей ХIХ века и в
официальных публикациях, освещающих государственную политику. По
переписи 1832 года, число семей в Карабахе достигло 20.456, а число
армянских семей за те же десять лет возросло до 31,6%. В Шуше,
считающейся центром Карабаха, в 1823 году из 1.532 семей 1.111 были
мусульманскими (72,5%), 421 семья была армянской (27,5%), но уже к 1832
году за счет армянских переселенцев этот показатель достиг 44,9%.
Русский военный историк В. Потто отмечает, что первое большое
переселение армян в Карабах состоялось в 1828 году. Он пишет, что 16
марта 1828 года из Ирана в Иреванскую область выехали 40 тыс. армянских
семей. Однако из-за нехватки хлеба 5 тыс. семей - первая группа
переселенцев - вынуждена была долгое время ждать на берегу Аракса и в
конце концов была направлена в Карабах" (1). Еще один
азербайджанский автор - Г.Д. Халилов отмечает: "В горную зону
Елизаветпольской губернии 124.000 армян были переселены официально, а
часть - неофициально. Вообще, в 1828-1830 гг. в горную зону
Елизаветпольской губернии было переселено 200 тысяч армян. Хотя в годы
Крымской войны в Закавказье и были переселены армяне, их численность, к
сожалению, не была зарегистрирована. В годы русско-турецкой войны
1877-1879 гг. в Закавказье было переселено 85 тысяч армян. После этой
войны продолжалось переселение армян в Закавказье как с семьями, так и в
одиночку" (2). Исследование процесса переселения армян, а
также включение его в азербайджанскую историографию азербайджанскими
историками не случайно. В связи с этим примечателен указ "О Геноциде
азербайджанцев" от 26 марта 1998 года, изданный президентом Азербайджана
Гейдаром Алиевым,
содержание которого проливает свет на идеологию развития этой теории. В
нем, в частности, говорится: "С подписанных в 1813 и 1828 годах
Гюлюстанского и Туркманчайского договоров началось расчленение
азербайджанского народа, передел наших исторических земель. Продолжением
национальной трагедии разделенного азербайджанского народа стала
оккупация его земель. В результате реализации этой политики в кратчайшие
сроки было осуществлено массовое переселение армян на азербайджанские
земли. Неотъемлемой частью оккупации азербайджанских земель стала
политика геноцида. Несмотря на то, что размещенные на территориях
Иреванского, Нахчыванского и Карабахского ханства армяне составляли
меньшинство по сравнению с проживающими там азербайджанцами, под опекой
своих покровителей (имеются в виду русские) они добились создания такой
административно-территориальной единицы, как так называемая "армянская
область"" (3). Таким образом, становится ясно, к чему ведут
исследования азербайджанских историков и высокопоставленных чиновников о
переселениях армян тех лет. Теперь относительно упомянутой теории можно
выделить три важнейших обстоятельства, которые имеют принципиальное
значение для последующих наших выводов. Первое обстоятельство - таким
образом азербайджанские историки пытаются связать территориальную
принадлежность не с фактом существования независимого азербайджанского
государства на данной территории в этот период времени (что естественно,
поскольку, как известно, подобного государства в тот период и на самом
деле не существовало), а с фактом исторической принадлежности этих
земель азербайджанцам. Второе обстоятельство относится к наличию
многочисленной армянской общины в Иране в начале 19 века, о причинах
образования которой, однако, азербайджанские историки и представители
власти умалчивают. И третье обстоятельство - это особое подчеркивание
азербайджанскими историками процесса переселения армян в данный период
времени в Нагорный Карабах, цель которого - доказать, что большая часть
нынешнего населения Нагорного Карабаха не является коренными этническими
жителями этих территорий, а являются потомками переселенных из Ирана
армян. С другой стороны, для выяснения научной обоснованности этой
теории, а также степени беспристрастности ее академического построения,
необходимо рассмотреть процесс переселения армян в Закавказье в разрезе
более длительного исторического периода времени, чем год 1828, часто
приводимый в качестве примера азербайджанскими историками. Первая
значительная волна переселений армян с армянских территорий, находящихся
с 6 века до н. э. в составе различных армянских королевств, начинается
после падения правления Армянской династии Багратидов (4) в 885-1045 гг и первого разрушительного вторжения на эту территорию турок-сельджуков (5).
Произошедшее можно объяснить, учитывая тот факт, что греки в короткий
период византийского господства (1045-1065) необдуманно распустили
армянское войско численностью около 80 тысяч человек, которое до этого
являлось одним из самых боеспособных и дисциплинированных на территории
Ближнего Востока. В результате жесткой налоговой и экономической
политики, проводимой греками, а также попыток обратить традиционные
христианские церковные догмы Армянской Апостольской Церкви в
православные, среди армянской общественности назрела волна недовольства
по отношению к византийским властям. В результате всего этого сельджукам
довольно легко удается завоевать открытые и незащищенные границы
Армении, а позднее, уже в 1071 году, разбив и византийские войска,
утвердиться в Малой Азии. Дальнейшие переселения армян происходят
интенсивнее в ходе захватнических походов татаро-монгольских
завоевателей, а затем и войска Тамерлана, в результате чего, в
частности, монгольский военный предводитель Тохтамыш захватывает в плен
более десятка тысяч армян Карабаха и Сюника (6). Еще одна
значительная волна переселений отмечается в начале 17 века, во времена
правления шаха Аббаса, когда в 1603 году около 250 тысяч армян из
Восточной Армении, в основном, с территорий Нахиджевана и Араратской
равнины силой были изгнаны в Иран (7) (этим и объясняется наличие
многочисленной армянской общины на территории Ирана в начале 19 века, о
чем азербайджанская историография упорно предпочитает не говорить). Процесс
насильственного переселения армян, производимого Исмаилом 1-ым, а затем
и шахом Аббасом, параллельно сопровождается массовым заселением на
восточные территории Армении, в частности, на территорию Еревана,
турецких кизилбаши и ахча-кьонлу каджаров (8). Таким образом,
проясняется историческая действительность относительно того, что,
начиная с 11 века, продолжительные и вынужденные переселения этнических
армян из Восточной Армении и заселение этих территорий турками проходили
единовременно и параллельно. Это также позволяет ответить на вопрос о
том, откуда и как в ходе истории на территории Восточной Армении
формируется тюркоязычный мусульманский элемент, на преобладающую
численность которого и ссылаются азербайджанские историки при приведении
статистических данных 19 века - с целью доказать то обстоятельство, что
территория нынешней Армении исторически принадлежала азербайджанцам, а
более поздние переселения армян на эти земли (которые являлись попросту
их возвращением на историческую родину) - представляя как исторический
геноцид азербайджанского народа и передел азербайджанских земель...
Фактически, если сравнить историю переселения армян, начатую с 10 века, с
10-серийным сериалом, а в содержание каждой серии включить описание
этнических переселений в течение одного века, то согласно
азербайджанской историографии получится, что историю переселения армян
надо смотреть не с первой, а только с девятой серии. Насколько таким
образом придерживаются азербайджанские ученые логике целостного и
объективного анализа исторических реалией оставляем без комментариев. С
другой стороны, как уже было отмечено, азербайджанская историография в
своей гипотезе относительно переселений армян в начале 19 века таким же
особым образом отмечает свидетельства об армянских переселениях на
территории Карабаха. Причина этого ясна и не нуждается в особом
уточнении. В настоящее время проблема Нагорного Карабаха остается
нерешенной, а особое подчеркивание азербайджанцами факта относительно
недавнего заселения армянами территории Карабаха и представление
азербайджанской историографией ныне живущих на этих территориях армян
как пришлых - нацелено на историческое оправдание собственных амбиций к
территории Нагорного Карабаха. В этом смысле особенно примечателен
нынешний формат документального представления реальных событий, вокруг
которого пытается играть азербайджанская сторона. Дело в том, что в
начале 19 века под названием Карабах современниками понималась не только
территория нынешнего Нагорного Карабаха, но и все прилежащие к
Карабахскому ханству территории. Их площадь по величине в три раза
превосходила нынешнюю территорию Нагорного Карабаха, на востоке она
простиралась по всей длине Куры до Аракса, а с юга - по длине реки Аракс
до границ Нахиджеванского ханства (9). Итак, очевидно то
обстоятельство, что, как и в случае свидетельств о переселениях
отдельных групп армян из Ирана в Карабах в 1828 году, так и в случае
свидетельств о сравнительном соотношении численности армянских и
азербайджанских семей, речь идет не только о территориях современного
Карабаха, но и об абсолютно большей территории, в которую, помимо
территории современного Карабаха, входили Равнинный Карабах, а также
приграничная с ним северная территория бывшей области Кубатлу, а также
Лачин и Кельбаджар. Отныне, даже отбросив тот факт, что территории Равнинного Карабаха, как отмечает немецкий путешественник Йохан Шильтбергер в своем труде "Путешествие Ивана Шильтберхера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427г", были заселены армянами (10)
(до этнического переселения турок), а также руководствуясь
свидетельствами азербайджанских историков об этническом составе
населения Карабаха, примечательно и то, что в этих свидетельствах акцент
ставится на численность не самого населения и людей, а на
статистические данные относительно численности семей, что создает
неясную и размытую картину в деле выяснения демографической ситуации. В
частности, несмотря на то, что в своей вышеупомянутой статье Д. Гасанлы с
большим доверием ссылается на составленный в 1823 году документ:
"Описание Карабахской губернии", он предпочитает умалчивать о
присутствующих в том же документе непосредственных данных о соотношении
этнического состава населения и его численности, согласно которым, в
горных областях Карабаха армяне составляли 84,6% населения, татары
-14,7%, а курды- 0,7% (11). В этом смысле примечательно и свидетельство американского историка, профессора армянского происхождения Джорджа Бурнутяна,
который в результате проведенного в 2009 году исследования оригинала
вышеупомянутого документа из госархива РФ с целью его перевода,
замечает, что из 300 деревень, находящихся в горных районах Карабаха,
почти половина были армянские, а другая половина - татарские. Армянские
деревни в основном были сконцентрированы в составе тех 5 меликств
Карабаха, бывшая территория которых сходна с территорией современной
территории Нагорного Карабаха. Численность армян, по положению на 1822
год, составляла здесь 96,3%, а татар - всего 3,6% (12). Итак,
очевидно, что если, по положению на 1822-1823 годы, число армян на
территории бывшего Карабахского ханства, особенно на территории НКР
абсолютно превосходило численность местного татарского
(азербайджанского) населения, то даже в случае переселения армян из
Ирана на территорию современного НКР в 1828 году (что еще довольно
спорно), и речи не могло быть о том, что бывший этнический состав
современного Нагорного Карабаха претерпел роковые изменения для
проживающих там азербайджанцев. Если подвести итоги
вышесказанного, то в подходе азербайджанской историографии к вопросу
переселения армян особенно отчетливо вырисовываются следующие положения: Независимо
от принятой в международной академической среде точки зрения касательно
этого вопроса и известных об этих событиях документов, рассматривать
процесс переселения армян не в общем разрезе длительного исторического
периода времени, а только в отдельных эпизодах. Для обоснования
собственной гипотезы выбирать и предоставлять общественности только те
свидетельства, которые, в частности, говорят в пользу данной теории,
умалчивая об остальных документах и свидетельствах, которые, наоборот,
доказывают полную несостоятельность данной гипотезы. Насколько
можно считать эту гипотезу научной, где же в таком случае истина и где
ложь, насколько оправдан таким образом навязанный азербайджанскому
обществу и азербайджанским историкам уже имеющий юридическую силу,
изданный президентом Азербайджана Г. Алиевым президентский указ "О
Геноциде азербайджанцев" от 26 марта 1998 года, оставляем на суд
читателей. Список использованной литературы: 1.
Гасанлы Д. "Карабах: поиск исторической правды", гл. "Переселение армян
из соседних стран и изменение демографической ситуации в Карабахе",
http://www.ca-c.org/c-g/2010/journal_rus/c-g-3-4/13.shtml 2. Халилов X.Д. "Из этнической истории Карабаха" http://karabakh-doc.azerall.info/ru/azerpeople/ap003.htm 3. Указ Президента Азербайджанской Республики о геноциде азербайджанцев, http://www.azerbaycanli.org/ru/page131.html 4. G. Sheffer, "Diaspora Politics: At Home Abroad", Cambridge University 2006, p.59 5.
N. Migliorino "(Re)constructing Armenia in Lebanon and Syria:
ethno-cultural diversity and the state in the aftermath of a refugee
crisis", Berghahn Books 2008, p-9
http://books.google.com/books?id=y_Sd32i-0owC&pg=PA9&dq=armenian+emigration&lr=&as_brr=3&cd=12#v=onepage&q=armenian%20emigration&f=false 6.
R.G.Hovannisian "The Armenian People From Ancient to Modern Times",
Palgrave Macmillan,2004,Vol:I,p.267,
http://books.google.com/books?id=G0lA5uTJ0XEC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false) 7.
S.Olson "An Ethnohistorical dictionary of the Russian and Soviet
empires", p-44
http://books.google.com/books?id=CquTz6ps5YgC&pg=PA45&dq=Eastern+Armenia&lr=&as_brr=3&cd=17#v=onepage&q=Eastern%20Armenia&f=false" 8.
Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в
Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. Л., 1949. С. 74,
http://ebooks.preslib.az/pdfbooks/rubooks/petrushevsky.pdf 9.
"Карта военных действий в Закавказском крае с 1809 по 1817 год", Тифлис,
1902. http://www.runivers.ru/images/date/2009_november/05/m.jpg
10. "Путешествие Ивана Шильтберхера по Европе, Азии и Африке с 1394
по 1427 г.". Перевод и примечания Ф.Бруна, Одесса, 1866, с.110,
http://www.byzantium.ru/library/brun_shiljtberger.pdf 11. "Описание Карабахской провинции", Тифлис, 1866, с. 260 12.
Dr. George Bournoutian interview about new publication "The 1823
Russian Survey of Karabagh Province",
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=8ogorHbsQSE#! Карен Сафарян - эксперт (Ереван)
|