Моментально облетевшая блогосферу новость ударила словно током: в турецкой армии 24 апреля убит военнослужащий армянского происхождения 25-летний Севак Шаин Баликчи. Трагедия произошла в воинской части в районе Козлук провинции Батман за 23 дня до демобилизации выпускника Технического университета Стамбула. СМИ сообщают, что в воинской части проводится расследование и судмедэкспертиза.
ПОДРОБНОСТЕЙ УБИЙСТВА КРАЙНЕ МАЛО И НОСЯТ ОНИ ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР. Согласно сообщениям, в отчете об инциденте говорится о намеренном выстреле одного из сослуживцев, в другом случае утверждается, будто смерть наступила от неосторожного обращения друга-сослуживца с оружием, когда, дескать, солдаты шутили. Подозрения в сокрытии истинной причины смерти парня усиливаются тем обстоятельством, что свидетелей убийства, согласно отчету, нет. 26 апреля тело молодого человека было перевезено в Стамбул и передано семье. Родители Севака, как сообщается, не принимают предложенной версии и требуют тщательного расследования обстоятельств гибели сына.
Факт, что убийство произошло именно 24 апреля, естественно, вызвал многочисленные комментарии о том, что оно было не случайным. На туркоязычном сайте jiyan.org в статье Вартана Эстукяна говорится, что после убийства Гранта Динка смерть Севака стала еще одним подтверждением Геноцида армян и теперь надо писать "1500000+1+1". Ту же мысль высказал и заместитель декана факультета востоковедения Ереванского государственного университета тюрколог Рубен Мелконян. По его словам, тот факт, что убийство военнослужащего армянского происхождения в турецкой армии совершено в символический день 24 апреля, усиливает подозрения по поводу того, что убийство было преднамеренным.
"Все это дает основание предполагать, что убийство было не случайным и оно связано с Днем памяти жертв Геноцида. Есть версия, что армянин заговорил о Геноциде армян, в результате чего возник спор, который в конце концов привел к убийству", - отметил Р.Мелконян, не исключив при этом, что убийство совершено экстремистскими националистическими силами, которые специально убили его в этот символический день. Ученый добавил, что это может быть своеобразным проявлением турецкого национализма в связи с Днем памяти жертв Геноцида армян.
Имеющиеся на момент написания статьи весьма скупые и неподтвержденные сведения относительно обстоятельств смерти молодого армянина не дают возможности судить об истинной причине трагедии. Однако с Мелконяном трудно не согласиться в одном: есть все основания говорить о ритуальном характере убийства исходя из даты преступления. Вовсе не случайно самой муссируемой в сети версией является указанная Мелконяном: Севак позволил себе заговорить на тему Геноцида и был застрелен именно за это.
НА ЭТИ МЫСЛИ НАВОДИТ ТАКЖЕ И АКТИВНОСТЬ ТУРОК В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ проведенным 24 апреля нынешнего года армянским акциям в различных странах мира. Наряду с многочисленными сообщениями о мероприятиях армянской Диаспоры, в эти дни поступали и новости о попытках турок и примазавшихся к ним азербайджанских "братьев" помешать проведению этих акций и спровоцировать столкновения. С другой стороны, в самой Турции в нескольких городах были организованы акции в память о жертвах Геноцида, а отдельные турецкие деятели вновь выступили с осуждением злодеяния. Все это свидетельствует о том, что в соседней стране действительно происходят сложные процессы осознания собственной истории и соответственности за содеянное. Вместе с тем радикальные националистические круги без лишних слов напомнили армянам, а заодно и всему миру о сохраняющейся геноцидальности своей страны и царящих здесь ксенофобии и армянофобии.
Безусловно, более точно судить о происшедшей с армянским парнем трагедии можно будет по мере поступления достоверной информации. Тем не менее формула "1500000+1+1" уже получает широкое распространение, и чем дольше и тщательнее будут скрываться истинные обстоятельства смерти солдата, тем больше оснований будет верить в то, что 25-летний Баликчи стал очередным убитым в огромном списке жертв Геноцида армян. Сакральность 24 апреля тем самым может приобрести еше один трагический ньюанс, обозначив неизменность маниакальной потребности в убийстве армян уже в современной Турции.
В своей статье Вартан Эстукян приводит запись Севака Шаина
Баликчи в социальной сети Facebook двухлетней давности: "У меня есть
причина бояться. Моей жизни угрожает опасность..." Если эта причина
крылась не в национальной принадлежности Севака, то в чем же еще?