Грузия, стремящаяся во всевозможные
европейские организации и декларирующая европейские ценности, еще в 1999
году, при вступлении в Совет Европы, взяла на себя ряд обязательств.
Одним из таких обязательств было и остаётся содействие процессу
репатриации турок-месхетинцев. Проблема берет своё начало в 1944 г.,
когда в соответствии с постановлением ГКО СССР № 6279 от 31 июля того же
года с территории Грузии в Среднюю Азию (Казахстан, Узбекистан,
Киргизстан) были переселены 92,3 чел. турок, курдов и хемшилов (1).
После погромов, имевших место в мае-июне 1989 г. в Ферганской области и
в феврале-марте 1990 г. в Букинском и Паркентском районах Узбекской
ССР, значительная часть турок-месхетинцев была вынуждена вследствие
угрозы их безопасности покинуть эти территории (2). Из общей их
численности около 17,5 тыс. осело в Казахстане, около 16 тыс. в России,
более 40 тыс. в Азербайджане. На сегодняшний день общие оценки
численности этого народа несколько разнятся и колеблются в целом в
пределах 300-400 тыс. (3)
Практически с самого начала грузинское общество и руководство занимали
довольно неоднозначную позицию в данном вопросе. Так, еще в 70-80-х гг.
прошлого века руководство Грузинской ССР сделало все возможное, дабы
обойти указ от 9 января 1974 г., разрешавший возврат турок-месхетинцев в
Грузию. В частности, одним из неофициальных, но обязательных условий
являлась смена фамилий. С таким требованием согласилась лишь весьма
незначительная часть турок-месхетинцев, и в результате общее количество
представителей этого народа, переселившегося всё-таки в Грузию,
составило не более 1200 чел. Причем подавляющая их часть оказалась
рассредоточенной, главным образом, в районах западной Грузии, то есть
вне ареала, который указывался ими в качестве прежнего местопребывания.
Как отмечал еще в 2005 г. президент действовавшего в Москве
Международного общества турок-месхетинцев «Ватан» Сулейман Барбакадзе,
«в общей сложности Совмин СССР принял за 45 лет целых семь постановлений
о возвращении нашего народа на родину, под это дело выделялись даже
какие-то средства из союзного бюджета. Однако до реального возвращения
дело так и не дошло, всякий раз возникали «непредвиденные трудности», а
потом о проблеме вообще забыли». (4)
На самой заре формирования независимой грузинской государственности,
особенно в период недолгого, но бурного президентства З. Гамсахурдии,
вопрос возвращения потомков турок-месхетинцев в Грузию под влиянием
националистических настроений в грузинском обществе был отодвинут на
задний план. Лишь после прихода к власти Э. Шеварднадзе, новая
грузинская власть начала (всего лишь на словах) выражать стремление к
рассмотрению этой проблемы. По распоряжению Шеварднадзе была создана
Комиссия по проблемам населения, депортированного в 1944 г. из Южной
Грузии. Члены этой комиссии провели переговоры с администрацией
Краснодарского края и разработали «Концептуальный план по репатриации
населения, депортированного в 1944 г. из Месхетии и Джавахетии
Грузинской ССР». Однако документ так и остался простой декларацией о
намерениях. В декабре 1996 г. Э. Шеварднадзе подписал Указ «Об
утверждении государственной программы решения правовых и соц. проблем
депортированных и репатриированных в Грузию месхов». Для ее реализации
была опять создана правительственная комиссия. Согласно заявлениям,
намечалось осуществить первый этап репатриации 5 тыс. человек в
1997-2000 гг. Однако уже в декабре 1997 г. парламент Грузии принял Закон
«О реабилитации жертв политических репрессий и восстановлении
справедливости», который не затрагивал эту категорию лиц, поскольку его
действие распространялось только на граждан Грузии, подвергшихся
репрессиям на территории Грузии. Кроме того, даже сумевшие обосноваться к
тому моменту на территории Грузии турки-месхетинцы в результате
вступления в силу 12 марта 1998 г. нового закона о беженцах не
рассматривались в качестве таковых, т.к. «им не может быть лицо, страной
происхождения которого является Грузия». Таким образом, проблема и
тогда была спущена на тормозах.
Новые чаяния у представителей депортированного народа возникли в связи с
вступлением Грузии в Совет Европы в апреле 1999 г. Тогда, как уже
сказано, Грузия приняла на себя ряд соответствующих обязательств.
Основными из них являлись: создание в двухлетний срок законодательной
базы для репатриации и интеграции турок-месхетинцев и в десятилетний
срок – проведения самого процесса репатриации. Однако решение проблемы
под разными предлогами по-прежнему затягивалось грузинской стороной. В
результате 8 марта 2003 г. губернатор Краснодарского края (на территории
которого и размещалась ожидавшая решения часть турок-месхетинцев) А.
Ткачев обвинил Э.Шеварднадзе в ходе визита последнего в Сочи в
«отсутствии воли и нежелании взять на себя ответственность за судьбу
этих людей». В результате после долгих проволочек законопроект был
принят лишь 27 июня 2007 г. и сразу же вызвал волну вполне обоснованных
нареканий со стороны как самих турок-месхетинцев, так и ряда экспертов.
При ближайшем рассмотрении выяснился ряд нюансов, которые напрямую
свидетельствовали о целенаправленном стремлении властей Грузии
затруднить процедуру репатриации. Прежде всего, оказалось, что в
соответствии с новым грузинским законом желающие репатриироваться в
Грузию должны до 1 января 2009 года предоставить документы в посольства
Грузии в странах своего пребывания. Столь жёсткое ограничение по времени
уже само по себе ставило определенный заслон на пути к предполагаемой
массовой репатриации.
Далее. Первый пункт статьи 3 Закона Грузии «О репатриации лиц,
вынужденно переселенных из Грузинской ССР в 40-х годах XX века»
определял категорию лиц, имеющих право просить о предоставлении статуса
репатриантов; к таковым были отнесены «насильственно переселенное лицо
или его прямой потомок». Однако пункт 2 этой же статьи разъяснял, что
«супруги и несовершеннолетние дети лиц, упомянутых в п. 1... имеют право
обратиться... с соответствующим заявлением о соискании статуса
репатрианта только в случае, если лицо, упомянутое в п. 1... обратилось с
заявлением о соискании статуса репатрианта, и с согласия этого
лица».(6) Данная формулировка уже прямо закрывала дорогу для потомков
репатриированных. В целом в соответствии с принятым законом процедура
выглядела настолько громоздкой, что нежелание Грузии решать этот вопрос
стало очевидным. Так, заместитель председателя Международного фонда
содействия репатриации Темури Ломсадзе отмечал: «Потенциальным
репатриантам нужно собрать 14 справок, что обходится в странах их
сегодняшнего проживания в сумму около 300-400 долларов». (7) В том числе
потенциальному репатрианту необходимо подать «документ (документы),
удостоверяющий/ие факт насильственного переселения. А что если они не
сохранились или никогда не выдавались? Кроме того, закон не предполагает
никакой финансовой или материальной помощи репатриантам. В законе
ничего не говорится и о льготах или отмене налоговых пошлин при ввозе в
страну имущества репатриантов. Есть и довольно туманная формулировка о
том, что конечное решение (причем непонятно, по какому критерию оно
будет приниматься) оставляется за правительством Грузии. Так, пункт 1
статьи 7 предупреждает: «Правительство Грузии вправе устанавливать
дополнительные требования к рассмотрению вопроса о присвоении статуса
репатрианта». Есть и языковое ограничение. Так, в пункте 3
подчеркивается: «При решении вопроса присуждения статуса репатрианта
приоритет отдается знанию грузинского языка». Президент Союза
репатриантов Грузии Марат Бараташвили отмечает: «В законе ничего не
говорится о создании адаптационных центров. Критерии получения статуса
репатрианта жестки и туманны – непонятно, как будет решаться вопрос
присвоения статуса. Решение будут принимать чиновники. Закон не отвечает
принципу достойного возвращения – люди должны доказывать, что не
виноваты в собственной депортации». Таким образом, формально, с одной
стороны, выполняя требования Совета Европы, Грузия, с другой стороны,
фактически закрывает на законодательном уровне возможность для массового
переселения. (8)
Единственное, на что пошло руководство Грузии, – это на увеличение
срока подачи заявок. И то это произошло лишь в результате серьезнейшего
давления на власти республики со стороны Совета Европы. Так, гендиректор
Совета Европы по политическим вопросам и демократии Жан-Луи Лоран
заявил, что с августа 2008 года шли непрерывные консультации
представителей Совета Европы с властями Грузии о сроках подачи
заявлений, в результате чего срок подачи заявлений от желающих вернуться
месхетинцев продлевался дважды. В итоге конечным сроком подачи заявок
парламент назвал 1 января 2010 года. В настоящее время сбор документов
от потенциальных репатриантов прекратился. Процесс их рассмотрения
должен был начаться лишь в мае 2010 г.(9)
На сегодняшний день проблема основательно запутана грузинской стороной.
Нежелание Тбилиси сдвинуть её решение с мертвой точки оправдывается
по-разному; некоторые из этих «оправданий» – вроде отсутствия свободных
территорий для проживания – выглядят абсолютно надуманными. На самом
деле многое упирается в проводимую нынешним грузинским руководством
националистическую политику, в рамках которой представителям иных
национальностей в Грузии места не предусмотрено.
Есть в грузинском обществе и опасения иного рода. Опасаются, что
возвращение турок-месхетинцев может привести к усилению влияния в Грузии
Турции и Азербайджана. Перспектива создания мусульманского пояса в
Южной Грузии не выглядит надуманной – этого опасается не только
армянское население Джавахка, но и собственно грузинское. Официальный
Тбилиси откровенно спекулирует этими настроениями и всячески подогревает
их. Нельзя не вспомнить в связи с этим тёмную историю с «Бригадами
освобождения Ахалциха», распространявшими листовки с угрозами в адрес
армянского населения Грузии. Обращает на себя внимание и стремление
азербайджанского отделения «Ватана» к скорейшему заселению. (10) И опять
же главными пострадавшими во всех этих случаях оказываются простые
граждане, никак не связанные с устремлениями тех или иных политических
сил.
Усложняется проблема и позицией самих организаций турок-месхетинцев, в
среде которых продолжаются споры об их этнической принадлежности и,
соответственно, связанные с этим вопросы отношения к репатриации.
Созданные в разное время и с разными воззрениями на свою этническую
принадлежность такие организации, как «Ватан» (со всеми отпочковавшимися
от него структурами), «Хсна», «Умид», «Ас-Турк» и др., так и не
сформировали единый ответ на вопрос «кто мы?», чем пользовались и
продолжают пользоваться и грузинские власти, и определённые внешние
силы.
В августе 2011 г. появилось сообщение о том, что Министерство по делам
беженцев, внутренне перемещенным лицам и расселению Грузии предоставило
статус репатрианта 105 туркам-месхетинцам. В общей сложности на тот
момент было получено 5841 заявление. (11) Однако наличие такого
количества заявлений ещё не говорит о том, что репатриация в будущем
примет массовый характер. Проблема не только в законодательной
казуистике, которую плодит грузинский «маяк демократии», но и в
геополитике, когда Грузия по вине официального Тбилиси оказывается
крепко зажатой в тисках турецко-азербайджанского «дуумвирата». (12)
___________________________________
(1) В постановлении говорилось: «В связи с тем, что значительная часть
населения была связана с жителями приграничных районов Турции
родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения по
обвинению в пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для
турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских
элементов и насаждения бандитских групп». Калишевский М.
турки-месхетинцы. Из одного изгнания в другое (Часть1)
http://www.fergananews.com/article.php?id=6278
(2) Новикова Г., Дашков В. Проблема репатриации турок-месхетинцев как
возможный фактор риска// Грузия: проблемы и перспективы развития. М.:
РИСИ, 2002, Т. 2., стр. 246; Калишевский М. Турки-месхетинцы. Из одного
изгнания в другое (Часть1)
http://www.fergananews.com/article.php?id=6278
(3) Там же
(4) http://www.ng.ru/cis/2005-10-13/5_turki.html; об этом см.также:
(5) Бреннан Дан. Турки-месхетинцы до сих пор не могут вернуться на
родину
http://russian.eurasianet.org/departments/rights/articles/eav032603ru.shtml).
А турки-месхетинцы, временно нашедшие приют на территории
Краснодарского края, так тогда и не дождались решения грузинского
правительства. Вместо этого, в соответствии с достигнутыми между РФ и
США договоренностями, около 12 тыс. из них нашло пристанище себе в
Соединённых Штатах.
(6) Законы Грузии созданы для невозвращения турок-месхетинцев.
http://www.regionmedia.net/journalists/1509-cxeidze-mesxeti-turk.
(7) Там же
(8) Там же. Кроме того, с целью затруднения процесса репатриации
используются и иные средства. Так, например, сравнительно недавно, по
обвинению в мошенничестве на 11 лет осужден гражданин России, бывший
председатель Международного общества турок-месхетинцев "Ватан" Сулейман
Барбакадзе. Среди российских и иностранных правозащитников
распространено убеждение в том, что обвинение сфабриковано. Тбилиси
игнорирует требования Совета Европы по репатриации турок-месхетинцев,
переселенных с территории Грузии в период Второй мировой войны
http://rus.ruvr.ru/2011/12/16/62320236.html.
(9) Бараташвили К. Совет Европы обеспокоен срывом властями Грузии
сроков репатриации месхетинцев.
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/165919.
(10) Егоров А. Проблема турок-месхетинцев в заложниках геополитики.
(11) Кмузов Б. Статус репатрианта в Грузии получили 105 турок-месхетинцев. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/190429/
(12) Исподволь педалируемые опасения грузинской стороны по поводу
возвращения теперь уже и части турок-месхетинцев, проживающих пока на
территории РФ, выглядят очередной спекуляцией. «Из общего количества
заявок, которые подали желающие вернуться на историческую родину, 1957 –
из России. Однако вряд ли процесс переселения турок-месхетинцев из
России в Грузию примет в ближайшее время лавинообразный характер. И не
только потому, что каждый из них, если вернется в Грузию, станет,
вероятно, лицом, представляющим «особую опасность» для нынешнего
грузинского режима по той причине, что прежде жил в России (хотя и
поэтому тоже). Занимая престижные социально-экономические ниши в
регионах РФ, отличающихся благоприятным климатом, большинство российских
турок-месхетинцев вряд ли будет всерьез рассматривать вопрос об отказе
от российского гражданства с перспективой начать всё с нуля в стране,
переживающей, мягко говоря, непростые времена (к тому же не обязательно в
том регионе, который считается их исторической родиной).
http://www.fondsk.ru/news/2011/08/28/problema-turok-meshetincev-v-zalozhnikah-geopolitiki.html http://www.fondsk.ru/news/2011/12/29/turki-meshetincy-massovoj-repatriacii-ne-predviditsja.html
|