Дестабилизация политической ситуации на
Ближнем Востоке и в Северной Африке свидетельствует о начале глобальных
процессов перераспределения влияния в регионе.
Анализ событий дает основания говорить о наличии связи между
акциями протестов, прошедших в Алжире, Тунисе, Египте, Иордании и
Йемене. Базисом дестабилизации политической ситуации в регионе стали
т.н. «межклановые конфликты и общие социально-экономические предпосылки.
Акции протеста, которые привели к дестабилизации обстановки в
упомянутых странах, имеют ряд общих социально-политических предпосылок.
• продолжительность пребывания лидеров государств у власти,
• высокий уровень коррупции,
• попытка передачи власти родственникам.
Кроме того, фактически во всех этих странах наблюдалось
нарушение межклановых договоренностей, что привело к доминированию
кланов, представляющих правящие силы и в этих странах отсутствует
радикальный исламский фактор.
Война за власть
В Тунисе причиной стало усиление влияния
супруги президента Лейлы Трабелси, который до декабря 2010 года достиг
абсолюта. Трабелси с десятью братьями сформировала доминирующий клан,
нарушило баланс сил и систему сдержек и противовесов. Рост коррупции и
благосостояния клана Трабелси стало катализатором роста недовольства со
стороны других кланов страны. К началу декабря 2010 появились слухи о
желании Лейлы баллотироваться на место президента Туниса.
Кстати. Власти Туниса закрыли доступ к
порталу Wikileaks в Интернете, информация все равно просачивалась через
социальные сети. Акции протеста организовывались через сети Twitter и
Facebook. Кроме того, молодые демонстранты закачивали видео с акций на
YouTube с помощью различных ухищрений, несмотря на то, что видео-хостинг
был запрещен властями этой страны еще в 2007 году.
В Египте незадолго до начала конфликта
появилась информация о намерении Хосни Мубарака передать власть своему
сыну Гамалю. Экс-президент Туниса занимал должность в течение 23 лет,
тогда как президент Египта-29 лет.В обеих странах отсутствует реальная
оппозиция, что, очевидно, осложняло влияние извне на внутренние
процессы. Узурпация власти на фоне растущего уровня коррупции
активизировала антиправительственные настроения среди беднейших слоев
населения, среднего класса и молодежи. Экономический фактор в целом не
играл ключевой роли в антиправительственных настроениях. Показатели
экономического развития этих стран не демонстрируют критических
тенденций.
Некоторые
макроэкономические
показатели стран
региона, 2010 год
Как видно из таблицы, наибольшие
показатели инфляции демонстрировали Египет и Йемен. Тунис, где акции
протеста привели к свержению режима Бен Али, в 2010 году показывал самые
положительные показатели. Впрочем, стремительный рост мировых цен на
продовольственные товары, которое в Египте достигло 17%, могло
стимулировать возникновение протестов среди беднейших слоев
населения-активных участников массовых беспорядков. Таким образом,
механизм активизации выступлений включал два уровня-верхний и нижний. С
одной стороны-нарушение договоренностей на уровне лидеров кланов,
которые позволили дестабилизировать ситуацию и организовать выступление
против правящих сил. С другой-ухудшение уровня жизни бедных, которые
мобилизуются для участия в акциях протестов.
Кстати. Оппозиция в Египте организовала
«Марш миллионов из египетских провинций на Каир. И этот марш был
организован посредством Интернета. В сущности, это был один большой
«флэш-моб, подобный тем, которыми баловалась молодежь в развитых
странах. Что, однако, показало: современные технологии информационного
воздействия на людей в руках исламистов могут оказаться опаснее атомной
бомбы. Правительство попыталось перекрыть в Интернете доступ к
социальным сетям, вроде Twitter и Facebook . Были даже отключены все
сервера и Интернет в Египте фактически прекратил работу. И тут вмешалась
компания Googly. Она заявила, что, «ради обеспечения свободы
распространения информации, она обеспечит возможность доступа к
социальной сети посредством мобильного телефона без выхода в интернет.
Есть сегодня «всемирная паутина, которая
обеспечивает доступ к информации. Неслучайно, чем больше страна
отдаляется от демократии, тем больше она ограничивает доступ к
информации. Но «всемирная паутина позволяет людям ею обмениваться. Мы
видели это и во время бунтов в Тунисе, и после президентских выборов в
Иране, видим сейчас в Египте, совсем скоро будем наблюдать в Сирии. Не
нужно больше явок, паролей, курьеров, тайных собраний. Все уже делается в
режиме реального времени! Сегодня на очереди Сирия, Ливан, Иордания.
Турецкий марш
На фоне дестабилизации политической
обстановки в странах Северной Африки и Ближнего Востока происходит
стремительный рост геополитического влияния Турции.
Средиземноморский регион является исторической зоной
интересов Турции, в связи с чем Анкара заинтересована в усилении
влияния, особенно в Северной Африке. Это происходит в рамках стратегии
установления особых отношений с государствами, входившими в состав
Османской империи, а также в соответствии с курсом на укрепление
региональных позиций и повышения международного авторитета Турецкой
Республики. Для Турции отношения со странами Африки имеют политическое и
экономическое значение.
Турция претендует на роль регионального лидера на
международной арене, обладая ресурсами, которые позволяют ей выйти за
рамки традиционных субрегионов. С экономической точки зрения, эти
отношения открывают перспективы доступа к природным ресурсам, которыми
богат африканский континент, и к новым развивающимся рынкам. С 2009 года
Анкара проявляет интерес к расширению своего присутствия в странах
Африки южнее Сахары.
Разрывы в уровне экономического развития и целый набор
политических проблем, с которыми сталкиваются страны Африки,
обусловливают разную интенсивность их торгово-экономических контактов с
Турцией, однако в совокупности торговый оборот между Турцией и
африканскими странами постепенно увеличивается. Если в 2003 году этот
показатель был зафиксирован на уровне 5,4 миллиарда долларов, то в 2008
году он достиг 16 миллиардов долларов. При этом руководство Турции
заявляло о намерении в 2010 году довести объемы торговли с Африкой до 30
миллиардов долларов. Сейчас более 350 турецких компаний заняты в
различных сферах экономической деятельности в странах Африки. Большие
надежды возлагаются на турецких подрядчиков, готовых к участию в
реализации широкого спектра проектов на континенте. В течение последних
восьми лет турецкие компании только в Йемене приняли участие в проектах
стоимостью около 1,5 миллиарда долларов. Торговый оборот между Турцией и
Йеменом почти полностью формируется за счет турецкого экспорта. В
структуре турецкого экспорта 75% приходится на долю продукции черной
металлургии. Кроме этого, экспортируются продукты питания-зерно, мука,
крахмал, молоко. Импортируются электрические приборы, оборудование и
запасные части к ним. Анкара приобретает имидж наиболее стабильной
страны исламского мира в Средиземноморье.
В условиях посткризисного мира Турция получила возможность
нарастить авторитет в мусульманском мире, в том числе за счет Египта.
Этому способствует геополитический вакуум, который сложился в регионе.
Об этом косвенно также свидетельствует заявление президента Турции Гюля о
потере Израилем доверия Турции. Отношения Анкары с Тель-Авивом были
критическим фактором, который препятствует расширению влияния Турции в
арабских странах. Однако в последние полтора-два года наблюдается
сближение турецкого руководства с режимом Омара аль-Башира в Судане,
Ахмадинежадом и группировкой ХАМАС.
Кстати. Накануне протестов в Йемене состоялся визит турецкого президента в эту страну.
На встречах президента Турции Гюля с президентом Йемена
Салехом, премьер-министром Муджаваром и министром иностранных дел Бакр
аль-Кирби обсуждались вопросы двусторонних отношений, сотрудничество в
рамках международных организаций и региональные проблемы. По словам
Гюля, активизация турецко-йеменских отношений связана с изменением
внешнеполитической стратегии Турции. Согласно ей, Турция перестала быть
«страной, замкнутой на собственных проблемах, и стала интересоваться
миром.
Акции протестов в Йемене прогнозировались
еще в 2010 году на фоне ухудшения экономической ситуации. Оппозиция
практически разрабатывает т.н. «киргизский сценарий по отправке Салеха в
отставку. Устранение йеменского лидера ударит по позициям Эр-Рияда,
поскольку приведет к образованию политически нестабильной территории с
отсутствующим харизматическим лидером.Ситуацию усугубляет большое
количество беженцев и перемещенных лиц из Сомали-около 170 тысяч
человек, которые могут пополнить ряды повстанцев. Таким образом,
несмотря на внутренние предпосылки для протестов в этой стране, интерес
Анкары к такому развитию событий очевиден: Эр-Рияд теряет влияние и
погрязает в региональном конфликте с шиитским анклавом. В этом контексте
обращает на себя внимание информация в региональной прессе о
конфликтных отношениях президента Египта Мубарака и официальной Анкары
на почве конкуренции в исламском мире. Крах режима Мубарака позволит
Анкаре получить доминирующее положение среди светских арабских стран.
Скорее всего, именно этим объясняется позиция короля Саудовской Аравии
Абдуллы, который осуждает события в Египте. В частности, Египет
оставался ориентиром внешней политики для Иордании, Сирии и Ливана,
которые поддерживали ряд радикальных организаций.
Кстати. Министр иностранных дел Турции
Давутоглу в своей недавней статье описывает треугольные конфигурации в
регионе Ближнего Востока. По его мнению, вершинами внешнего треугольника
являются Турция, Иран и Египет. Далее турецкий министр изображает
внутренний треугольник, состоящий из Ирака, Сирии и Саудовской Аравии.
Последний «пассивный треугольник нестабильности-Ливан, Иордания и
Палестина. По оценкам министра иностранных дел Турции,
Иордания-«буферное государство, и в рамках баланса сил, который
формируется в регионе, она играет одну из ключевых ролей. 3 февраля
глава МИД Турции Давутоглу отправился в Катар, где собирается провести
переговоры о будущем Египта. Правительство Египта жестко отреагировало
на послания президента и премьер-министра Турции по поводу
предотвращения кровавых событий в Египте. «Мы сожалеем, что Турция
вмешивается во внутренние дела Египта. Пусть каждая страна занимается
своими делами,- говорится в сообщении правительства
Египта.Премьер-министр Турции Эрдоган недавно «посоветовал президенту
Египта Хосни Мубараку уйти в отставку.
Очевидно, что получение контроля над
Иорданией-одна из приоритетных задач Анкары. Закрепив Иорданию в сфере
своего влияния, Турция приобретает, с одной стороны, весомые рычаги
давления на государства внутреннего треугольника, с другой-преимущества
перед другими государствами внешнего треугольника. В случае
нивелирования влияния Египта конфигурация меняется, а задача упрощается.
Утратa Египта-как самой густонаселенной (76 млн.человек) исламской
страны суннитского толка усиливает также и шиитский Иран.
Таким образом, завершается формирование двух крупнейших
центров влияния на страны исламского мира: в Саудовской Аравии и Турции.
Кстати. В самом сложном положении
оказывается Израиль. Израильская военная разведка в своем прогнозе на
2011 год предвидела «возможные перемены в правительствах Египта и
Саудовской Аравии, но не просчитала вариант народных волнений. Таким
образом, Израиль оказывается в сложном положении со стратегической точки
зрения. Он остается без союзников на Ближнем Востоке.
Активизация политики Турции на Ближнем
Востоке, ее стремление все существеннее влиять на региональные процессы и
события воспринимается многими арабскими странами, в том числе
Саудовской Аравией, достаточно настороженно. Руководство Саудовской
Аравии не приветствует сильное турецкое влияние на ближневосточные дела
(особенно на то, что происходит в арабском мире), опасаясь, что это
может привести к ослаблению саудовских позиций в регионе. Тем не менее,
внешняя политика двух стран направлена на сближение, что обусловлено
интересами Эр-Рияда и Анкары. Развивая отношения с суннитской Турцией,
Аравия уравновешивает растущее влияние в регионе шиитского Ирана. Турция
использует развитие партнерских отношений с Саудовской Аравией для
укрепления своих позиций в исламском мире. Очевидно, что формирование
двух центров влияния стратегически выгодно Вашингтону и Брюсселю. Это
позволит усилить конкуренцию между мусульманскими странами и снизить
уровень влияния Саудовской Аравии и радикальных сил. Запад может
рассчитывать, что эти изменения в арабском мире повлекут обострение
внутренней конкуренции и снижение исламского радикализма за его
пределами. Вместе с усилением влияния Анкара получает новые возможности в
диалоге с Францией как ключевым игроком ЕС в Северной Африке, который
был против сближения Турции и ЕС.
Кстати. В связи с обострившейся в Египте
ситуации, журнал Time опубликовал на днях список диктаторов и
автократов, которые, по версии американских журналистов, в ближайшее
время могут лишиться власти. Первое место в списке занял президент
Египта Мубарак. За ним следуют президент Йемена Али Абдуллах Салех,
лидер КНДР Ким Чен Ир. На четвертом месте рейтинга находится президент
Беларуси Александр Лукашенко, на пятом-президент Судана Омар Аль-Башир. В
рейтинг диктаторов вошли также главы Ирана, Зимбабве, Таджикистана,
Саудовской Аравии и Алжира.
Складывается впечатление, что исламисты на
Ближнем Востоке очень уж умело используют для захвата власти
демократические лозунги-в том числе, призывы Вашингтона к демократизации
арабского мира.
Война за рынок… теперь уже-туристический
События в регионе приведут к
перераспределению туристических потоков в пользу Турции и стран
Евросоюза, создавая возможность объединения их усилий и проектов. По
данным ABTA’s Travel Trends Report, в 2011 году ожидалась высокая
туристическая конкуренция между Турцией, Египтом и Тунисом.
Для стабилизации обстановки в Тунисе и Египте необходимо
минимум полгода, в частности, для изменения кланов и передачи власти
демократическим путем через процедуру выборов. Следовательно,
туристический сезон-2011 в этих странах будет сорван. Это негативно
повлияет на состояние малого бизнеса, обслуживающего туристические
потоки и на приток валюты. Ожидаемое в связи с этим ухудшение
социально-экономических показателей может затянуть процесс стабилизации
ситуации до конца 2011 года.
Кстати. Перераспределение туристических
потоков, скорее всего, состоится в пользу Турции, а также ряда
стран-членов ЕС, в частности, Греции и Испании. Они чувствуют очевидные
трудности, связанные с высокой долговой нагрузкой на бюджет. Увеличение
притока туристов в эти страны, особенно со стороны Великобритании и
Германии, позволит в значительной мере реанимировать сектор малого
бизнеса, стимулировать развитие экономики и снизить безработицу. Это
положительно скажется на экономических показателях стран улучшит
ситуацию в еврозоне в целом.
Прогнозируемое количество туристов,
переориентируются с рынка Египта и Туниса на курорты Турции, Греции и
Испании, составляет около 8 миллионов человек. При этом путешественники
из стран СНГ чаще ездить в Турцию, а туристы из ЕС в основном будут
выбирать курорты Греции и Испании. Следовательно, последствия
дестабилизации в Северной Африке и на Ближнем Востоке позволят улучшить
экономические показатели европейских стран Средиземноморья и Турции. За
счет этого может снизиться напряжение в еврозоне, что станет стимулом
для развития внутреннего рынка проблемных стран с высокой долговой
нагрузкой.
Война за Крым?!
Вместе с тем, геополитическое усиление
Турции угрожает стабильности в Крыму. Автономная республика Крым (АРК)
находится в сфере традиционных интересов Турции и России. Не секрет, что
Анкара хочет усилить свои позиции на полуострове, используя
крымскотатарский фактор, одновременно снижая туристическую
привлекательность региона. За последние 15 лет крымскотатарский этнос
находился в сфере интересов двух конкурирующих исламских геополитических
сил: Саудовской Аравии и Турции. По некоторым данным, именно эти центры
финансируют религиозно-политические движения в Крыму. Цель-усиление
исламского фактора в среде крымских татар, их объединения и дальнейшее
использование в собственных интересах. Усилению позиций Турции в Крыму
также способствовать внутриполитическая ситуация в Украине. Между
меджлисом АРК и официальным Киевом существуют серьезные противоречия в
социально-экономической сфере. Интерес Турции в усилении своего влияния
связан с активизацией работы лидеров крымских татар с политическими
силами Анкары.
Кстати. В январе 2011 года после встречи
лидера меджлиса и премьера Турции Эрдогана было заявлено, что Турция
продолжит программу оказания помощи в приобретении или строительстве
жилья для репатриантов, а также приложит усилия для увеличения в Крыму
школ с обучением на крымскотатарском языке.Такие программы могут стать
одним из способов финансирования деятельности политических объединений
крымских татар на территории АРК.
Для Турции нестабильность в Крыму выгодна
со стратегической и тактической точек зрения. Во-первых, это позволяет
перевести часть туристического потока из России и Украины с Крыма на
территорию Турции. Такая тенденция уже проявляется через несоответствие
цен и рекреационной инфраструктуры АРК.
Во-вторых, нестабильность усилит процессы самоорганизации
крымскотатарского народа и повысит сепаратистские настроения.Они могут
вырасти в политические протесты и привести к требованию
национально-государственного суверенитета АРК.
Подобные требования повлекут отток славянского населения и
усиления крымскотатарского этноса в политической и экономической жизни
полуострова. Следовательно Анкара может получить в Крыму фактически
подконтрольное территориальное образование.
Данный сценарий не является неизбежным. Он будет зависеть от
многих внешне-и внутриполитических, экономических факторов, но в числе
главных-поведение России.
Тенденции во всем мире становятся все более похожими.
Это-глобализация, или, если уж совсем откровенно,-глобальная деревня...
Дмитрий МАРТИРОСЯН
martirossian@post.com "Иравунк"
|