В
международной повестке дня с подачи турецкой стороны вновь обозначен
вопрос о нормализации отношений между Анкарой и Ереваном. Турецкий
министр иностранных дел Ахмет Давутоглу сообщил,
что Турция и Азербайджан готовятся преподнести Армении «сюрприз». Речь
идёт об открытии турецко-армянской границы. Глава дипломатической службы
Турции поведал и о том, что в примыкающей к Армении турецкой провинции
Игдыр уже ведутся для этого подготовительные работы…
Политики
не любят сюрпризов, которые нарушают ровное течение межгосударственных
отношений и не способствуют их доверительности. Заявление главы МИД
Турции о «сюрпризе» большинство экспертов расценили как блеф, как
имитацию попыток вывести процесс нормализации армяно-турецких отношений
из тупика. Примечательно, что Давутоглу упомянул провинцию Игдыр: больше
половины из 180 тысяч её населения составляют этнические азербайджанцы.
Здесь, как нигде в Турции, сильны националистические настроения, а
симпатиями большинства жителей пользуется ультраправая Партия
националистического движения. Игдыр стала единственной провинцией
Турции, где по итогам последних парламентских выборов 2011 года
ультраправые националисты получили большинство голосов. Если и есть на
армяно-турецкой границе место, откуда официальная Анкара захотела бы
взяться за разблокирование сухопутных коммуникаций, то это явно не
Игдыр.
То
есть элемент игры с турецкой стороны здесь налицо. Однако это не игра с
прицелом на приближение 100-летней годовщины Геноцида армян в Османской
Турции, как решили некоторые эксперты, оценивая резонансное заявление
Давутоглу. Противостояние «армянской пропаганде» по поводу 100-летия
Геноцида не принадлежит к числу первоочередных целей турецкой
дипломатии.
Для
внешней политики Турции характерна увязка проблемы нормализации
армяно-турецких отношений и проблемы урегулирования карабахского
конфликта. И вызвано это отнюдь не только соображениями поддержки
азербайджанского партнёра. По большому счёту Турции безразлично, какой
статус будет закреплён в дальнейшем за Нагорным Карабахом. Ни
независимость Нагорного Карабаха, ни его вхождение в состав Азербайджана
или Армении не дают Анкаре дополнительных преимуществ на Южном Кавказе.
Турки научились жить в ситуации «ни войны, ни мира» в карабахском
конфликте, извлекая из статус-кво политические и особенно экономические
выгоды.
В
Анкаре не забыли резкой реакции Баку осенью 2009 года, когда
парафировались два документа, известные под названием армяно-турецких
протоколов. 14 октября 2009 года, всего через четыре дня после того, как
Ахмет Давутоглу поставил в Цюрихе свою подпись под текстом этих
документов, азербайджанская Госнефтекомпания подписала с российским
«Газпромом» договор о купле-продаже азербайджанского газа. Анкара
сделала выводы, и теперь там вспоминают об армяно-турецких протоколах
всякий раз, когда хотят крепче привязать Баку к своим стратегическим
планам. А в этом деле такие вопросы, как будущий статус Нагорного
Карабаха, восстановление дипломатических отношений с Арменией и открытие
армяно-турецкой границы, рассматриваются Анкарой как средства
достижения целей приоритетного порядка. Турция
прежде всего заинтересована в том, чтобы весь объём добываемых на
каспийском шельфе Азербайджана углеводородов направлялся на турецкий
рынок и через него далее в Европу. А если вдобавок к этому «замкнуть на
себя» нефть и газ с месторождений Туркменистана и Казахстана на
восточном побережье Каспия, стратегическая позиция Турции на стыке
Европы и Азии упрочится очень существенно.
Весной
2013 года Анкара остановилась в шаге от открытия рейсов гражданской
авиации по маршруту Ван – Ереван. Привычно доведя своего
азербайджанского партнёра до состояния особой нервозности по данному
поводу, Анкара в последний момент дала задний ход. С 3 апреля
планировались авиарейсы самолётами частной турецкой компании Bora Jet
два раза в неделю. 29 марта стало известно о замораживании турецкой
стороной на неопределённое время ранее оговорённых соглашений по
эксплуатации новой линии авиасообщения. Самолёты между турецким Ваном и
армянской столицей до сих пор не летают. Баку получил новое
подтверждение прочности тесных связей с Анкарой, а та теперь ещё более
уверенно добивается от Азербайджана, чтобы его энергоресурсы последовательно транспортировались в западном направлении.
Безопасность
энергетических коммуникаций из Азербайджана через территорию Турции в
Европу исключает военную эскалацию в зоне карабахского конфликта. Вместе
с тем пренебречь интересами Баку в его долгом противостоянии с Ереваном
Анкара не может. Это было бы с её стороны просто недальновидно.
Остаётся продолжать курс на декларативную поддержку «младшего» партнёра в
карабахском конфликте, не предпринимая по отношению к этому партнёру
ничего существенного за рамками традиционного военно-технического
сотрудничества и обычных дипломатических услуг.
Почему
Анкара вспомнила о возможности урегулирования отношений с Арменией
именно сегодня, преподнеся это как «сюрприз»? Понимая, что крупные
международные игроки не видят альтернативы поддержанию статус-кво в
карабахском конфликте, Турция решила продемонстрировать, что и она
привержена тому же подходу. Все отметили, что заявление командира 102-й
российской военной базы, расположенной на армянской территории,
прозвучало считаные недели спустя после рабочего визита президента
Армении Сержа Саргсяна в Москву. По итогам этого визита Армения объявила
о своём решении войти в Таможенный союз. А командир российской базы полковник Андрей Рузинский в интервью газете «Красная звезда» сказал,
что «в случае принятия руководством Азербайджана решения по
восстановлению юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путём военная
база может вступить в вооружённый конфликт в соответствии с договорными
обязательствами России в рамках ОДКБ».
Возьмём
на себя смелость предположить, что пока 102-я российская база
дислоцируется у самой армяно-турецкой границы, граница будет на замке.
Открытие границы – это сюжет из серии попыток Запада предложить Армении
альтернативу тесным отношениям с Россией. Всецело в рамках этих попыток
находился и проект под названием «армяно-турецкие протоколы». Смерть
данного проекта наступила не весной 2010 года, когда президент Армении в
обращении к гражданам республики посчитал «данный этап нормализации
отношений исчерпанным», и не летом того же года, когда в Ереване в ходе
государственного визита президента России было подписано соглашение о
продлении сроков пребывания 102-й базы в Армении. Проект умер осенью
2013 года, когда вполне обрисовалась неспособность Европы заставить
Турцию выполнять её обязательства, вытекающие из армяно-турецких
протоколов. Затем последовало решение о вступлении Армении в Таможенный
союз. Первые успехи на пути евразийской интеграции уже отозвались
укреплением статус-кво на Южном Кавказе. Турцию такое положение вполне
устраивает, и можно уверенно предположить, что итоги четвёртого
заседания Совета сотрудничества высшего уровня России и Турции, которое
пройдёт в ближайшее время в Москве, это подтвердят.
Первый
после переизбрания зарубежный визит президента Азербайджана Ильхама
Алиева в Турцию 11-13 ноября можно, видимо, оценить под углом зрения
стремления Анкары и дальше разыгрывать армяно-турецкую карту в интересах
удержания Азербайджана в орбите своего влияния. Те трубопроводы в
регионе, что уже проложены, должны работать без сбоев. Проектируемые –
не могут быть поставлены под вопрос. Слишком много ресурсов вложено
Турцией в проект, например, Трансанатолийского газопровода, чтобы Анкара
видела для себя хоть какой-то смысл в резких шагах на Южном Кавказе, в
том числе в зоне карабахского конфликта. http://www.fondsk.ru
|