Презентация нашего новейшего истребителя
5-го поколения Т-50 с новой силой оживила интерес к его зарубежным
конкурентам. Выясняется, что у наших заокеанских соперников все совсем
не безоблачно.
Основным
противником нашего самолета является американский тяжелый истребитель
F-22A «Рэптор». Это отличный мощный и скоростной перехватчик, но он
очень слаб при работе по наземным целям. Крест на его карьере поставила
цена. F-22A выпуска 2008 г. с учетом цены разработки и прочих расходов
стоил порядка 355 млн. долл. – Т-50 обещают почти в
четыре раза дешевле. Соотношение «тонна золота за тонну
самолета» не понравилось Конгрессу. После закупки 183 штук
производство будет закрыто. А главным соперником Т-50 среди самолетов
5-го поколения станет F-35 «Лайтнинг-2», создаваемый по
программе JSF.
Един в трех лицах
Когда
начиналась программа JSF, многим казалось, что ничто
не может потревожить власть «властелина мира» – США. Россия была занята
своими внутренними проблемами и лежала в руинах, Китаю тоже было
наплевать на окружающий мир. Поэтому во главу угла была поставлена не
боевая эффективность, не высокие технические характеристики, а цена.
Хотелось получить недорогую платформу для
доставки высокоточного оружия на головы «непокорных зулусов» из
«стран-изгоев», способную, однако, вести дальний ракетный бой. Западные
аналитики тогда в очередной раз «похоронили» ближний воздушный бой,
считая, что все решат маневренные и скоростные ракеты средней дальности и
совершенная РЛС малозаметного самолета.
В итоге F-35 был разработан в трех
модификациях: F-35A – для ВВС, F-35B – укороченного взлета и
вертикальной посадки для корпуса морской пехоты и для легких авианосцев,
F-35C – для палубной авиации ВМС. Предполагалось, что самолеты выйдут
унифицированными на 70–80%, а цена самолета в начале разработки
определялась в 45–50 млн. долларов.
Худший самолет по большей цене?
С
самого начала требования по максимальной скорости были весьма скромными
– около 1750 км/ч на большой высоте. Тут он уступает
абсолютно всем истребителям, даже устаревшим. А ведь чем выше
крейсерская и максимальная скорости, тем быстрее самолет выйдет на рубеж
перехвата противника. Или выйдет из боя, если дела пошли плохо. А F-35
из боя выйти не сможет – догонят и собьют. Получился самолет для
«рыцарей без страха и упрека».
Уступает он всем современным истребителям и по
скороподъемности, например, тому же МиГ-29 в 1,5 раза.
Да и по тяговооруженности F-35 проигрывает абсолютно всем истребителям
4-го поколения, даже китайскому J-10A. Изменяемый
вектор тяги отсутствует. В результате маневренные данные самолета
таковы, что в ближнем воздушном бою он уступает МиГ-23МЛД,
снятому с вооружения ВВС РФ истребителю 3-го поколения.
Но, может, он в дальнем ракетном бою заставит
содрогнуться потенциального противника? Да, он будет оснащен хорошей РЛС
с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), оптико-электронным
прицельно-навигационным комплексом. Вот только Су‑35С,
оснащенный намного более мощной РЛС «Ирбис», увидит его
на дистанции до 240 км, тогда как F-35 сможет
обнаружить его на дистанции порядка 150 км. Учитывая
возможное наличие на борту Су-35С ракет большой дальности, которых
«Лайтнинг» не имеет, бой может закончиться раньше, чем F-35 увидит
противника. В бою с Су-30МКИ шансы американца выше. Но если он не
сбивает «сушку» первой же ракетой и та выходит на ближнюю дистанцию, –
«Лайтнингу» конец в маневренном бою.
Увидев результаты компьютерного моделирования
боев F‑35 с потенциальными противниками на Су-30МКИ и Су-35, один из
представителей австралийского заказчика сказал в сердцах, что «сухие»
избивали «Лайтнингов» как охотники беззащитных пингвинов. Координатор
программы F-35 в Пентагоне генерал Дэвис в ответ
сравнил свой самолет со скаковой лошадью среди собак. Генерала-оратора
уволили сразу после того, как в России взлетел Т-50. Видимо, после
пережитого шока понадобился стрелочник.
F35 является малозаметным самолетом, и оружие
в большинстве случаев должен нести на внутренней подвеске. И несет он в
двух отсеках в варианте истребителя четыре ракеты
средней дальности. А если внутри каждого отсека по бомбе, то ракет
влезает только две. На внешней
подвеске он может нести еще до восьми ракет. Но в этом
случае теряет свое основное преимущество – малозаметность.
Ударный самолет из него никакой. Нагрузка
самолета в малозаметном режиме оказывается совсем небольшой – 1–2 т, как
у самолетов 50-х годов.
Неменьшей проблемой F‑35 является его вес.
Самолет, который считается легким истребителем, по техзаданию, должен
был весить менее 11 тонн. А теперь, согласно
официальным данным «Локхид-Мартин», пустой F-35 весит 13,3–15,8
тонны. А полный вес – от 27,3 до 31,8 тонны.
Это больше, чем у тяжелых истребителей F-15C «Игл» или Су‑27. Только вот
«сушки» и «иглы» несут и больше оружия, и дальше, и быстрее.
Получился типичный американский ребенок,
которого все так любили, что перекормили гамбургерами, – тучный и
капризный.
Разработчики ведут беспощадную борьбу с весом,
как девушка, купившая себе вечернее платье за большие деньги, но не
влезшая в него. Компания идет даже на замену или отказ от узлов,
повышавших боевую живучесть машины, лишь бы выиграть килограммы.
Дорого и долго
Но
главная беда – рост стоимости программы F-35, которая растет постоянно и
неудержимо. «Дешевый» самолет уже подорожал втрое и стоит 160
млн. долл. за штуку. А для партнеров вроде Израиля цена уже
зашкалила за 200 миллионов. И это при том, что
поступление F-35 на вооружение откладывается уже на 2016 г., а то и
далее.
В итоге Дания и Австралия не стали ждать и
закупают гораздо более сбалансированный самолет F/A-18E «Супер-Хорнет»
фирмы «Боинг». Турция тоже намерена отказаться от закупки сотни F-35A,
заменив их F-16С собственной сборки. Проголосовал за отказ от закупки
F-35A и голландский парламент, хотя эта страна участвует в программе и
уже закопала 800 млн. сольдо под деревом в стране дураков имени
«Локхид-Мартин».
А есть ли что-то хорошее в F-35?
Неужели
вся программа F‑35 – сплошная сага о разграблении бюджета в особо
крупных размерах? Нет, конечно.
Если отвлечься от проблем падения уровня
совести у производителя, то самолет-то не настолько плох. Инженерам
«Локхид-Мартин» просто поставили малорешаемую задачу – скрестить ужа и
ежа без применения генной инженерии, т.е. получить и малозаметный
истребитель и ударный самолет, да еще и дешевый, и для разных условий
эксплуатации. Те ее и решили как смогли. И местами решили хорошо.
Была создана отличная удобная кабина. Создана
современная, расширяемая и модернизируемая архитектура самолета.
Самолету создали приличную РЛС небольших размеров и удачную систему
управления вооружением. Двигатель получился очень мощным, правда,
заплатив за это страшной шумностью и не вытянув тяговооруженность машины
из-за роста массы.
А «вертикалка» F-35B – и вовсе прорыв в
морской авиации. Это будет первый серийный сверхзвуковой самолет такого
типа.
В любом случае ВВС США выбирать теперь не
приходится. Несмотря на карательные меры по отношению к «Локхид-Мартин»
(в начале года МО США наказало корпорацию на 600 млн.
долл. премии, которую удержало за задержку программы), увольнение
чиновников Пентагона, рост осознания, что самолет проигрышный и
«золотой», других вариантов уже нет. Старые F-15 и F-16 скоро будут
массово списываться, и летать станет не на чем. Поэтому ужмут планы
поставок, но F-35 до серии все-таки доведут.