Новости Армении – NEWS.am приводит статью Алека Расизаде, опубликованную в The Harvard International Review, со значительными сокращениями:
«В войне между Азербайджаном и Арменией в 1988–1994 гг. из-за спорной
территории Нагорного Карабаха, населенного армянами, но расположенного в
пределах Азербайджанской ССР, Азербайджан потерял 20% своей территории.
Армяне создали Нагорно-Карабахскую Республику (НКР), которая объявила о
своей независимости от Азербайджана 6 января 1992 г. Каспийский
нефтяной бум с 2005 года укрепил позицию Азербайджана в конфликте.
Однако это преимущество обречено на исчезновение в 2011–2019 гг.
параллельно с сокращением запасов нефти в Азербайджане.
После
смерти президента Азербайджана Гейдара Алиева в 2003 году напряжение
отношений между Арменией и Азербайджаном стало усиливаться. Его сын,
новый президент Азербайджана Ильхам Алиев, пригрозил применить силу,
чтобы вернуть Нагорный Карабах, а перестрелки вдоль линии фронта
умножились. Президент Армении Серж Саргсян ответил на предупреждение
Алиева 2 декабря 2010 года на саммите ОБСЕ в Астане. Саргсян пригрозил
официально признать НКР, как независимое государство, если Алиев
попытается использовать силу, чтобы вернуть анклав и другие
контролируемые армянами территории вокруг него.
Насколько
реальна угроза возобновления этой войны в Закавказье? Победившая
армянская сторона вполне довольна статусом-кво в Карабахе, где она
достигла всех стратегических целей до прекращения огня в 1994 году.
Потенциал азербайджанской стороны зависит не только от его военной мощи и
патриотического бахвальства, но больше всего от гражданского морального
духа и социального благополучия населения, которое не очень желает
отвоевывать Нагорный Карабах из-за нынешней политической ситуации и
социальной несправедливости в Азербайджане.
Современный
Азербайджан является типичным нефтегосударством, управляемым
классической ближневосточной деспотией, где политическая (и
экономическая) власть сосредоточены в руках правящей семьи. Эта власть
передается по наследству. Экспорт нефти принадлежит правящей семье –
этот факт был раскрыт в серии депеш американского посольства в Баку,
опубликованных Wikileaks.
Нефтедобыча обеспечивает 85% доходов
государственного бюджета Азербайджана, составляет 78% ВВП страны и 92%
экспорта Азербайджана. Другими словами, Азербайджан полностью зависит от
нефтяных доходов в вопросе его противостояния Армении, военных
расходов, обеспечения его населения, основанного на импорте
продовольствия, и последующей политической стабильности. Львиная доля
доходов от продажи нефти обеспечивается группой из трех морских
месторождений нефти, Азери-Чираг-Гюнешли, обнаруженной до провозглашения
независимости Азербайджана советскими геологами в Каспийском море.
Таким
образом, размышления о перспективах Азербайджана как внутри страны, так
и в Карабахе, связаны с полной зависимостью страны от этих трех
месторождений: с их неизбежным истощением экономическая сила
Азербайджана будет затухать, что в свою очередь уменьшит его шансы на
разрешение карабахского вопроса с помощью силы.
Информация о запасах в этих месторождениях является государственной
тайной в Азербайджане, однако многочисленные зарубежные источники
нефтяной промышленности свидетельствуют, что при нынешних темпах добычи
три основных месторождения будут исчерпаны к 2019 году.
Азербайджан не разработал какого-либо альтернативного источника
экономического дохода, сопоставимого с текущими доходами от экспорта
нефти. Более того, вместо модернизации промышленных предприятий
советской эпохи, он снес старые фабрики и заводы, чтобы очистить землю
для офисных зданий и торговых центров, где граждане нефтегосударства
должны были тратить свои нефтедоллары. Однако Баку не является ни новым
Кувейтом, ни новым Дубаем: его нефтяной бум закончится в течение
нескольких лет. Закрытая политическая система прекрывает путь для важных
обсуждений вызовов периода после бума и порождает чувство апатии и
самоуспокоенности.
Международное давление, которое правительство Азербайджана пытается
оказывать на великие державы в разрешении карабахского конфликта,
используя свою добычу нефти в качестве рычага внешней политики, является
более важным, чем гонка вооружений. В 1994 году Гейдар Алиев надеялся,
что интерес Запада к энергетическим ресурсам сыграет свою роль в его
пользу в этом вопросе. Но, грубо говоря, политическое влияние миллионной
армянской общины в Соединенных Штатах противодействует мощному лобби
большой нефти в Вашингтоне, которое продвигает азербайджанские интересы.
Таким образом, стратегия по нанесению поражения Армении
дипломатическим путем руками жаждущих нефти великих держав провалилась.
Ни Европейский Союз, ни Соединенные Штаты не увеличили свою поддержку
Баку в так называемом Минском процессе ОБСЕ по урегулированию
карабахского конфликта. Этот стратегический провал стал причиной
пересмотра в Баку дипломатического воздействия азербайджанской нефти на
Запад, и оба Алиевых обратились в сторону Москвы, пытаясь манипулировать
Соединенными Штатами и НАТО с помощью российской карты. Россия
по-прежнему является сильнейшей военной державой в регионе, но ее
способности контролировать события гораздо слабее, чем отмечают
большинство наблюдателей.
Из-за экономической и стратегической незначительности для Запада в
будущем Азербайджан должен стать более реалистичным в своих притязаниях
на Нагорный Карабах, так как его способность убедить великие державы
будет уменьшаться одновременно с истощением запасов нефти в 2011–2019
гг».