Когда состоится оценочная миссия ОБСЕ в оккупированных Азербайджаном Шаумяновском, Мартунинском и Мартакертском районах Арцаха?
Спустя более пяти месяцев полевая оценочная миссия ОБСЕ представила отчет о ситуации в 7 районах Республики Арцах. Сам отчет пока еще недоступен для широкой публики - на сайте ОБСЕ опубликовано лишь резюме. Несмотря на краткость – менее страницы на английском языке, - оно дает достаточно оснований судить не только о содержании отчета в целом, но и намерениях и целях сопредседателей, инициировавших проведение второй оценочной миссии через 5 лет после первой.
Прежде всего бросается в глаза название документа – "Доклад полевой оценочной миссии на оккупированных территориях Азербайджана, прилегающих к Нагорному Карабаху". Господина Осканяна и всю армянскую дипломатию можно в очередной раз поздравить: их неутомимые десятилетние усилия в направлении признания закрепленных Конституцией территорий НКР "оккупированными" дали очевидный результат. Вместе с тем вызывает недоумение молчание сегодняшних властей, и прежде всего МИД РА, никак не выразивших своего отношения к использованию членами миссии этого определения. Не остается ничего иного, как предположить, что официальный Ереван и сегодня, как и до 2008 года, согласен с этим определением, а многочисленные заявления на высоком уровне об оккупации Азербайджаном территорий Арцаха – не более чем внутренний пиар. Пока никак не отреагировали на отчет и из Степанакерта, хотя власти НКР, как сообщалось, оказывали всемерное содействие участникам миссии, а значит, имеют полное право выражать отношение к отчету о ситуации на территориях, составляющих часть страны.
Второе. Объездив "более чем 1000 километров по всей территории, сопредседатели увидели доказательства катастрофических последствий нагорно-карабахского конфликта и неудачи в достижении мирного урегулирования. Города и деревни, которые существовали до конфликта, заброшены и почти полностью превратились в руины". Интересно, что еще ожидали увидеть члены миссии на территориях, пребывающих все еще практически в состоянии войны, в стране, которая до сих пор страдает от последствий жестокой агрессии, находится в блокаде, ежедневно подвергается обстрелу, несет человеческие потери и не получает абсолютно никакой помощи со стороны международного сообщества?
Описав царящую здесь "суровую реальность" как нечто неожиданное, авторы отчета с видимым состраданием отмечают: "Поселенцы, по большей части этнические армяне, которые были переселены на эти территории из разных частей Азербайджана, живут в тяжелых условиях, с неразвитой инфраструктурой, низкой экономической активностью и ограниченным доступом к коммунальным услугам”. Однако выводы членов миссии носят далеко не гуманитарный, а выраженный политизированный характер: "Статус-кво является неприемлемым вариантом, и только мирное урегулирование на основе переговоров может принести перспективу лучшего, более определенного будущего людям, которые жили и живут сегодня на этих территориях. Сопредседатели намерены с помощью доклада предложить сторонам конфликта видение того, как эти районы могут способствовать миру и процветанию, а не становиться источником напряженности".
Как именно намерены посредники способствовать "миру и процветанию" - известно из Мадридских принципов. Вот только непонятно, каким образом насильственное отторжение территорий от НКР и повторное насильственное включение их в состав Азербайджана может способствовать миру? И что будет с людьми, которые уже тут проживают- их ждет новая депортация? Как именно посредники видят будущее этих людей в составе страны, которую они сами, в том же заявлении, осудили за намерение уничтожать гражданские самолеты на территории Арцаха, уж не говоря о раздающихся из Баку постоянных угрозах в адрес карабахцев? И почему международная гуманитарная помощь вынужденным жить в тяжелых условиях людям, о которых так сокрушаются члены миссии, ставится в зависимость от политического решения вопроса?
К сожалению, члены миссии не пожелали увидеть те изменения, которые произошли в Арцахе за 5 прошедших лет. Не пожелали отметить мужество народа - тех же армянских беженцев из Азербайджана, которые вопреки человеконенавистнической позиции Азербайджана и потакающего ему мирового сообщества пытаются обрести родину и начать новую жизнь на земле свободного Арцаха. Никак не отреагировав в свое время на вопиющие нарушения прав армянства Азербайджана, "гуманное” международное сообщество и сегодня не предлагает им ничего, кроме потенциального возвращения в состав страны, которая неоднократно в течение прошлого века организовывала акты геноцида, погромы и депортации мирного армянского населения.
Вернемся, однако, к отчету. Весьма настораживает констатация посредниками того факта, что "значительного роста населения с 2005 года не было зафиксировано". Это и ряд других заявлений посредников свидетельствуют о том, что армянские стороны, мягко говоря, недостаточно эффективно проводят политику заселения территорий Республики Арцах, что вкупе с молчаливым согласием на термин "оккупированные" не может не внушать тревогу. Как, к примеру, расценивать другой указанный посредниками факт - отсутствия у многих поселенцев документов, удостоверяющих личность?
Далее. Язык, использованный в резюме, а следовательно, в отчете в целом, можно с полным основанием назвать иезуитским. Трудно иначе охарактеризовать тот факт, что, используя в названии выражение "оккупированные территории Азербайджана", авторы отчета в тексте резюме словно бы случайно применяют термин "спорные" - тот самый, который использовала Лига Наций в 1918 году в отношении этих же самых территорий: "Сопредседатели призывают лидеров всех сторон воздержаться от какой-либо деятельности на этих и других спорных территориях, чтобы не создать угрозы для окончательного урегулирования или не изменить характер этих территорий (? – М.Г.)”. Может быть, это намек армянским сторонам действовать решительнее с тем, чтобы автоматически закрыть вопрос "спорности" территорий вообще? Ведь активное заселение Нагорно-Карабахской Республики и инвестиции в страну - конкретно в эти районы - станут не только залогом социально-экономического развития, но и приведут к тому, что вопрос уже заселенных и экономически развивающихся территорий может со временем просто-напросто отпасть.
Кстати, буквально за день до презентации отчета появилось сообщение о том, что азербайджанские эксперты представили в Вашингтоне "свое видение постконфликтного урегулирования в Нагорном Карабахе". Любопытно, что оценки касались только 7 "прилегающих к Нагорному Карабаху районов", реабилитация которых, согласно расчетам азербайджанских экспертов, обойдется в $28,4 млрд. Самое же главное - они подчеркнули, что "Азербайджан - лидирующая страна в регионе и самостоятельно сможет справиться с финансовым аспектом реабилитации". Можно было бы, конечно, посоветовать бакинским экспертам заняться социально-экономической ситуацией в тех бедствующих районах "богатого" Азербайджана, где ситуация мало чем отличается от уровня жизни карабахских поселенцев. Вместе с тем появление такой информации из Вашингтона, конечно же, не случайно и носит характер определенного мессиджа как из Баку, так и со стороны по крайней мере одного из сопредседателей.
Всесторонний анализ отчета миссии последует, скорее всего, после
доступа к его основному тексту. Однако мало сомнений в том, что
содержание самого отчета выдержано в том же иезуитском стиле, что и
резюме. То есть посредники вновь с успехом справились со своей основной
задачей: создавать имитацию бурной деятельности, не делая при этом
ничего для изменения статус-кво. Не только в ситуации в зоне конфликта,
но и в своей собственной, далекой от адекватной правовым реалиям и
честности, позиции. Во всяком случае, такой вывод выглядит
наиболее правдоподобным до тех пор, пока аналогичная миссия не будет
проведена в других постконфликтных регионах, конкретно – в
оккупированных Азербайджаном Шаумяновском, Мартунинском и Мартакертском
районах Арцаха.