Километрах в 30 к юго-востоку от Еревана стоит храм
Гарни –единственный на территории СССР языческий храм эллинистического
типа, классический периптер. Увидев его в первый раз, я просто обалдел,
не понимая, откуда тут такому взяться. Эта гармония особенно неожиданна
на фоне безлюдных диких гор.
Храм был построен армянским царем Трдатом I в 76 г. н.э. Нет
сомнения, что к постройке Гарни приложили руку греки. Об этом
свидетельствует и сохранившаяся надпись на греческом языке (армяне тогда еще не имели своей письменности): «Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…». Типично
греческая датировка события. Будучи лучшими математиками своего
времени, греки, как известно, не вели счет годам, принципиально считая,
что времена меняются, но не улучшаются, а потому не видя смысла в их
нумерации. В своих исторических хрониках все даты они записывали так же,
как это сделано в Гарни: такое-то событие произошло через пять лет
после такого то события и за три года до другого события» и т.п. Вся
греческая хронология восстановлена современными историками по таким вот «относительным» записям.
Храм Гарни был разрушен знаменитым землетрясением 1679 года и
восстановлен только в советское время. Недостающие детали были
изготовлены заново и таким образом, чтобы они подчеркнуто выделялись на
фоне сохранившихся оригинальных (новые
детали светло-серые и гладкие). Храм внесен ЮНЕСКО в список объектов
Всемирного культурного наследия как образец правильной технологии
восстановления древних архитектурных сооружений.
И еще раз Гарни.
Выступ скалы, на котором стоит Гарни, окружен с трех сторон глубоким ущельем и рекой Азат. Голова кружится, когда смотришь вниз.
В древности (I-й
век, когда храм был построен, в Армении уже не древность!) на этом
месте была крепость. Хотя стратегически ее расположение было выбрано
весьма удачно, она все же была завоевана Урартским царем Аргишти еще в
первой половине VIII века (!)
до нашей эры – согласно найденной на территории Гарни урартской
клинописи – после чего он собрал население Гарни и в качестве рабочей
силы направил на строительство крепости Эребуни, на месте которой потом и
вырос Ереван. До сих пор недалеко от храма существует неприметный
поселок Гарни, которому, на минуточку, порядка трех тысяч лет!
И я там был, ну как не похвастать...
Монастырь Гегард расположен в ущелье той же реки Азат, что протекает
возле Гарни. Часть комплекса находится внутри выдолбленных скал.
Комплекс начал строиться еще в IV веке.
Наружная церковь Катогике в Гегарде. «Гегард» по-армянски значит «копье» (тоже
легко запомнить!). Имеется в виду то самое копье, которым римский
солдат пронзил Иисуса на кресте. По преданию, это копье, привезенное в
Армению апостолом Фаддеем, хранилось в этом монастыре. Сейчас его
наконечник находится в небольшом музейчике, расположеном прямо в
Кафедральном соборе Эчмиадзина. Там же, в огромной раме за бронированным
стеклом, выставлена щепка размером не больше нескольких сантиметров –
сколок ковчега Ноя. Первое в мире христианское государство, где литургия
– театр, кафедральный собор – музей с библейскими экспонатами, первые
святые – женщины, не пожелавшие разделить постель с государем, – это и
есть Армения.
Купол церкви Катогике.
Вход в церковь Катогике. Вертикальные треугольные ниши в плоских
стенах не только служат декоративным элементом, но и делают здание более
сейсмоустойчивым.
Один из входов в скальную часть. Если соберетесь в Гегард, не
пропустите там знаменитый сталактитовый свод в одной из внутренних
церквей. Я пытался его снять, и даже слайд сохранился, но это уж совсем
стыдно показывать.
В Гегарде я впервые увидел хачкары (в переводе на русский «крест-камни»)
– плоские плиты с вырезанным крестом. Это не только надгробные плиты,
как многие думают: их вырезали в честь закладки или окончания
строительства нового храма или просто дома, в честь женитьбы, в честь
рождения ребенка и т.д.
Хачкаров в Армении бесконечное множество. Они десятками стоят в
монастырях, иногда их там так много, что ими выложены дорожки, и ты
ходишь по этому каменному кружеву. Нигде так наглядно не проявляется
золотое правило армянской архитектуры, как в хачкарах: никаких повторов!
Двух одинаковых хачкаров не бывает, это отпечатки армянских пальцев в
переносном и прямом смысле слова. К сожалению, я бывал в Армении, когда
эра цифровой фотографии еще не наступила, и приходилось экономить каждый
кадр слайдовой пленки. А жаль, ведь каждый хачкар достоин отдельной
фотографии!
Протекающая рядом с монастырем речка Азат и изящный, сложенный из одних камней старинный арочный мостик.
Первый раз я приехал в Армению в 81 году на научную конференцию,
которая проходила в Доме творчества Армянской Академии Наук,
расположенном в долине (скорее,
ущелье) реки Арзакан. Открывавший конференцию тогдашний президент
Армянской Академии, взбежавший на трибуну в голубых джинсах и ковбойке, в
конце приветственного слова сказал, что наука наукой, но мы тут в
первую очередь гости Армении и обязательно должны познакомиться с этой
замечательной страной. Я так близко принял к сердцу его слова, что уже
на следующее утро вышел на дорогу, проголосовал первый же грузовик –
регулярные автобусы по ущелью не ходили – и больше не появился ни на
одном заседании, умудрившись пропустить собственный доклад. Передвигался
я в основном на попутках. Армяне большие патриоты своей страны, и
стоило только сказать, что едешь смотреть какую-нибудь армянскую
достопримечательность – и водители наотрез отказывались брать деньги за
провоз.
В первое же утро в столовой Дома творчества, нависающей прямо над
бегущим с гор Арзаканом, меня научили есть лаваш с завернутым в него
пучком кинзы (по-армянски кинза – «гамен»).
Этот простой, в разных вариантах, рецепт я сохранил на всю жизнь:
абсолютно пресное, как у мацы, тесто с какой-нибудь острой зеленью –
непортящаяся еда вечных странников.
Это я в первый или последний день той конференции. Было только
начало лета, но днем в Ереване жара уже зашкаливала за тридцать, а всего
в двух-трех часах езды, но уже в горах, в Арзакане вечерами было всего +
5! Отопители были отключены, и приходилось греться народными
средствами. Лаваш с зеленью оказался отличной закуской. Я покупал его
впрок внизу в деревне, возвращаясь вечером из своих странствий, а зелень
мои армянские коллеги научили меня собирать прямо вдоль берегов речки.
Вот эта, говорили они, показывая на фиолетовые листочки, сладкая, хороша
в жаркое, а эти тонкие стебельки с кислинкой годятся к рыбе, а это
риган, он ко всему идет. И они почти никогда не ошибались. Если же у них
и возникали сомнения, они тут же переходили на армянский: негоже
показывать чужестранцу, что чего-то не знаешь в родной стране.
Каждый день, спускаясь с гор, я проезжал деревеньку Арзакан и
заприметил в ней дом, украшенный какими-то картинами. Однажды мне
повезло: грузовик заглох прямо у входа во двор этого дома.
Я рискнул зайти. Навстречу мне вышел хозяин и мы познакомились.
Звали его, кажется, Валерий. Я был приглашен в дом и усажен за стол, на
котором появились сыр, лаваш, кинза и початая бутылка вина. Хозяин
оказался деревенским милиционером. Как он мне объяснил, никаких
преступлений в селе отродясь не было, так что свободного времени у него
навалом. Дом, в котором мы сидели, он построил своими руками, даже
оконные рамы сам сделал, но этого ему показалось мало, и он решил его
украсить.
В большой комнате, выделенной под мастерскую, на огромных крепких
столах лежали деревянные рамы, в которых он набирал свои мозаичные
картины из кусочков разноцветного туфа, которые затем скреплял с задней
стороны раствором цемента, и уже готовые картины крепил на стенах. Я
спросил его, где он берет туф. Он ответил, что ездит на стройки и
забирает остатки от облицовок. Мы вышли во двор. Там стояла старенькая
21-я «Волга», в которой оставалось только одно водительское сиденье. Весь остальной обьем был под завязку загружен обломками туфа. «Вот,
только что привез, – сказал он, – еще не разгрузил». Однажды,
рассказывал Валерий, его остановил гаишник и заставил разгрузить машину,
заподозрив, что под туфом прячется браконьерская форель с Севана.
Убедившись, что рыбы нет, и до конца не веря, что кому-то может быть
нужен строительный мусор («Когда
б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» А.А.), он
поехал за Валерием и, насмотревшись картин, сам привез на следующий день
обломки туфа в коляске своего милицейского мотоцикла. На этой картине, как обьяснил мне Валерий, он изобразил собственную свадьбу.
Про каждую из картин у Валерия была целая история. Например, про эту внизу он рассказывал примерно так: «Это
пастухи пасут овец в горах, и они давно не спускались с гор. Но вот к
ним пришел мальчик и принес письмо. Сейчас они прочтут письмо, разожгут
костер, сделают шашлык и будут его есть». («Скоро
вечер, вскипает приварок, они курят, как тени тихи. И из псов, как из
зажигалок, светят тихие языки» – А.В.) Каждый рассказ Валерия хотелось
записать, но я боялся, что меня вот-вот позовет водитель заглохшего
грузовика. Во дворе к нам подошел мальчик и стал, что-то говорить
по-армянски, но явно о картинах. «Сын?» – спросил я. Валерий погрустнел. «Нет, – сказал он, – мой не хочет, это соседский».
В Армении я неожиданно столкнулся с культом Шекспира. Многие мои тамошние коллеги, ставшие потом друзьями, имели «шекспировские»
имена. Больше всего было Гамлетов, а в домах, где я бывал, кроме
обязательной истории Армении на книжной полке стоял и томик Шекспира.
Вот и тут на одной из картин, под окном, есть его портрет.
Отличное шоссе, идущее из Еревана вверх и на северо-восток, приводит
к Севану – огромному горному озеру на высоте почти 2000 метров, так же,
как и Кинерет в Израиле, единственному в Армении источнику пресной воды (вот уж точно: «География – мать Истории!»).
В северо-западной части Севана, как раз там, где проходит шоссе, расположен маленький монастырь Севанаванк («Черный
монастырь»), от которого получило название и озеро. Когда-то монастырь
был на острове, но в советские времена уровень озера искусственно был
понижен (для
орошения Араратской долины, а заодно для уменьшения его площади и
бесхозного испарения воды) и монастырь оказался на берегу. От монастыря
остались собственно только эти две церквушки IX века. В 80-х годах
монахов в них уже не было.
До сих пор жалею, что не добрался тогда до расположенного чуть южнее
Севанаванка монастыря Айриванк. Там рядом есть село Норадуз, в котором,
как рассказывали мне мои армянские друзья, есть огромное собрание
хачкаров – около тысячи (!) разных эпох и стилей. Вообще
самым большим собранием хачкаров раньше считалось кладбище в Джульфе.
Это городок на юге Нахичеванской Автономной Республики, автономного
эксклава в составе Азербайджана, на границе с Ираном. Город этот во
времена средневековых войн много раз переходил из рук в руки. Его
расцвет приходится на XVI век, когда он стал центром торговли шелком. По
сохранившимся воспоминаниям путешественников, российских и европейских,
посещавших Джульфу в 17-19 веках, там было от 6 до 10 тысяч (!)
хачкаров. Даже трудно представить себе такое количество! Еще в 70-х
годах прошлого века на старом армянском кладбище в Джульфе насчитывалось
около трех тысяч надгробных плит-хачкаров. Кладбище в Джульфе начало
уничтожаться Азербайджаном в 90-х годах прошлого века и было полностью
уничтожено примерно к 2005 году несмотря на многочисленные публикации,
протесты разных стран и ЮНЕСКО. Уже в годы тех моих путешествий я не
замечал особой теплоты в отношениях с Азербайджаном, но советская
власть, по крайней мере, всех заставляла оставаться заклятыми друзьями и
в Джульфу тогда еще вполне можно было б съездить. Я этот шанс упустил.
После Севана дорога, перевалив через перевал, начинает сильно
закрученный спуск к Дилижану, где спустя пару лет, на сей раз в Доме
творчества композиторов, состоялась еще одна конференция, на которой мне
опять посчастливилось побывать. Дилижан называют армянской Швейцарией.
Живописный городок ползет по склону горы, вершины окружающих гор целый
год в снегу. Дилижан расположен в центре современной Армении, так что из
него было удобно совершать радиальные маршруты.
Возле Дилижана осенью.
Этот снимок я тоже сделал в Дилижане. Выцветшие на старом слайде
краски создали монохромную гамму, что сделало снимок только интереснее.
Было б поменьше пыли, можно было бы послать на конкурс.
Это Цахкадзор и хорошо сохранившиеся церкви монастыря Кечарис XI
века. В советские времена в Цахкадзоре была главная база подготовки
зимних олимпийцев с современными гостиницами, ресторанами и т.д. Но я
снимал только старину: экономил пленку.
В 1930-м году в Цахкадзоре останавливался Осип Мандельштам. Сохранился даже деревянный дом, где он жил. Это тут было написано: «Лазурь да глина, глина и лазурь, Чего ж тебе еще? Скорей глаза сощурь, Как близорукий шах над перстнем бирюзовым, Над книгой звонких книг, над книжною землей, Над гнойной книгою, над глиной дорогой, Которой мучимся, как музыкой и словом».
В 18 км от Дилижана расположен монастырь Агарцин (X-XIII
века). Широкоугольника у меня тогда еще не было, и я, как правило, не
мог снять целиком всю панораму. Приходилось снимать по частям. Это
главная монастырская церковь св. Богородицы.
Солнце зашло за гребень и, как это часто бывает в горах, сразу
стемнело. Многие монастыри потому и сохранились во время бесчисленных
войн, что строились высоко в горах, подальше от врагов.
В XII-XIII веках к церкви св. Богородицы в Агарцине был пристроен
гавит. Гавит или жаматун – нежилое помещение
полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное
притвору), пристраивавшееся к церквям преимущественно с запада, этакий
церковный конференц-зал. По тем временам гавит считался весьма большим
сооружением, где главной инженерной проблемой было, конечно, перекрытие.
A километрах в 10, но на восток от Дилижана, в деревне Гош есть монастырь Гошаванк (XII-XIII века). Тут мне повезло, и я смог снять целиком всю его панораму.
Гошаванк, как почти все армянские монастыри, очень компактен, хотя
включает множество построек: церкви, гавиты, книгохранилище. Все они
стоят тесно прижавшись друг к другу.
Это тоже Гошаванк. У меня этот старый слайд до сих пор вызывает запах хрустящего осеннего воздуха и палой листвы.
Это гавит в Гошаванке. Окошки в гавитах обычно маленькие, что
характерно и для романской архитектуры, когда вся стена несет нагрузку
перекрытия и окна ослабляют ее прочность. В армянской «романской» архитектуре для освещения помещения часто делалось еще и отверстие в центре купола, которое называлось ердык.
«Делалось отверстие» – звучит просто, но при этом арка купола оставалась без верхнего замыкающего камня (он и по-аглицки не случайно называется «keystone»
– ключевой камень) и строителям приходилось уравновешивать купол
вертикальными сочленениями. На этом снимке это хорошо видно, а заодно
хорошо видно, что купол поддерживается четырьмя арками (на
снимке видны две). Собственно, из-за этого чисто инженерного решения и
возникла каноническая крестово-купольная композиция православных
церковных зданий (в
центре главный обьем с куполом и четыре притвора, образующие крест), а
вовсе не из за сакрального креста христианства, как многие думают.
Это еще Гошаванк. Проход между зданиями и горы на горизонте. Кадр хорошо сохранился, жаль не сохранилось посвистывание ветра.
Это там же. Насколько мне помнится, это разрушенный склеп Мхитара Гоша, основателя монастыря и его архитектора.
В Гошаванке есть великолепные хачкары.
И еще один.
Каждый обломок достоин фотографии.
Кто-то из моих армянских коллег вспомнил, что где-то тут за горой
есть озеро Парзлич. Часа полтора ходьбы по осеннему лесу через перевал, и
мы вышли к прекрасному безлюдному озеру.
Готовя эти слайды, я набрал в интернете «Парзлич»
и прочитал, что теперь туда есть дорога, берега одеты в бетон, стоят
ресторанчики, жарятся шашлыки и играет веселая музыка... А я застал еще
вот такое зеркальное озеро.
Однажды, выпросив у директора Дома творчества РАФик с водителем, я и
несколько моих коллег, приостановив аж на целый день все равно
неизбежный научно-технический прогресс, отправились на север Армении в
район города Алаверды (оказывается, «алаверды»
это еще и город, а не только грузинский обычай посылать в ресторане
бутылку вина на соседний столик в ответ на посланную ранее). Алаверды
лежит в ущелье. Это металлургический город, там есть большой медный
комбинат. Над городом в горах расположены два самых больших и знаменитых
северных армянских монастыря – Ахпат и Санаин. Этот
снимок сделан на окраине Алаверды. Сам город тоже было бы интересно
поснимать: вдоль улиц, круто идущих вверх, шли канатные дороги.
Оба монастыря примерно одного возраста (X
век), и оба находятся под защитой ЮНЕСКО. Первым на нашем пути был
Санаин. Это огромный комплекс, включающий церкви, гавиты,
книгохранилища, часовни армянских князей и кафедральный собор Лорийского
царства.
На заднем плане круглый гавит.
Трехярусная колокольня, одновременно самое большое в средневековой Армении книгохранилище (1063 год).
Это она же, но с другой стороны, а лежащие на земле плиты – хачкары.
Я забрался на третий ярус колокольни и поснимал крыши боковой
галереи, кторые даже сверху имели разный, хоть и не видимый с земли,
орнамент.
|