Как
вы прокомментируете последнее заявление главы МИД Азербайджана Эльмара
Мамедьярова на Совете НАТО о том, что Армения тормозит переговорный
процесс по урегулированию карабахского конфликта?
Во-первых не очень уверен, что на заседании Северо-атлантического совета
на уровне послов с участием мининдел Азербайджана, он говорил именно
то, что цитировала азербайджанская пресса, поскольку по правилам НАТО
эти заседания закрытые и их содержание не публикуется. Выходит, что
Азербайджан нарушил это правило, и господин Мамедьяров, явно под
впечатлением выступления главы МИД Армении в ООН, решил провалы,
провокации и ляпы Азербайджана приписать Армении. Голословными
обвинениями в торпедировании процесса и желании сохранить статус –кво
ничего не решить. Азербайджан обязан придерживаться принципов
международного права: права народов на самоопределение, неприменения
силы или угрозы ее применения, и принципа территориальной целостности.
Баку по сути дела отрицает право на самоопределение, но не Баку, а народ
НКР решает, как ему жить. Далее идет принцип неприменения силы или
угрозы применения силы. Как мы видим, Азербайджан угрожает непонятно
кому, более того идет на провокации на линии соприкосновения войск НКР и
Азербайджана.
Только один из трех принципов международного права -
принцип территориальной целостности, они якобы принимают, но на самом
деле в извращенной форме. Согласно Уставу ООН, принцип территориальной
целостности не может быть противопоставлен праву народов на
самоопределение. Равноправие и право народов на самоопределение является
одной из целей ООН, что и записано в первой главе Устава организации.
Вторая же глава Устава указывает принципы, направленные на достижение
целей организации, в том числе принцип территориальной целостности. И
заключение Международного суда по Косово не могло быть иным, поскольку
Суд руководствуется Уставом ООН.
Что же, по Вашему, должен сделать Азербайджан для решения нагорно-карабахской проблемы?
Если
Азербайджан действительно желает решения вопроса, то он должен признать
свою ответственность за последствия развязанной им агрессии против
самоопределившейся НКР, выразить готовность вернуть оккупированные им
территории НКР, начать прямые переговоры с властями НКР как полноценным и
полноправным участником переговорного процесса. Баку, в своих же
интересах, должен перестать бряцать оружием, которое никого не пугает, и
отказаться от озвучивания сумасбродных идей, что якобы, армянское
государство основано на «исконно азербайджанских землях». По логике их
заявлений, азербайджанцы были и жили на армянских территориях тысячи
лет. Но как тогда объяснить их лозунг «Один народ – два государства»,
тем более, что Турция признает, что турки прибыли на эти земли
относительно недавно. Вот и пусть разбираются, сколько там государств и
сколько там народов. А уничтожение культурно-исторического наследия
коренных народов региона, не прибавляет аргументов искусственно
созданному в начале прошлого века Азербайджану для притязаний на чужие
территории.
Сегодня бакинские СМИ сообщили о "самоубийстве” армянского пленного Манвела Сарибекяна.
Это
очередной отвратительный акт, когда похищают пастуха, пытаются выдать
его за диверсанта, и когда это никак не получается, его попросту
убивают. Это вопиющее нарушение международного гуманитарного права. Со
дня пленения Манвела Сарибекяна азербайджанские власти отказывали в
допуске к нему Комитету Красного Креста, и этот факт уже говорит о том,
как с ним обращались в азербайджанских застенках, думаю не лучше, чем в
нацистских концлагерях.
Властям соседней республики не дорога жизнь
человека, в том числе и собственных граждан. На призыв посредников и ООН
укрепить режим прекращения огня и отвести снайперов, Азербайджан
отвечает отказом. Ему выгодно поддерживать атмосферу недоверия и
ненависти между народами, даже ценой жизни собственных граждан.
Сегодня
в парламенте Армении обсуждался законопроект «О признании Арменией
независимости НКР»? Как Вы считаете, этот закон нужен?
НКР - состоявшееся государство, причем при условиях противостояния
политике этнических чисток и агрессии Азербайджана. Республика Армения
строит свои отношения с НКР как с равноправным партнером. Вопрос
признания НКР стоит на повестке дня. Но на данном этапе правительство
Армении считает принятие законопроекта нецелесообразным.
Началась оценочная миссия МГ ОБСЕ на территориях вокруг НКР. Чего мы можем ждать от оценок сопредседателей?
На
самом деле нам мало осталось ждать: 6 октября они приедут в Ереван,
7-го поедут в Степанакерт. В составе МГ ОБСЕ сменились сопредседатели и
им необходимо ознакомиться с обстановкой на месте. Об остальном можно
поговорить после окончания миссии.
После
того, как Азербайджан отозвал свою резолюцию «Об оккупированных
территориях Азербайджана» из ГА ООН, появилась информация о том, что 13
декабря резолюция вновь будет обсуждаться.
Во первых,
проект этой резолюции уже мертв, однако в повестке Генассамблеи остался
пункт повестки дня, под которым Азербайджан может выдвинуть новую
резолюцию. Вообще резолюции можно отзывать, можно снова обсуждать – это
право любой страны. Как и в предыдущем случае, Армения имеет адекватный
ответ на любое развитие ситуации.