Война в мирное время есть средство бегства от нерешенных проблем. Томас Мен Невероятные
долги Соединенных Штатов, крах американской финансовой пирамиды,
приближающееся падение доллара как резервной мировой валюты, заставляют
Америку решать эти проблемы испытанным способом - под любым предлогом
развязать победоносную войну с заведомо слабым противником. Тяжелые
последствия финансовых проблем можно наблюдать и на миротворческой арене
- вывод войск из Ирака и Афганистана. Плохо одно, своими руками, США
практически никогда не развязывают войны, для этого есть партнеры по
НАТО и дружественные государства. А Соединенные Штаты, вступая в
конфликт, выставляют себя этакими чудо-миротворцами - мы пришли и теперь
будет все хорошо.
Миротворческая деятельность США широко известна, благодаря искусству
Соединенных Штатов предоставлять через СМИ «нужные» сведения. Основная
масса населения мира благодаря средствам массовой информации, считает
США настоящими защитниками демократии и свобод в мире. Кстати, Сам
конфликт берет свое начало именно из мировых СМИ, с удовольствием
озвучивающих информацию о возможном создании Ираном ядерного оружия. Вероятные
участники конфликта: США, Израиль, Турция и члены НАТО. Иран,
Саудовская Аравия, Сирия, Грузия, Ливан, Азербайджан. Вероятно, примут
участие в конфликте: Пакистан, Китай, Россия и государства Средней Азии.
На сегодня вероятный инициатор военного конфликта - Израиль и Турция.
После последних 2-х войн, сомнений в противостоянии НАТО - Иран и Сирия,
не у кого не вызывает сомнений. Но безвыходных ситуаций не существует,
попробуем же, уважаемый читатель, предположить, как может выглядеть
эффективная стратегия действий объединенных сил Сирии и Ирана. Существуют побеждающие «поведенческие стратегии», рассмотрим три базовые парадигмы: P
стратегия классического боя. Исходя из потенциалов участников
конфликта, данная стратегия заведомо проигрышна для Ирана и Сирии; P
стратегия с упорядоченным риском. Стратегия подразумевает использование
нескольких вариантов ответных действий с постепенным отсечением явно
проигрышных вариантов. Иран и Сирия могут сыграть на факторе
неопределенности, и попытаться поймать свой шанс на неопределенной
вероятности исходов боевых противостояний; P стратегия неожиданного
исхода. Самая оптимальная стратегия на данное время для Ирана и Сирии.
Подразумевает под собой, так называемую «пиррову победу». По
опубликованным данным, план военных действий в случае конфликта у Сирии и
Ирана уже составлен. Объект превентивного воздействия - Турция, а
точнее, базы размещения элементов противоракетной обороны.Возможно
задействование различных сторонних сил на разных направлениях. Но все планы объединенного командования войск Ирана и Сирии в таком виде обречены быть проигрышными. Единственным
вариантом, который иногда упоминают иранские военачальники как угрозу,
является ведение боевых действий неконвенциональным способом. Говоря
понятным «гражданским» языком - это партизанская война. В рамках ведения
современной партизанской войны, Иран и Сирия должны «гарантировать»
силам вторжения такие потери, что мировое сообщество, наблюдающие за
ходом военных действий, сочтет данные потери чрезмерными и создаст
условия для начала мирного процесса урегулирования военного конфликта.
Кстати.
Многие уверены, что такая война - это чисто оборонительные действия
защищающейся стороны, и ведутся они на собственной территории различными
военными и гражданскими вооруженными подразделениями. Однако любые
военные действия могут носить как наступательный, так и оборонительный
характер. Исходя из этого, получаем наступательную партизанскую
войну.Другое название такой войны - война диверсий, которую не следует
путать с терроризмом.
Именно террористические действия в
современном мире вызывают самое большое беспокойство любого государства.
Внезапность, неопределенность и неизвестность, а самое главное страх -
основное оружие терроризма. Основные источники терроризма на сегодня -
исламский радикализм, а поскольку Запад считает Иран и Сирию
государствами, поддерживающими терроризм, именно на этих настроениях
будут играть идеологи агрессии на Западе. Уже сейчас западные
пропагандисты забрасывают в информационное пространство цитаты иранских
деятелей, вырванные из контекста, и якобы свидетельствующие о
террористических угрозах со стороны Ирана. Например, цитата главы
Комитета нацбезопасности Ирана П.Сарвари: «Раз кто-то хочет сделать наш
регион небезопасным, мы сделаем небезопасным весь мир». Очевидно, г-н
Сарвари, чиновник весьма уважаемой цивилизованной страны, имел в виду
всё что угодно: цены на нефть, последствия возможной агрессии против
своей страны и т.д., но не угрожал всему миру...
Кстати.
Премьер-министр Турции Эрдоган в ходе встречи в рамках саммита
Организации экономического сотрудничества в Баку с президентом Ирана
Махмудом Ахимадинежадом выступил с оригинальной инициативой. Он
предложил провести трехстороннюю встречу по Сирии при участии Турции,
Ирана и Египта. Вслед за этим по возвращении в Турцию Эрдоган объявил
еще об одном проекте: встреча по Сирии возможна и в формате
Турция-Россия-Иран.
Теперь обратим внимание на то, как отразится
сирийский кризис и самолетный инцидент на российско-турецких отношениях.
Помимо интенсивно развивающегося экономического и энергетического
партнерства, большие перспективы для обеих стран открывает
сотрудничество России и Турции в «стратегической» сфере. Россия
стремится повысить уровень военного, политического и торгового
сотрудничества с мусульманскими странами; вместе с тем в большинстве
входящих в Содружество независимых государств стран, образовавшихся
после распада СССР, проживают «братские турецкому народу тюркские
народы». В этой связи общие интересы России и Турции создают
необходимость построения сотрудничества в области политики по отношению к
этим странам. Кроме того, есть вопросы сотрудничества России и Турции в
рамках проекта «Южный поток», которому, большое значение придает лично
президент РФ Владимир Путин и который считается престижным проектом для
России. Благодаря этому решению Турция получит важные экономические
преимущества, прежде всего в газовой сфере. Кроме того, с точки зрения
сложившихся на сегодняшний момент российско-турецких отношений проект
«Южный поток» обеспечит и важное политическое преимущество для Турции. Обратим
также наше внимание на заявление президента РФ, который «подчеркнул
важное значение борьбы с террором на Северном Кавказе для организации и
проведения Олимпийских игр 2014 года». Как известно, объявивший себя
«эмиром Северного Кавказа» Доку Умаров угрожает проведением
террористических актов в ходе Олимпийских игр. Ранее собщалось, что
Умаров взял на себя ответственность за организацию террористических
актов в метро Москвы и аэропорту «Домодедово». Здесь, кстати, надо
также отметить , что некоторые источники сообщают о телефонном разговоре
Президента России Путина с премьер-министром Турции Эрдоганом по
сирийской проблеме, в котором российский лидер заявил о незамедлительной
реакции его страны на военное вторжение Турции в Сирию. Источники
приводят следующие слова Путина: «Если хотя бы один турецкий солдат
перейдет сирийскую границу, Россия прореагирует крайне резко». Далее
сообщается о том, что разговор между двумя лидерами был прерван одним из
них, однако доподлинно неизвестно, кем именно. После инцидента 10
октября, когда турецкие власти под предлогом борьбы с поставками
вооружений Дамаску посадили авиалайнер, выполняющий рейс из Москвы в
Дамаск, отношения между Россией и Турцией крайне осложнились. И хотя
многими подчеркивается, что инцидент не отразится на отношениях двух
стран, полагаю, что он уже негативно повлиял на российско-турецкие
отношения и прежде всего на личные отношения Эрдогана и Путина. Далее,
французские источники пишут о возможности обращения Турции к России и
Ирану с целью покончить с гражданской войной в Сирии, достигшей турецкой
границы. В качестве доказательства такой точки зрения приводится одной
из недавних заявлений турецкого премьер-министра о том, что одним из
механизмов решения сирийской проблемы могло бы стать ее обсуждение между
Турцией, Россией и Ираном. Практически все основные иранские газеты
приводят последние высказывания министра иностранных дел России Лаврова
по поводу ядерной программы Ирана, прозвучавшие в интервью «Российской
газете». Ряд из них передают слова главы российской дипломатии о том,
что Россия заблокирует принятие в Совете Безопасности ООН любой
резолюции, которую хоть как-то можно использовать для военного вторжения
в Исламскую республику. Также приводится признание российским министром
того факта, что документально не подтверждено наличие военной
составляющей в иранской ядерной программе. Сообщается об указании
Лавровым на то, что Иран в развитии своих ядерных технологий следует
всем правовым нормам и о словах министра по поводу того, что вопросы у
международного сообщества вызывают только тайные ядерные разработки,
проводимые в ИРИ несколькими годами ранее. Отмечается, что Россия,
признавая мирный характер иранской ядерной программы, так ни разу и не
воспользовалась своим правом вето в Совете Безопасности ООН, чтобы
заблокировать резолюции, содержащие санкции против Ирана. Сирийский
кризис создает ряд политических рисков для президента РФ Путина,
связанных с возможной «ливанизацией» конфликта, упрочением положения США
в регионе, расширением влияния радикальных исламистов. Представляющий
для России угрозу радикализм способен распространиться на Кавказе и в
тюркских республиках Средней Азии.
Кстати. Обращаю внимание
уважаемого читателя на прошедший в Санкт-Петербурге симпозиум под
названием «Российско-турецкие отношения XXI века: от холодной войны к
стратегическому сотрудничеству», на котором эксперты и деятели науки,
обсудив экономические, политические и культурные отношения двух стран,
пришли к общему выводу, что сирийский кризис не отразится на
стратегическом сотрудничестве двух стран.
Между тем, Россия и
Турция способны достичь компромисса по Сирии, поскольку взгляды двух
стран тесно переплетаются, отличается лишь выбранный за основу метод
решения проблемы. Как Россия, так и Турция, считают необходимым не
допустить развития иракского или ливийского сценария, территориального
раздела Сирии, доминирования радикальных религиозных групп и конфликта с
Израилем. Кроме того, Россия опасается, что региональный конфликт
отразится на Иране. Отношения Турции и России, несмотря на сирийский
кризис, продолжают развиваться, даже более интенсивно, нежели
предполагалось, что является предметом для беспокойства США. Кроме того,
после подписания Россией и Турцией нескольких важных соглашений за
последние несколько лет значительно возрос объем торговли между двумя
странами, продолжается сотрудничество в энергетической сфере. Таким
образом, при наличии достаточно глубоких расхождений во взглядах на
сирийский кризис между Путиным и Эрдоганом очевидно, что у Москвы нет
намерений «пожертвовать отношениями с Турцией» из-за сирийского кризиса. Дм. МАРТИРОСЯН martirossian@post.com