заявил в интервью "ГА" председатель Союза общественных организаций "Еркир" Севак АРЦРУНИ
- В начале 2011 года со стороны высшего грузинского руководства прозвучали высказывания о важности армяно-грузинской дружбы, М.Саакашвили посетил на Рождество церковь Св.Эчмиадзин в Тбилиси, грузинский патриарх принял предводителя грузинской епархии ААЦ и подтвердил готовность грузинской стороны к визиту Католикоса Гарегина II. Что произошло? Можно ли ожидать изменения курса политики в отношении грузинских армян и в Джавахке? - Да, на словах определенное потепление чувствуется, но это еще не означает прогресса в реальности. Складывается впечатление, что власти Грузии смогли переварить предпринятые за последние годы провокационные шаги в Джавахке и теперь делают все, чтобы продержать джавахкского активиста Ваагна Чахаляна до последнего дня срока в тюрьме и нейтрализовать всех его политических сторонников в Грузии и Армении. Вместе с тем в Грузии поняли, что подобная политика в отношении Джавахка отнюдь не приветствуется и стоила стране ряда потерь, выявив подлинный облик режима Саакашвили в Джавахке, Грузии и вообще по миру. Если 3-4 года назад Грузия была в льготном статусе "маяка демократии" на Южном Кавказе, то ныне для всех стала ясна суть националистической политики соседей, которая не имеет каких-либо оправданий в контексте западных политических ценностей.
- Тогда чем объяснить, что эта политика, губительная и для собственного государства, продолжается? - К сожалению, Грузию сегодня трудно расценивать в качестве независимого государства. Фактически главной функцией режима Саакашвили является сохранение интересов США на Южном Кавказе. Для осуществления этой функции режиму Саакашвили правящими кругами США дан карт-бланш в ужесточении внутренней политики, в том числе в отношении нацменьшинств. Это оборачивается ослаблением страны, потерей территорий, традиционных ценностей, самостоятельности и др. Все эти процессы негативно сказываются не только на Грузии, но и на стабильности региона в целом, затрагивают интересы армян Грузии.
- Какова ныне ситуация в Джавахке? - Очень важно прежде всего верно оценить эту ситуацию в армянском политическом поле. Замечу, что мнения тут расходятся не без помощи грузинских спецслужб, дезориентирующих деятелей Армении и Спюрка. Грузинские власти предоставили Джавахку элементы определенной экономической самостоятельности, осуществляются инвестиции для развития инфраструктуры, выделяются дотации. Эти шаги приносят определенные выгоды местному населению. При этом надо отметить, что эта политика инициирована не по доброй воле властей, а является следствием борьбы национального меньшинства за свои права и непоколебимой позиции того же В.Чахаляна, чье дело получило широкую международную огласку. Вместе с тем экономические рычаги в Джавахке отданы грузинскими властями, находящимися под контролем спецслужб, некоторым армянским должностным лицам и их родственникам в Армении. В итоге выдвижение таких естественных и законных требований национального меньшинства, как вопрос армянского языка в Джавахке или статус ААЦ, не находит какой-либо поддержки у вышеуказанных лиц. Более того, сторонникам этих требований угрожают новыми преградами и преследованиями. Увы, определенная часть армянских политических сил в Джавахке и Армении смирилась со сложившейся ситуацией и полагает, что можно сохранить армянство Джавахка, не выдвигая вышеуказанных требований. Это не только ошибочное, но и преступное заблуждение.
- Что же следует предпринять? - Необходима координация усилий политических сил как здесь, так и в Спюрке. Следует, в частности, привлечь внимание к негативной деятельности Посольства США в Тбилиси в деле деармянизации Джавахка. Союз "Еркир" и Совет по защите прав армян Джавахка с лета 2010 года предприняли шаги в этом направлении, была выдвинута инициатива встречи в Посольстве США, однако дело завершилось запретом на мой въезд на территорию Грузии. Мы обратились к армянским лоббистским организациям США, призывая отреагировать на потворствование политических кругов США программам вытеснения армян из Джавахка. Сегодня не время молчания и безразличия - на карте судьба наших соотечественников.