В
музее "Гронингер" в Нидерландах открыта выставка "Неизвестный Восток
России. Ориентальная живопись 1850-1920 годов". В этой интереснейшей по
своему замыслу и охвату выставке представлено около 130 произведений из
18 музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Еревана, Ташкента, Нукима,
Бухары, Самарканда. Выставка, ставшая важным событием не только
Нидерландов и стран-участниц, но и всей Европы, продлится до 8 мая
текущего года.
Гронинген - особый регион, экономически связанный с Россией.
Здесь находится крупнейший партнер ОАО "Газпром" в Северной Европе
компания GAZUNI, участвующая в реализации проекта "Северный поток".
Именно этот фактор предопределяет также интенсивное культурное
сотрудничество между Нидерландами и Россией. В июне 2010 года в
Гронингенском университете состоялось открытие первого в этой стране
Русского центра.
"Этот красивый портовый город на севере Нидерландов с населением
около 200000 человек известен своими готическими церквами XIV века, а
также университетом, основанным в 1614 году. Но, пожалуй, важнейшей
достопримечательностью Гронингена является музей "Гронингер",
считающийся одним из лучших в Нидерландах. Его открытие в 1994 году
стало настоящим событием в мире искусства. Именно этот музей в лице
своего нынешнего директора Кееса ван Твиста реализовал ряд интересных
выставочных проектов, заново открывая Европе глаза на русское искусство.
Это масштабные экспозиции работ Ильи Репина в 2001 году, "Русский
пейзаж"(2003г.), "На службе у Дягилева"(2004г.) и "Русские сказки,
былины и легенды"(2007г.).
Недавно музей вновь открыл свои двери после капитального ремонта.
Реконструкцию его главного здания осуществил итальянский архитектор и
дизайнер Алессандро Мендини. Музей трансформирован в один из самых
современных инновационных центров искусства в Нидерландах.
Первая выставка, которая открылась в залах обновленного музея
накануне Рождества - "Неизвестный Восток России. Ориентальная живопись
1850-1920 годов". Через произведения искусства, географические карты и
фотографии этнографического характера здесь показаны исторические связи
России с её южными соседями, представлены военные зарисовки художников,
их впечатления от путешествий по Центральной Азии и Ближнему Востоку. В
экспозиции широко представлены произведения Василия Верещагина, среди
которых известные картины "Апофеоз войны", "Дервиши в праздничных
нарядах", "Двери Тимура (Тамерлана)", которая украшает пригласительный
билет выставки, словно вводя посетителей в сказочный мир Востока. В
экспозиции можно увидеть работы Василия Поленова, Павла Кузнецова,
Александра Николаева, Алексея Юсупова, Александра Волкова, Николая
Каразина и др.
Большой интерес на выставке представляют собой работы Евгения
Лансере, Александра Бенуа, Зинаиды Серебряковой 1916-1917 годов, которые
должны были лечь в основу художественного оформления Казанского вокзала
Москвы. Произведения Верещагина и Поленова на выставке входят в диалог с
тем искусством, которое создавалось в Армении, Грузии и Узбекистане.
Если работы Верещагина и Поленова могут рассматриваться как
документальные зарисовки путешествий по некогда экзотическим странам
Ближнего Востока, то в творчестве таких художников, как Вардгес
Суренянц, Мартирос Сарьян, Нико Пиросманишвили, ощущается дух самого
Востока.
Армения участвует в выставке пятью работами из Национальной галереи и
восьмью - из Дома-музея М. Сарьяна. Еще одна работа нашего
соотечественника Оганеса Татевосяна, "Деревня", представлена из
коллекции Ташкентского государственного музея. Экспозицию выставки
предваряют работы "Фирдоуси читает "Шахнамэ" султану Махмуду" Вардгеса
Суренянца и "Кейноба. Праздник в старом Тбилиси" Грикора Шарбабчяна, а
замыкает ее отдельный зал, отведенный Мартиросу Сарьяну.
И если доминантой экспозиции XIX века является Верещагин, мастер
русской реалистической школы живописи, то среди художников,
представляющих XX век, доминантой неоспоримо является Сарьян -
художник-новатор, воссоздавший в искусстве правдивый образ Востока. Как
писал в свое время Максимилиан Волошин: "Хотя искусство Сарьяна отражает
Восток, однако он не ориенталист. В этом его оригинальность и
значительность. Он далеко не чужд романтизма, но отношение его к
изображаемому совсем иное, чем у ориенталистов. Он сам – сын Востока,
оторванный от своей страны, прошедший европейскую школу, перенесенный в
северные города. Его творчество пробуждено сыновним чувством. Его
романтизм – тоска по родине. Поэтому в его искусстве нет
любопытствующего взгляда путешественника, нет коллекционерства
экзотических редкостей, отличающего ориенталистов".
Одну работу Сарьяна отправила на выставку Третьяковская галерея,
другую - Национальная галерея Армении, восемь - из собрания Дома-музея
Сарьяна. Десять произведений, выставленных свободно в отдельном зале на
достаточно непривычном для нас синем фоне, звучат как мажорный яркий
финал экспозиции замечательной выставки.
Куратор выставки – Инесса Кутейникова провела колоссальную работу по
отбору экспонатов выставки из музейных собраний разных стран и проделала
огромную научную работу. К открытию выставки она вместе с
исполнительным директором музея "Гронингер" Патти Вагеман подготовила
прекрасный каталог. Армянский отдел в каталоге предваряет статья Ирины
Багдамян, завфондами русского отдела НГА.
Торжественное открытие выставки "Неизвестный Восток России.
Ориентальная живопись 1850-1920гг." состоялось в городском театре
Гронингена. Среди выступавших были директор музея Гронингер Кеес ван
Твист, министр культуры Нидерландского королевства Роланд Пластерк,
спецпредставитель президента России по международному культурному
сотрудничеству Михаил Швыдкой и куратор выставки Инесса Кутейникова. В
концертной части выступила народная артистка России - певица Ольга
Бородина. На большом экране в глубине сцены проецировались десять
картин, представленных на выставке. И, что особенно приятно,
предпочтение было отдано произведениям армянских мастеров живописи:
"Фирдоуси читает "Шахнамэ" султану Махмуду" Вардгеса Суренянца, и "У
колодца. Жаркий день", "На Кавказе. Тифлис", "Армянка с сазом" Мартироса
Сарьяна. Продолжение торжественного открытия состоялось уже в
самом здании музея "Гронингер". Музей производит неизгладимое
впечатление своей ультрасовременной архитектурой и дизайном,
экспозиционными залами и технической оснащенностью. Это особенно остро
воспринимается на фоне тех проблем, которые испытывают сегодня
художественные музеи Армении.
Рузан САРЬЯН,директор Дома-музея Мартироса Сарьяна "Голос Армении"
|