Четверг, 20.06.2019, 22:08

 
   

Главная |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Апрель » 19 » "РУССКИЙ ВОСТОК" - В СЕРДЦЕ ЕВРОПЫ
01:30
"РУССКИЙ ВОСТОК" - В СЕРДЦЕ ЕВРОПЫ

В музее "Гронингер" в Нидерландах открыта выставка "Неизвестный Восток России. Ориентальная живопись 1850-1920 годов". В этой интереснейшей по своему замыслу и охвату выставке представлено около 130 произведений из 18 музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Еревана, Ташкента, Нукима, Бухары, Самарканда. Выставка, ставшая важным событием не только Нидерландов и стран-участниц, но и всей Европы, продлится до 8 мая текущего года.

Гронинген - особый регион, экономически связанный с Россией. Здесь находится крупнейший партнер ОАО "Газпром" в Северной Европе компания GAZUNI, участвующая в реализации проекта "Северный поток". Именно этот фактор предопределяет также интенсивное культурное сотрудничество между Нидерландами и Россией. В июне 2010 года в Гронингенском университете состоялось открытие первого в этой стране Русского центра.

"Этот красивый портовый город на севере Нидерландов с населением около 200000 человек известен своими готическими церквами XIV века, а также университетом, основанным в 1614 году. Но, пожалуй, важнейшей достопримечательностью Гронингена является музей "Гронингер", считающийся одним из лучших в Нидерландах. Его открытие в 1994 году стало настоящим событием в мире искусства. Именно этот музей в лице своего нынешнего директора Кееса ван Твиста реализовал ряд интересных выставочных проектов, заново открывая Европе глаза на русское искусство. Это масштабные экспозиции работ Ильи Репина в 2001 году, "Русский пейзаж"(2003г.), "На службе у Дягилева"(2004г.) и "Русские сказки, былины и легенды"(2007г.).

Недавно музей вновь открыл свои двери после капитального ремонта. Реконструкцию его главного здания осуществил итальянский архитектор и дизайнер Алессандро Мендини. Музей трансформирован в один из самых современных инновационных центров искусства в Нидерландах.

Первая выставка, которая открылась в залах обновленного музея накануне Рождества - "Неизвестный Восток России. Ориентальная живопись 1850-1920 годов". Через произведения искусства, географические карты и фотографии этнографического характера здесь показаны исторические связи России с её южными соседями, представлены военные зарисовки художников, их впечатления от путешествий по Центральной Азии и Ближнему Востоку. В экспозиции широко представлены произведения Василия Верещагина, среди которых известные картины "Апофеоз войны", "Дервиши в праздничных нарядах", "Двери Тимура (Тамерлана)", которая украшает пригласительный билет выставки, словно вводя посетителей в сказочный мир Востока. В экспозиции можно увидеть работы Василия Поленова, Павла Кузнецова, Александра Николаева, Алексея Юсупова, Александра Волкова, Николая Каразина и др.

Большой интерес на выставке представляют собой работы Евгения Лансере, Александра Бенуа, Зинаиды Серебряковой 1916-1917 годов, которые должны были лечь в основу художественного оформления Казанского вокзала Москвы. Произведения Верещагина и Поленова на выставке входят в диалог с тем искусством, которое создавалось в Армении, Грузии и Узбекистане. Если работы Верещагина и Поленова могут рассматриваться как документальные зарисовки путешествий по некогда экзотическим странам Ближнего Востока, то в творчестве таких художников, как Вардгес Суренянц, Мартирос Сарьян, Нико Пиросманишвили, ощущается дух самого Востока.

Армения участвует в выставке пятью работами из Национальной галереи и восьмью - из Дома-музея М. Сарьяна. Еще одна работа нашего соотечественника Оганеса Татевосяна, "Деревня", представлена из коллекции Ташкентского государственного музея. Экспозицию выставки предваряют работы "Фирдоуси читает "Шахнамэ" султану Махмуду" Вардгеса Суренянца и "Кейноба. Праздник в старом Тбилиси" Грикора Шарбабчяна, а замыкает ее отдельный зал, отведенный Мартиросу Сарьяну.

И если доминантой экспозиции XIX века является Верещагин, мастер русской реалистической школы живописи, то среди художников, представляющих XX век, доминантой неоспоримо является Сарьян - художник-новатор, воссоздавший в искусстве правдивый образ Востока. Как писал в свое время Максимилиан Волошин: "Хотя искусство Сарьяна отражает Восток, однако он не ориенталист. В этом его оригинальность и значительность. Он далеко не чужд романтизма, но отношение его к изображаемому совсем иное, чем у ориенталистов. Он сам – сын Востока, оторванный от своей страны, прошедший европейскую школу, перенесенный в северные города. Его творчество пробуждено сыновним чувством. Его романтизм – тоска по родине. Поэтому в его искусстве нет любопытствующего взгляда путешественника, нет коллекционерства экзотических редкостей, отличающего ориенталистов".

Одну работу Сарьяна отправила на выставку Третьяковская галерея, другую - Национальная галерея Армении, восемь - из собрания Дома-музея Сарьяна. Десять произведений, выставленных свободно в отдельном зале на достаточно непривычном для нас синем фоне, звучат как мажорный яркий финал экспозиции замечательной выставки.

Куратор выставки – Инесса Кутейникова провела колоссальную работу по отбору экспонатов выставки из музейных собраний разных стран и проделала огромную научную работу. К открытию выставки она вместе с исполнительным директором музея "Гронингер" Патти Вагеман подготовила прекрасный каталог. Армянский отдел в каталоге предваряет статья Ирины Багдамян, завфондами русского отдела НГА.

Торжественное открытие выставки "Неизвестный Восток России. Ориентальная живопись 1850-1920гг." состоялось в городском театре Гронингена. Среди выступавших были директор музея Гронингер Кеес ван Твист, министр культуры Нидерландского королевства Роланд Пластерк, спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и куратор выставки Инесса Кутейникова. В концертной части выступила народная артистка России - певица Ольга Бородина. На большом экране в глубине сцены проецировались десять картин, представленных на выставке. И, что особенно приятно, предпочтение было отдано произведениям армянских мастеров живописи: "Фирдоуси читает "Шахнамэ" султану Махмуду" Вардгеса Суренянца, и "У колодца. Жаркий день", "На Кавказе. Тифлис", "Армянка с сазом" Мартироса Сарьяна. Продолжение торжественного открытия состоялось уже в самом здании музея "Гронингер". Музей производит неизгладимое впечатление своей ультрасовременной архитектурой и дизайном, экспозиционными залами и технической оснащенностью. Это особенно остро воспринимается на фоне тех проблем, которые испытывают сегодня художественные музеи Армении.

Рузан САРЬЯН,директор Дома-музея Мартироса Сарьяна "Голос Армении"
Просмотров: 575 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2019