Несмотря на разноречивость оценок итогов недавнего
визита Президента России в Армению, особенно по части подписания
документа о продлении срока размещения военной базы РФ в Гюмри,
неоспоримо одно - этот факт следует рассматривать в гораздо более
широком контексте мировых и региональных процессов. В этом плане наше
внимание привлекли события, имевшие место как до, так и после визита
Дмитрия Медведева. А именно - предложение главы Грузии Михаила
Саакашвили о создании конфедерации с Азербайджаном, идея о размещении
военной базы Турции в Нахиджеване, а также заявление турецких властей о
намерении внести кардинальные изменения в стратегию национальной
безопасности, исключив из нее в качестве основных внешних угроз Россию,
Грецию, Иран и Ирак. Директор Института
востоковедения Национальной Академии наук Армении Рубен САФРАСТЯН не
считает, что пересмотр турецкой концепции будет иметь реальные
последствия. "Эта идея всплыла именно сейчас, т.к. Турция хочет оказать
воздействие на США и показать свою необходимость. Со стороны Турции это
пропагандистская уловка. Не думаю, что пересмотр будет иметь место. Даже
если и произойдет на бумаге, я почти уверен, что Турция, Россия, а
также Иран и Греция останутся геополитическими соперниками каждый в
своей области: Россия на Кавказе, Иран на Ближнем и Среднем Востоке,
Греция - на Балканах”, - сказал он в интервью "РА”. По
мнению Р.Сафрастяна, нет и реальных предпосылок для создания военной
базы Турции в Нахиджеване: "Нет для этого реальных оснований. Но, самое
главное, на нынешнем этапе своей региональной политики, в период
охлаждения турецко-американских отношений, Турция вообще не
заинтересована в наличии геополитического соперника в лице РФ. Не думаю,
что Анкара пойдет на такую геополитическую, геостратегическую, тем
более военную конфронтацию с Москвой. Это тоже носит пропагандистский
характер, но инициатором этого, по всей видимости, выступил
Азербайджан”. Комментируя идею
грузино-азербайджанской конфедерации, Р.Сафрастян напомнил, что еще в
начале 2000-х он говорил о появившихся предпосылках создания оси Турция -
Азербайджан - Грузия - экономических, политических, с выходом в будущем
в военную сферу. "В основе лежала инфраструктура энергоносителей -
нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, газопровод Баку - Эрзерум,
намечавшееся тогда строительство железной дороги Карс - Тбилиси - Баку.
Но российско-грузинская война в августе 2008г. и сокрушительное
поражение Грузии этот вопрос сняли. На данном этапе развития
геополитической ситуации на Южном Кавказе для Турции становится все
более очевидным, что Россия наращивает не только свое чисто
геополитическое преимущество в регионе, которое обозначилось сразу после
войны 2008г., но и чисто политическое и военное, о чем свидетельствует
пролонгирование договора с Арменией и внесение в него ряда новых
положений, а также другие заключенные между РФ и РА договоры. Думаю, в
этих условиях Турция пытается опять же в чисто пропагандистских
имитационных целях показать, что, не идя на прямую геополитическую
конфронтацию с РФ, о чем я сказал выше, она может на политическом
уровне, на уровне Грузии и Азербайджана попытаться сколотить какой-то
блок, способный составить конкуренцию России”, - сказал он. Однако,
считает эксперт, для создания вокруг себя такой оси у Турции,
во-первых, нет необходимого геополитического веса, во-вторых - "я почти
уверен, что Азербайджан не пойдет на это, не пойдет на обострение
отношений с РФ”. Попытки Анкары и Тбилиси и в
какой-то степени Баку показать, что идет процесс создания
азербайджано-грузинской конфедерции, к которому, по идее создателей
этого плана, а именно - Анкары, в будущем должна присоединиться и
Турция, носят, по мнению Р.Сафрастяна, имитационно-пропагандистский
характер, это попытка показать России, что у Турции есть потенциал для
противодействия ей на Южном Кавказе. Экс-глава МИД
НКР Арман МЕЛИКЯН, говоря о планах Турции по исключению России, Греции,
Ирана и Ирака из числа стран, представляющих "специфическую угрозу”,
заметил, что такая постановка политической линии вытекает из
закладывавшейся действующим главой МИД ТР Ахмедом Давутоглу в концепцию
внешней политики философии "ноль проблем с соседями”. "Все
указанные государства имеют либо сухопутную, либо морскую границу с
Турцией. А у нее все границы проблемные. И очень важно, что она готова
пойти на такие изменения в своей стратегии отношений с соседями. Другое
дело, что Турция уже довольно долгое время работает над изменением
вектора своей внешней политики, своего геополитического ориентирования в
мировом пространстве. И в этом смысле упомянутые четыре страны имеют
разное значение и разную знаковость, в первую очередь, в западном
понимании. Если Греция является членом НАТО, а Россия сегодня избрала
курс конструктивного сотрудничества с ЕС и США, то Ирак и Иран в этом
контексте очень специфические государства. Ирак имеет тенденцию к
дроблению, это страна, откуда для Турции может вновь подняться курдский
вопрос. Иран - это государство-изгой для Запада, преследуемое
государство, и в этом плане для Турции такая смена ориентиров может быть
существенна и необратима”, - сказал А.Меликян "РА”. "Это
- курс отхода от Запада, на отчуждение от НАТО. Турция обозначет
собственные военно-стратегические, геополитические интересы и пытается
следовать им. Она диверсифицирует свою политику и старается убрать
проблемы с Грецией, ибо ориентируется больше на Восток - это Иран, Ирак,
Россия. К этому надо отнестись серьезно. И русско-турецкий альянс, о
котором мы говорили неоднократно, - это вполне реализуемая вещь,
особенно в рамках евразийской философии, которой так привержена
сегодняшняя Россия. К сожалению, привержена, ибо для России это
тупиковый путь. Но для Турции - это очень хорошее направление, оно может
быть плодотворным”, - считает А.Меликян.Комментируя высказывания ряда
экспертов о том, что рано или поздно интересы Турции вступят в
противоречие с интересами России и придет время конкуренции между ними,
он заметил: "Конкуренции с какой Россией? Турция конкурировала с царской
Россией, которая была европонаправленной страной, элита которой была
ориентирована на Запад по сути своей. После Октябрьской революции 1917г.
Россия и большая часть народов, составлявших Российскую империю, стала
сугубо азиатской страной, с азиатским архаичным мышлением, которое
выражается как раз в евразийской философии. Эта страна может и не
соперничать с Турцией, а очень плодотворно с ней сотрудничать. В
принципе уровень ценностный - сопоставим. Россия во многом тюркская
страна. И, видимо, ожидающие ее демографические изменения приведут к
тому, что тюркский элемент там будет расти, а славянский - уменьшаться.
Поэтому говорить о соперничестве сегодня можно. Но это соперничество
гипотетическое и во многом увязывается с дооктябрьскими реалиями.
Сегодня ситуация изменилась. Изменилась сама Россия. Турция изменила ту
политику, которой она придерживалась очень долгое время. И в этом смысле
мы можем ждать любых сюрпризов. Турция будет шаг за шагом отходить от
Запада, отрывая от него куски - финансы, льготные режимы в торговле.
Элита, которая сегодня правит Турцией, не ориентирована на Запад. Она с
презрением относится к западным ценностям. И это основное, что мы должны
сегодня для себя усвоить”. Отвечая на вопрос о
степени реальности предпосылок для создания военной базы Турции в
Нахиджеване, экс-глава МИД НКР напомнил, что в свое время он предложил,
чтобы Армения обратилась к руководству России с предложением
аннулировать Московский (русско-турецкий) договор от 16 марта 1921г.
"Этот документ, а также Карсский договор от 13 октября 1921г. не имеют
законной силы, ибо касаются судьбы третьих государств. Но они дают
возможность России и Турции быть гарантами того, чтобы Нахиджеван
оставался под протекторатом Азербайджана. Если Россия захочет, чтобы
Турция имела в Нахиджеване свою базу, Анкара сможет это сделать. Но без
договоренности с Россией вряд ли это будет возможно. А для нас это может
служить индикатором - если какие-то движения по созданию турецкой
военной базы в Нахиджеване будут производиться, это будет означать, что
есть русско-турецкий сговор по этому вопросу. Исключать этого не надо.
Но и особо сегодня по этому вопросу бить тревогу не надо. Потому что на
самом деле Россия не ориентируется сегодня в ситуации настолько, чтобы
делать адекватные шаги. Очень многое делается ситуативно. Поэтому всякие
допущения возможны”, - сказал А.Меликян. Он
высказал сомнение по поводу возможности реализации идеи
грузино-азербайджанской конфедерации: "Это крайне сомнительно. Но в
качестве пропаганды эта идея будет использоваться в противовес
стремлению России восстановить свои стратегические позиции в
Азербайджане”. Усомнился эксперт и в том, что
М.Саакашвили стал бы предпринимать какие-то шаги с подачи Турции.
"Сегодняшняя Грузия - это, несомненно, американский и европейский
проект. Без Грузии Россия бессильна на Южном Кавказе, если не будет у
нее серьезного стратегического альянса с Турцией. Поэтому все ее
движения здесь - и продление сроков пребывания базы РФ в Армении, и
желание за счет передачи территорий Арцаха Азербайджану восстановить там
свои позиции, будут бесплодны до тех пор, пока Грузия не вовлечена в
орбиту российской политики. В обозримом будущем этого вовлечения не
произойдет. В Грузии нет силы, на которую Россия могла бы опереться, а у
России нет соответствующего внешнеполитического инструментария, помимо
применения силы, для возвращения Грузии в свою орбиту. Применение силы
имело место в августе 2008г. Результат известен - Россия признала Южную
Осетию и Абхазию, но Грузия полностью освободилась даже от
гипотетической возможности возвращения в российскую орбиту”, - считает
экс-глава МИД НКР. Гаянэ МОВСЕСЯН "Республика Армения"
|