В недели и месяцы, предшествовавшие
официальному визиту Президента России Д. Медведева в Армению, который
намечен на 19-21 августа, двусторонние отношения Москвы и Еревана стали
предметом оживлённой экспертной дискуссии, которая подтверждает одно:
Кавказ, как и всё постсоветское пространство, остаётся полем сложной
геополитической игры между Россией, Западом (США и ЕС), Турцией, Ираном и
некоторыми другими государствами, пытающимися выступать на «кавказском
поле». Ходы в этой игре (например, в форме информационных «утечек», то
ли подтверждаемых, то ли опровергаемых сообщений о поставках отдельных
видов вооружений, различных намеков и полунамеков, зачастую весьма
провокационных) могут иметь подоплеку как внешнего, так и внутреннего
свойства.
Основными информационными
поводами, вокруг которых развернулась временами достаточно нервная
информационная «канонада», стали, с одной стороны, противоречивые
сообщения о возможных в ближайшие 1,5 – 2 года поставках
зенитно-ракетных систем С-300 в Азербайджан, а с другой – возможная
пролонгация российско-армянского договора о военно-техническом
сотрудничестве на 49 лет. Согласно проекту изменений в Договоре о
российской военной базе на территории Республики Армения,
представленному Правительством России к подписанию Президентом Д.
Медведевым, «российская военная база в период ее пребывания на
территории Республики Армения кроме осуществления функций по защите
интересов Российской Федерации обеспечивает совместно с Вооруженными
Силами Республики Армения безопасность Республики Армения. Для
достижения указанных целей Российская Сторона осуществляет содействие в
обеспечении Республики Армения современным и совместимым вооружением,
военной (специальной) техникой» (1).
Участниками «обмена мнениями»
предсказуемо оказались также и американские эксперты, выражающие
демонстративное беспокойство по поводу возможной интенсификации
российско-армянских связей в оборонной сфере. Так, аналитик фонда
Heritage Foundation Ариэль Коэн проводит прямые аналогии между договором
России с Украиной о продлении аренды военно-морской базы в Севастополе
до 2042 года и пролонгацией присутствия российской базы в Армении,
препятствующей Армении подавать заявку на членство в НАТО.
«Российско-армянский протокол делает Россию доминирующей державой на
Южном Кавказе, поскольку США и НАТО не готовы к долгосрочному военному
присутствию в этом регионе», - беспокоится А.Коэн, полагающий, что
благодаря базе в Гюмри Россия обретет способность помешать развертыванию
сил США и НАТО на Кавказе в случае возникновения крупномасштабного
конфликта с Ираном. В качестве мер противодействия политике Кремля,
понимающего, как заявляет А.Коэн, только «язык оружия», этот член
Международного дискуссионного клуба «Валдай» советует администрации
Обамы «расширить свое военно-политическое сотрудничество со странами
Центральной Азии и Кавказа, отменить неофициальное эмбарго на поставки
оружия в Грузию и предпринять существенные усилия в сферах энергетики,
безопасности и правильного государственного управления».
Между тем Россия развивает
военное сотрудничество не только с Абхазией и Арменией, но и с
Азербайджаном – здесь и аренда РЛС в Габале, и поставка отдельных видов
вооружений, и обучение военного персонала (2). Возможное размещение
систем С-300 в Азербайджане вызвало в Ереване серьезное беспокойство,
став поводом для достаточно эмоциональных заявлений отдельных политиков и
экспертов. Согласно всем законам информационного противоборства, именно
эти заявления задали тон последующей дискуссии, не открыв, впрочем,
ничего принципиально нового: западные структуры давно и небезуспешно
пытаются «переформатировать» общественные настроения в Армении. Это
ничуть неудивительно на фоне недостаточной активности российских
дипломатических служб вплоть до 2009 года (после чего ситуация начала
меняться в лучшую сторону) и наблюдающихся у некоторой части армянского
экспертного сообщества сомнений в способности Москвы разговаривать с
некоторыми государствами собственным голосом.
Интересно, что доводы о сугубо
коммерческой подоплеке возможной сделки с Азербайджаном почти не
звучат, а даже если бы и звучали – были бы не совсем убедительными на
фоне ранее имевшего место отказа от реализации аналогичной, только
гораздо более крупной сделки с Ираном. В Армении (да, думается, и не
только там) вряд ли в состоянии внятно объяснить, с чем может быть
связана несколько раз на дню менявшаяся позиция относительно поставок
ЗРК С-300 в Исламскую Республику, потери от срыва которых гипотетическая
сделка с северным соседом Ирана восполнить заведомо неспособна.
За осуществленным газетой
«Ведомости» (имеющей вполне определенную прописку) информационным
вбросом если и просматриваются интересы каких-либо государств, то уж
точно не России. Во всяком случае, она была использована с тем, чтобы
внести в российско-армянский диалог накануне визита Президента России в
Ереван максимально возможный диссонанс, актуализировать в армянской
общественной и экспертной среде чувства обреченности и покинутости
Россией, тут же предложив, пусть и неявно, сомнительную «альтернативу» в
виде НАТО…
Всё это вряд ли случайно и
является лишь проекцией известных тенденций мировой политики на
постсоветское пространство, и в частности на Южный Кавказ.
Непродолжительная эйфория «перезагрузки» сменилась неясными
перспективами ратификации договора СНВ-3 в американском сенате (3),
достаточно жёсткой пикировкой по вопросу соблюдения режима
контроля над вооружениями и смутными подозрениями относительно
разработки принципиально новых видов вооружений, основанных
на неядерных технологиях. Видимость единства Москвы и Вашингтона по
«иранской» и «афганской» проблемам чем дальше, тем больше будет подвергаться
испытаниям – параллельно с сохраняющимися разногласиями по
«грузинскому вопросу». События в Центральной Азии и на Кавказе
говорят о том, что Запад последовательно реализует свои цели в
Российском геополитическом пространстве, максимально ослабляя здесь
влияние России и методично «отсекая» РФ от её естественных
геополитических партнёров. Например, ухудшение российско-иранских
отношений может негативно сказаться на ситуации на Кавказе, а
настойчивое выдвижение спецподразделений США в Центральную Азию
(4) (в точном соответствии с рекомендациями Ариэля Коэна) способно
вызвать трения уже и с Китаем…
На этом фоне демонстрация
консолидированной позиции в деле карабахского
урегулирования (особенно после известного решения Международного
Суда по Косову) будет выглядеть, мягко говоря, не очень убедительной и
может побудить Армению (как и Нагорный Карабах) начать более интенсивно
выстраивать «страховочные» компоненты национальной безопасности
(например, связанные с Ираном). Это уже происходит, как можно видеть по
некоторым публичным заявлениям. Иран, как известно, находится по другую
сторону Аракса, непосредственно соседствуя с Арменией и Карабахом, а
Россия общих границ с Арменией не имеет. Вопрос о том, каким образом
планы создания для целей управления вооруженными силами РФ на Кавказе
(5) новой системы объединенного стратегического командования «Юг»
отразятся на боеспособности будущей группировки, остается открытым.
Сообщения о многочисленных трудностях и проблемах в ходе военной
реформы, о планах массированной закупки отдельных видов вооружений за
рубежом в изобилии поставляются многими авторитетными российскими
изданиями… (6)
Все сомнения, порождаемые не
совсем простым «текущим моментом», вряд ли связаны с врожденной
русофобией армянского истеблишмента. Скорее всего, речь идет о попытках
(в ряде случаев идеологически мотивированных) оценить возможное
поведение страны в ситуации, при которой цепь событий в регионе
карабахского конфликта может вплотную приблизиться к «точке невозврата» и
предотвратить возобновление полномасштабных боевых действий (которое
ряд экспертов ожидают ближайшей осенью) станет чрезвычайно сложно.
Однако, кто бы что ни говорил, российское военное присутствие
остается ключевым
стабилизирующим фактором на Южном Кавказе.
В то же время любой союзник
ценен лишь в том случае, если он готов постоять за себя. При всех
проблемах и недопониманиях (зачастую вызываемых искусственно) в
российско-армянских отношениях две страны выработали весьма эффективные
формы взаимодействия, которые необходимо всячески развивать и укреплять,
в том числе совершенствуя имеющуюся нормативно-правовую базу. Очевидное
бессилие ОДКБ в ходе июньских столкновений на юге Киргизии делает
совершенствование этих механизмов еще более актуальным.
Российско-армянское военное сотрудничество является основным гарантом
безопасности и стабильности на Южном Кавказе, сохранения наличного
баланса сил. Военная база в Армении - фрагмент некогда единой системы
военной безопасности, созданной во времена Советского Союза по периметру
границ Ирана и Турции. За последние 20 лет ситуация в регионе
претерпела качественные изменения, а балканский опыт, постоянные угрозы в
адрес Ирана и замашки сверхдержавного «мирового жандарма» привносят
дополнительные, очень существенные риски, делая вопрос о хотя бы
частичном восстановлении этой системы крайне актуальным.
Локаторы модификаций ЗРК
С-300, установленных в Абхазии и Армении, способны обнаруживать и вести
сопровождение целей на дальности до 400 км, охватывая таким образом
территорию Грузии. По данным источника в Минобороны России, «сейчас
работа всех российских средств ПВО в Абхазии, в Южной Осетии и в Армении
согласована и может действовать как единое целое» (7). Думается,
однако, что формируемая региональная система ПВО имеет пока
незавершенный характер и нуждается в дальнейшем совершенствовании, для
чего необходима политическая воля. Разговоры о создании единой системы
региональной безопасности так и останутся разговорами, пока те или иные
государства региона будут подвергаться угрозе артиллерийских и
ракетно-бомбовых ударов, чреватых огромными человеческими жертвами и
разрушениям.
Именно поэтому размещение
тесно взаимодействующих между собой современных видов оборонительного
оружия в Абхазии, Южной Осетии, Армении, а в будущем, когда эйфория
«перезагрузки» неминуемо улетучится, – в Иране и, возможно, в
других странах должно стать неотъемлемой составляющей системы
региональной безопасности, гарантирующей народам Кавказа, Ближнего и
Среднего Востока мирное существование и развитие.
_______________________________
(1) См.: Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 562 //
Справочно-правовая система «Консультант+».
(2) Дмитриев И. Агдам за газ. Россия поможет Азербайджану
отвоевать Нагорный Карабах? //
http://versia.ru/articles/2010/aug/11/konflikt_azerbaydzhana_i_armenii
(3) Худшие прогнозы по ратификации СНВ сбываются //
http://infox.ru/authority/foreign/2010/08/03/Hudshiye_prognozyy_p.phtml
(4) Подробнее см.: Ядуха В. Россия отказалась от Средней Азии //
http://www.rosbalt.ru/2010/08/11/761448.html
(5) В ОСК «Юг» планируется включить 102-я российскую военную базу
в Гюмри (Армения), базы в Абхазии, Южной Осетии, Северо-Кавказский
военный округ, Черноморский флот, Каспийскую флотилию.
(6) Например, по утверждению А.Храмчихина, «переход от дивизий к
бригадам несильно повысил стратегическую мобильность», и «наш потенциал
теперь высшей степени ограничен». По мнению этого автора, в случае
передачи Грузии бывших в употреблении в странах НАТО танков и самолетов
эта страна может получить ощутимое количественное и качественное
преимущество перед российской группировкой на Кавказе // Независимое
Военное Обозрение. – 2010. – № 30. – с. 5.
(7) Владыкин О. Олимпийская ПВО // Независимая газета. – 2010. –
13 авг.
АНДРЕЙ АРЕШЕВ "Фонд Стратегической Культуры"
|