«От воды живет все»
(старинная арабская пословица)
Вода всегда привлекала человека. Моря, озера и реки давали людям воду
для питья и орошения; являлись удобными путями сообщения; служили
границами и защищали страны…
Но конфликт вокруг Нагорного Карабаха обострил проблемы с «водной
безопасностью» в южно-кавказском регионе. Реки, ранее «соединявшие»
Армению и Азербайджан, за долгие годы противостояния между этими
государствами превратились в предмет для взаимных нападок.
Сегодня Армения и Азербайджан обвиняют друг друга в умышленном
загрязнении вод, иногда – в экологическом шантаже. И если между Грузией и
Азербайджаном, Грузией и Арменией, Азербайджаном и Россией,
Азербайджаном и Ираном, Арменией и Ираном предпринимаются попытки для
решения экологических проблем, то карабахский конфликт и отсутствие
дипломатических отношений между Азербайджаном и Арменией не дают
возможности решать возникшие в этой сфере вопросы.
Основная проблема – отсутствие единых критериев
Как выяснилось в ходе расследования, между Азербайджаном и Арменией
нет единых критериев экологической безопасности водных ресурсов. У
каждого государства свои нормы качества воды, которые, по существу,
отличаются друг от друга.
По словам армянского эксперта Ваагна Тонояна, это одна из причин,
ведущих к неправильному восприятию существующих проблем. При разных
нормативах одна сторона, опираясь на данные анализов, может обвинять
другую в умышленном загрязнении трансграничных рек, а другая, исходя из
результатов тех же анализов, утверждать, что качество воды вполне
соответствует критериям, установленным ее законодательством.
Однако эксперт по водным ресурсам, член бюро Хельсинкской конвенции
Рафик Вердиев, комментируя спор южнокавказских экологов о разных
критериях определения чистоты речной воды, говорит, что на самом деле
корень проблемы в другом: "Какими бы разными не были эти критерии,
существуют еще и международные стандарты, которые выявляют
загрязненность как Куры, так и Аракса. Поэтому спорить следует не о
методах определения степени загрязнения, а о способах очистки воды.
Внутри своей страны экологи могут утверждать об отсталости стандартов,
применяемых соседями и говорить, что согласно их стандартам и методике
мониторинга, река вовсе не является загрязненной. Но есть требования
международной водной конвенции, именно на их основании в Азербайджане
справедливо считают, что на территории соседних стран Кура и Аракс
загрязняются, и в таком виде втекают в Азербайджан”.
Для решения проблем, связанных с качеством воды, Армения руководствуется
Водным кодексом и Законом о национальной водной программе, где
зафиксированы соответствующие нормы. По ним и определяются нормы
качества для каждого водного ресурса.
До прошлого года в Армении действовали советские стандарты оценки
качества воды. Решением от 27 января 2011 правительство РА изменило эти
нормативы и сформулировало новые показатели качества поверхностных вод
14 крупных речных бассейнов и отдельных частей рек Армении, где учтены
фоновое загрязнение и крайние значения отдельных частей.
Новая оценочная система определяет разные категории для одной и той же
реки. По ранее действовавшим советским нормам, существовала лишь одна
оценка: элемент с более высоким показателем считался плохим, а с низким –
хорошим. Но сейчас в Армении применяется пятибалльная шкала, согласно
которой вода может принадлежать к категориям "хорошо”, "плохо”,
"удовлетворительно” и т.д.
"Среди стран СНГ мы являемся единственной страной, у которой есть такая
градация норм качества воды, и мы должны очистить наши воды для того,
чтобы загрязненная вода 5-ой степени отнеслась к 4-ой, 4-ая к 3-ей и так
далее до первой”, – говорит глава Управления водными ресурсами
Министерства охраны окружающей среды Армении Володя Нариманян.
По мнению азербайджанского эколога Азада Алиева, чистыми можно считать
только малые горные реки. В них, как правило, производственные отходы не
сбрасываются, хотя в речные долины сельское население и выбрасывает
хозяйственный мусор, который в дни разлива рек смывается и попадает в
крупные реки. Так как в горной местности Азербайджана нет промышленных
предприятий и крупных сельскохозяйственных угодий, объемных сбросов
отходов в эти реки не происходит. Крупные же реки, протекающие по
азербайджанской территории, загрязнены антропогенными отходами и
природными (почвенными) загрязнителями на всем их протяжении – в Турции,
Армении, России и самом Азербайджане.
По словам, работников Департамента Национального мониторинга
Министерства экологии и природных ресурсов АР, ими систематически
проводится мониторинг рек Кура и Араз. Пробы воды в пунктах берутся
дважды в месяц. Состояние воды реки Араз контролируется в пунктах,
размещенных в Нахчывани и Горадизе, река Кура проверяется в
мониторинговых пунктах, размещенных в Газахском районе.
Результаты этого мониторинга размещаются на официальном сайте.
Содержание фенолов и оксидов меди в реках, в пунктах пограничного
контроля всегда оказывается в 2-4 раза больше нормы.
"В пунктах мониторинга реки Кура – "Шихлы-2”, "Агстафачай” в
водохранилище Агстафачай отмечено значительное превышение допустимой
нормы примеси феноловых и медных соединений, являющихся специфическими
загрязнителями в составе воды”, – говорится в последнем сообщении
Национального мониторингового департамента по окружающей среде
Министерства экологии и природных ресурсов. "Причиной этого является
слив отходов бытовых, животноводческих и промышленных учреждений с
территории Грузии без проведения фильтрации. В реке Араз также
регистрируется значительное превышение нормы количества меди и фенолов.
Являющиеся основными загрязнителями воды фенолы превысили допустимую
норму примеси в мониторинговых пунктах "Горадиз” и "Шахсевен” в три
раза, в "Бахрамтяпя” – в два раза от нормы. Медные загрязнения в пункте
"Горадиз” превысили допустимую норму примеси в четыре раза, "Шахсевен” и
"Бахрамтяпя” – в три раза. Во всех пунктах наблюдалось небольшое
превышение нормы биогенных веществ, причиной которых является слив
отходов с территории Армении”, – отмечается в вышеупомянутом отчете.
Международные конвенции
Учитывая конфликтогенность региона, площадкой для диалога может стать европейское сотрудничество.
Международным документом, регулирующим проблемы связанные с
межграничными водами, является Водная Рамочная Директива (ВРД) ЕС,
которая еще не подписана ни одним южнокавказским государством.
По словам главы Управления водными ресурсами Министерства охраны
окружающей среды Армении Володи Нариманяна, измененные в Армении
нормативы дают возможность применить требования ВРД.
Для решения проблем загрязнения трансграничных рек на южнокавказском
уровне и в пределах международного права Азербайджан в 2000 году
ратифицировал Хельсинкскую конвенцию "По охране и использованию водных
стоков и международных озер, проходящих границу”. Кроме Азербайджана, из
бывшего СССР членами этой конвенции являются Украина и Казахстан.
По словам азербайджанского эксперта Азада Алиева, у Азербайджана нет
прямых рычагов влияния на Грузию и Армению, не подписавших Хельсинкскую
конвенцию. "Участники конвенции берут на себя международные
обязательства по очистке трансграничных вод и не загрязнению общих с
соседними странами водных ресурсов. Вследствие географических
особенностей местности Азербайджан не в состоянии загрязнять воды Грузии
и Армении. В то же время сбрасывание в Грузии и Армении загрязнителей в
Куру и Араз приводит к обязательному загрязнению рек на территории
Азербайджана. Свой вклад в проблему загрязнения общих водных ресурсов
вносят враждебные отношения между Азербайджаном и Арменией”.
Однако, как отметил эксперт, в регионе выполняются международные
экологические проекты, в рамках которых второй год Азербайджан
составляет оценочные доклады о чистоте рек региона для ООН.
Вода и конфликт
Несмотря на то, что армянские и азербайджанские экологи встречаются и
общаются на международных форумах, в третьих странах, однако из-за
неурегулированности азербайджано-армянских отношений совместных проектов
по очистке и использованию воды нет.
Еще в 1980 на армяно-азербайджанской границе была построена плотина
Джохаз для обслуживания сельскохозяйственных нужд двух регионов: с
армянской стороны Ноемберяна и с азербайджанской стороны Газаха.
Водонапорная станция находится на армянской территории. Однако,
армянские источники сообщают о том, что вследствие обстрела этой плотины
с азербайджанской стороны армяне с 1991 не могут использовать воду
этого водохранилища. А эксперты, опрошенные журналистами в Баку,
совершенно не осведомлены о плотине и водохранилище Джогаз, в
азербайджанской прессе этот гидротехнический объект ни разу не
обсуждался.
Заведующий центром мониторинга воздействия на окружающую среду Сейран
Минасян говорит, что в Мегринской части реки Аракс во время весенних
полноводных месяцев с азербайджанской стороны забирают воду и не дают ей
течь в армянскую сторону. "Для нас это не является большой проблемой,
так как в этой части у нас нет развитого сельского хозяйства, но в любом
случае явление есть, когда наступает осень и вода никому не нужна,
заслоны открывают”.
А азербайджанский эколог Азад Алиев приводит пример Сарсангского
водохранилища, крупнейшего в Нагорном Карабахе, расположенного на реке
Тертер, в центре Мардакертского района: "Сейчас армяне Карабаха
целенаправленно используют реку Тертер во вред жителям азербайджанского
Тертерского района. Зимой армяне открывают сток из водохранилища, что
приводит к затоплению азербайджанских сел, а летом, когда население
нуждается в воде, они перекрывают воду, обрекая наше население на
засуху”.
"Оставшиеся с советских времен водохранилища, раньше использовавшиеся
совместно, во благо азербайджанского и армянского населения, сейчас
стали водным оружием”,- подчеркнул эксперт.
Перспективы сотрудничества
"Прямых контактов с армянскими коллегами у азербайджанского
Министерства экологии и природных ресурсов нет, и данные о чистоте воды в
Армении азербайджанцы получают из третьих источников – из Грузии и
Ирана. В Европейском Союзе осведомлены о состоянии рек в Грузии, Армении
и Азербайджане, мы можем получать такую информацию из открытых
интернет-ресурсов ЕС”, – сказала заместитель директора департамента по
мониторингу окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов
Азербайджана Мятанет Авазова.
Глава Управления водными ресурсами Министерства охраны окружающей среды
Армении Володя Нариманян говорит, что Армения готова провести совместный
мониторинг с Азербайджаном. Однако идея подобного взаимодействия при
нынешнем состоянии армяно-азербайджанских отношений выглядит
утопической.
«Сотрудничество между Азербайджаном и Арменией невозможно, пока
азербайджанские земли продолжают находиться под оккупацией Армении. У
нас нет никаких отношений с Арменией, пока продолжается оккупация наших
земель армянскими вооруженными силами», – сказал президент Азербайджана
Ильхам Алиев на Международном экономическом форуме в Давосе (Швейцария).
Азербайджанские государственные ведомства в вопросе сотрудничества с
армянскими коллегами исходят из политического принципа, декларированного
И.Алиевым.
По мнению второго секретаря управления многосторонних отношений
карабахского внешнеполитического ведомства Ерванда Аджяна,
взаимодействие между Нагорным Карабахом и Азербайджаном по вопросам
экологии могло бы стать началом продвижения к миру.
"Начиная с заключения перемирия в 1994 карабахское руководство не раз
посредством ОБСЕ обращалось к руководству Азербайджана с предложениями о
совместном решении экологических проблем”, – говорит Аджян. В
частности, было предложено сотрудничество по недопущению возгорания
пастбищ и сельскохозяйственных угодий в приграничных районах. К
сожалению, инициатива Степанакерта не нашла поддержки в Баку.
На данный момент в регионе осуществляются 3 программы: программа ЕС
"Кура-3”, "Сокращение деградации бассейна Кура-Аракс” по программе
Развития ООН, а также "Защита окружающей среды международных бассейнов”,
которая финансируется Восточным партнерством и в рамках которой в
странах будут изучаться не только поверхностные, но и подземные воды,
что не делалось до сих пор.
Независимая Армения не подписывала международный договор о водных
ресурсах, но как преемник Советской Армении продолжает выполнять
обязательства, определенные конвенциями с Ираном 1957 и Турцией 1924.
Согласно договору с Турцией, трансграничные воды делятся между сторонами
с соотношением 50/50, а согласно договору с Ираном обе страны обязаны
держать межграничные воды в чистоте и регулярно обмениваться
информацией.
В Министерстве экологии и природных ресурсов АР готов проект
двустороннего соглашения с Грузией об экологической защите Куры. Идет
процесс согласования на дипломатическом уровне.
Аналогичное двустороннее соглашение имеется между Азербайджаном и
Россией, по охране чистоты реки Самур, подписанное два года тому назад.
Не без сложностей, но развиваются и азербайджано-иранские отношения в
сфере водных ресурсов. Функционирует двусторонняя рабочая группа
Азербайджана и Ирана, занимающаяся контролем чистоты реки Араз.
Как видно, каждая из сторон все-таки пытается что-то предпринимать,
однако совместные действия по обеспечению чистоты трансграничных рек
невозможны из-за конфликта и отсутствия совместных проектов. Правда, и
азербайджанские и армянские эксперты, опрошенные журналистами, выразили
готовность к сотрудничеству и проведению общих мониторингов, но от них
мало что зависит.
Вместо послесловия или информация к размышлению
Когда статья была почти готова, мы, порывшись на просторах инета,
нашли интересную информацию. "Вода, как выяснил японский ученый Масару
Эмото, обладает памятью. Ученый в течение 25 лет исследует воду и
считает, что любое эмоциональное состояние человека записывается на
воду. Особенно вредны для структуры воды негативные эмоции – злость,
гнев, агрессия, неразумная деятельность”.
А если ученый не ошибается, и вода действительно все помнит? Ведь
отрицательные эмоции имеют обыкновение "выплескиваться” (слово, как
нельзя кстати). Что ждет регион, если экологи не перейдут, наконец, от
слов к делу? Анна Мурадян, Кямал Али, Анаит Даниелян http://theanalyticon.com/?p=2369&lang=ru
|