4 марта российский президент Владимир Путин дал отрицательный ответ на
вопрос журналиста о том, рассматривается ли Москвой вариант
присоединения Крыма к России: "Нет, не рассматривается!" Но означает ли
это, что кремлевское руководство исключает подобный сценарий? Нет, не
означает! Сколь однозначен был российский глава в своем ответе на прямо
поставленный вопрос, столь же однозначным был его комментарий на свой же
ответ.
Владимир Путин счел необходимым пояснить свою позицию: "Я
вообще полагаю, что только граждане, проживающие на той или иной
территории, в условиях свободы волеизъявления, в условиях безопасности
могут и должны определять свое будущее. И если это было позволено,
допустим, сделать косоварам, косовским албанцам, если это было позволено
сделать вообще во многих частях света, то право нации на самоопределение, закрепленное, насколько мне известно, и в соответствующих документах ООН, никто не отменял.
Но мы ни в коем случае не будем провоцировать никого на такие решения и
ни в коем случае не будем подогревать такие настроения. Я хочу
подчеркнуть, я считаю, что только сами граждане, проживающие на определенных территориях, имеют право определять свою собственную судьбу".
Картина
вырисовывается предельно ясная: на дипломатическом языке позицию Кремля
можно выразить примерно так: Москва не будет подогревать сепаратистские
настроения (именно потому и "не рассматривает вариант присоединения"),
но вместе с тем не может и не уважать международное политическое
законодательство, предусматривающее в том числе и право наций на
самоопределение. На более приземленном языке это означает, что если
население Крыма решит на одном из референдумов изменить свой
политический статус – провозгласить полный суверенитет или вернуться в
состав России, то Москва серьезно обдумает все возможные варианты. В
конце концов, если она признала независимость Абхазии и Южной Осетии, то
почему бы ей не уважить мнение более близкого во всех отношениях
крымского населения?
Право
наций на самоопределение получило международное признание в процессе
распада колониальной системы мира и было закреплено в Декларации о
предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14
декабря 1960 года. Принятие декларации ускорило ликвидацию колониальных
режимов, и на развалинах империй в 60-е годы возникло около 100 новых государств.
Помимо Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и
народам есть и другие соответствующие документы, которые подразумевал в
своем заявлении Владимир Путин.
В частности, принятый Генассамблеей ООН в декабре 1966 г.
и вступивший в силу в марте 1976 г. Международный пакт о гражданских и
политических правах, гласящий: "Все народы имеют право на
самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой
политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое,
социальное и культурное развитие. Все участвующие в настоящем пакте
государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление
несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с
положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и
уважать это право".
Еще
одним основополагающим документом ООН, который наверняка имел в виду
российский президент, является Декларация о принципах международного
права (от 24 октября 1970 г.), которая гласит: "В силу принципа
равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, все
народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой
политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и
культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями устава".
Особо следует отметить, что в той же декларации специально указывается:
"способами осуществления права на самоопределение могут быть создание
суверенного и независимого государства, свободное присоединение к
независимому государству или объединение с ним, или установление любого
другого политического статуса".
Аналогичные
принципы закреплены в Хельсинкском Заключительном акте 1975 г.,
итоговом документе венской встречи 1986 г. и других
международно-правовых актах. Таким образом, современная политическая
карта мира и современные контуры государственных границ являются
следствием применения именно принципа национального самоопределения. Сам
факт признания в промежутке только последних двадцати лет более 30
новых государств свидетельствует о том, что процесс образования
независимых субъектов международного права протекает и в наши дни (тот
же Южный Судан) и что он протекает именно на основе принципа
национального самоопределения. Иначе говоря, на базе изменяемости
государственных границ.
Применение принципа территориальной целостности фактически подчинено праву нации на самоопределение.
В противном случае политическая карта мира так и осталась бы неизменной
с 1950-х гг. Декларация о принципах международного права прямо
отмечает, что в действиях государств "ничто не должно истолковываться
как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к
расчленению или к частичному или к полному нарушению территориальной
целостности или политического единства суверенных и независимых
государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и
самоопределения народов". Ну а если отдельные государства не соблюдают
этот принцип?
Хельсинкский заключительный акт 1975 г.
(VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой) в этой
связи предостерегает: "Государства-участники будут уважать равноправие и
право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в
соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами
международного права, включая те, которые относятся к территориальной
целостности государств. Исходя из принципа равноправия и права народов
распоряжаться своей судьбой все народы всегда имеют право в условиях
полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и
внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по
своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и
культурное развитие. Государства-участники напоминают о важности
исключения любой формы нарушения этого принципа".
Собственно,
эти документы и имел в виду российский президент, говоря о том, что
закрепленное в соответствующих документах ООН право наций на
самоопределение никем не отменено. И если оно уважается в
отношении одних народов (тех же косовских албанцев и косоваров), то
почему право на свободное волеизъявление не может быть применено в
отношении других народов, в частности, крымского населения?
Между
прочим, именно на перечисленные международные правовые документы и
опирались в конце 1989 г. американские законодатели, когда выражали свою
солидарность с народом Нагорно-Карабахской автономной области.
Напомним, что 20 июля 1989 г. Комитет по иностранным делам Сената США
принял резолюцию с длинным названием: "О содействии США в мирном
урегулировании спора вокруг Нагорного Карабаха согласно желанию народа
Советской Армении". Документ призывал советского лидера Михаила
Горбачева "обсудить с представителями Нагорного Карабаха, а также
представителями демократического движения требование о воссоединении с
Арменией".
Месяцами
позже (19 ноября 1989 г.) Сенат США принял вторую резолюцию по
Нагорному Карабаху, поддерживающую стремление народа области к
воссоединению с Арменией. "Ввиду того что 80% армянского большинства,
проживающего на территории Нагорно-Карабахской автономной области,
выражает обеспокоенность, а Комитет особого управления НКАО оказался
неэффективным... содействовать в ходе двусторонних дискуссий с Советским
Союзом справедливому урегулированию конфликта вокруг Нагорного
Карабаха, которое действительно отражало бы взгляды народа этой
области".
Сегодня, по прошествии стольких лет, очевидно, что принятие этих документов диктовалось
политической целесообразностью: поддержка армянскому народу
обуславливалась осознанием необходимости скорейшего развала СССР и
соответственно важности поддержания на территории распадающегося Союза
стабильных очагов напряженности, одним из которых и был карабахский. Но в
данном случае обращаем внимание на другое: вне зависимости от
холодного расчета и прагматизма американские резолюции не могли родиться
в обход основополагающих принципов международного права.
В период
распада СССР существовало четкое осознание того, что международное
право не знает принципиального противоречия между правом на
самоопределение наций и принципом территориальной целостности
государств. Кстати, это очень важная деталь, так как нынешнее состояние
переговорного процесса по урегулированию, как правило, объясняется
невозможностью "совместить две несовместимости". Принимая в 1989
г. "армянские резолюции", американские законодатели не скрывали
очевидности того факта, что проблемы "совмещения несовместимостей"
вообще не существует.
4 марта 2014 года об этом говорил уже и Владимир Путин.
"Голос Армении"
|