Геноцид... Болезненная тема для многих из нас - потомков тех, чьи предки почти век назад оказались в кровавом горниле турецкой резни. Немногие тогда выжили, бежав из Западной Армении, в одночасье превратившейся в зону смерти. Волею судьбы оставив свою землю и дома, они рассеялись по всему миру, и сейчас в разных странах живут их дети, внуки, правнуки. К сожалению, молодое поколение постепенно теряет свою национальную идентичность, ассимилируясь в этой инородной для него среде. Но... есть такое понятие, как генетическая память, которая при малейшем обращении к истокам или соприкосновении с тем, что хотя бы отдаленно напоминает историческую родину, может взорваться бурей эмоций и рождением чувства национальной принадлежности...
ИМЕННО ОБ ЭТОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ "РАССВЕТ НАД ОЗЕРОМ ВАН", премьера которого намечается в конце апреля и мае сразу в нескольких городах - Ереване, Москве, Лос-Анджелесе, Париже и, может, в Стамбуле. Это история рода, состоящего из четырех поколений армян-эмигрантов, где речь о судьбах трех мужчин - деда Карапета (Карен Джангиров), сына Тиграна (Жан-Пьер Ншанян - США), внука Геворка (Арен Ватьян).
Главный герой Карапет Памбукчян - сын беженки, чудом выжившей во время резни и обосновавшейся в США. Он прилагает много усилий, стараясь сохранить в своих детях самосознание армянина, что не так-то легко. Сын сознательно стремится скинуть с себя эту ношу и живет космополитом, а внук – уже стопроцентный американец и дружит с однокурсницей-турчанкой. В фильме рассматривается один день этой семьи. События происходят 23 апреля.
Картина снята режиссером Артаком Игитяном и сорежиссером Вааном Степаняном по сценарию отца и сына Армена и Арена Ватьянов. Игитян пока не очень известен широкой армянской публике: с детства с родителями переехал в Москву, где и получил профессиональное образование во ВГИКе, а потом жил и работал несколько лет в Париже, является призером многих российских и международных фестивалей, в том числе Каннского. В его фильмографии среди прочих работ документальный фильм "Винодел - Жерар Депардье", 8-серийная лента "Огонь, вода и бриллианты", "Левша" - о детстве Адольфа Гитлера.
- МЕНЯ ВСЕГДА ИНТЕРЕСОВАЛ МЕХАНИЗМ ПРОБУЖДЕНИЯ ЗОВА КРОВИ В АРМЯНИНЕ, - говорит Армен Ватьян, - где бы он ни жил, кем бы ни являлся. Откуда появляются такие люди, как легендарный Монте? Этот феномен, честно говоря, до сих пор не совсем разгадан. В фильме мы пытались понять и раскрыть механизм передачи генетической памяти. Образ главного героя Карапета Памбукчяна - собирательный образ моих отца и деда. Оба были истинными патриотами и максималистами во всем, что касалось Армянского вопроса. Доходило до того, что отца как человека, занимавшего руководящие должности, не раз вызывали в ЦК и обвиняли в национализме. В конце 50-х годов, будучи директором Дома культуры, он впервые в Армении устроил там фотовыставку, посвященную годовщине Геноцида, которая продержалась три дня. Потом появились сотрудники КГБ и порекомендовали немедленно закрыть экспозицию или... Эти люди, будучи армянами, прекрасно осознавали необходимость подобных акций. Просто по долгу службы были обязаны предупредить о последствиях...
А дед в 16-летнем возрасте бежал из дома, чтобы примкнуть к отряду Андраника, и потом воевал против турок в составе русской армии. Уверен, что почти у всех в роду есть такие же героические деды и прадеды, иначе мы бы не сохранились как народ. Всегда считал, что должен написать что-то такое, чтобы наши предки, какими мы их знали, остались и в памяти потомков. Это и послужило толчком, чтобы мы с сыном Ареном взялись писать пьесу. Идея была такая - вначале поставить спектакль, а потом снимать фильм. Но судьба решила иначе.
Идея такого фильма заинтересовала известного предпринимателя Михаила Багдасарова, который и стал генеральным спонсором проекта. Он же предложил в качестве режиссера-постановщика кандидатуру Артака Игитяна, которого я до этого не знал. В то время Артак находился то ли в Москве, то ли в Париже. Но, к счастью, в этот период по каким-то своим делам Артак приехал в Ереван, и мы стали сотрудничать. Через месяц после окончания переговоров пьеса была переделана в сценарий. Как ни странно, все получилось очень быстро, и фильм был запущен в производство. Этому, безусловно, способствовало подключение к проекту в качестве продюсеров директора Армянского национального киноцентра Геворка Геворкяна и ООО "Парадиз" в лице директора кинотеатра "Москва" Мартуна Адояна, что весьма положительно отразилось на сроках производства фильма. Конечно, о результатах судить критикам и зрителям, но мне кажется, что "Рассвет над озером Ван" - это тонкое и человечное кино, способное вызвать у зрителей эмоциональное сопереживание. Подобные фильмы, к сожалению, в армянском кинематографе почти перестали снимать.
А еще, на мой взгляд, режиссеру удалось подобрать хороший актерский ансамбль. Находкой для фильма стал Карен Джангиров, а Жан Ншанян в роли Тиграна просто удача, как и молодой тандем Арена и Гюниши Зан.
"Рассвет над озером Ван" - вторая работа Игитяна в Ереване, которую он сделал в сотрудничестве с Михаилом Багдасаровым. Год назад он снял ролик об Армении, до сих пор демонстрируемый по каналу "Евроньюс" и другим западным телеканалам.
- КОГДА Я ПРОЧИТАЛ СЦЕНАРИЙ, - ГОВОРИТ АРТАК, - ОН МНЕ СРАЗУ ПОНРАВИЛСЯ. Затронутая в фильме тема актуальна не только для армян. На свете много народов, прошедших тернистый путь, и эта самая генетическая память в них тоже заложена. Каждый может на себя "примерить" историю наших героев. Ведь она общечеловеческая. Мы постарались сделать картину так, чтобы она была интересна любому армянину в любой точке земного шара и, конечно же, не только армянину. Проблема Геноцида существует, а его последствия тянутся шлейфом через десятилетия. Забвение может обернуться ассимиляцией, как это происходит с одним из наших героев. И хотя наш фильм затрагивает тему Геноцида, его нельзя назвать политическим. Эта тема преподносится зрителю сквозь призму семейных дел и взаимоотношений.
В фильме заняты актеры из разных стран: Армении, США, Франции
(Аревик Мартиросян) и Турции. По словам авторов, это не специально -
так получилось. И безусловно, участие зарубежных актеров привнесло в
фильм особый оттенок. Роль турчанки, подружки внука Карапета - Геворка
сыграла актриса Гюниши Зан. С ней связались через интернет и предложили
участвовать в фильме, причем режиссер подробно объяснил, о чем речь в
картине. Она с удовольствием согласилась. Съемки проходили в США,
Турции, Франции, Армении.