ГОРОД АРКАД
Среди бесконечных странствий армян есть и такой маршрут: от
польского города Кросно, где воздвигнут первый в мире памятник аптекарю,
армянину по происхождению, Игнацию Лукасевичу (Гукасяну), и до
авиньонского памятника Ованесу Алтуняну, который завез во Францию
шелковичного червя. Можно выбрать и обратную дорогу: от французского
кинорежиссера Анри Верноя к польскому - Ежи Кавалеровичу. И тут,
направляясь от одного соотечественника к другому, не ошибемся в азимуте.
"Что слышно в Армении?" - фразой Генрика Сенкевича из романа
"Камо грядеши" встретил меня знаменитый мэтр на пороге своей просторной
вилянувской квартиры в мае 1991г.
За чашкой кофе, который в Варшаве отличается особливым, душистым
ароматом, мы разговорились о Сергее Параджанове, умершем за год до этой
встречи. Пан Ежи неожиданно вскочил, почти бегом направился в соседнюю
комнату и вернулся с роскошным халатом:
- Этот халат подарил мне Параджанов. За "Фараона". И добавил: - По
внешности я самый настоящий армянин, с характерным армянским носом, но
по своей ментальности - поляк!
- Поляк армянской закалки! Так отзываются о вас мои польские друзья.
Кавалерович раскатисто расхохотался, в задумчивости поиграв своей
массивной челюстью, признался, что, приступая к экранизации романа
Болеслава Пруса "Фараон", не переставая думал о родине предков -
Армении. Интервью с мэтром польского кино было опубликовано в 1991г. в
нескольких газетах Еревана, не буду его пересказывать. Приведу лишь то,
что по разным причинам не вошло в публикации.
- У нас дома долго хранился в рамке лист пожелтевшей бумаги с
армянским текстом, - доверительно сказал пан Ежи, - три поколения нашей
семьи считали, что это важная молитва, некогда спасшая нашего далекого
предка. Как-то я попросил знакомого армянина, который читал по-армянски,
перевести текст. Оказалось, то, что мы принимали за молитву,
всего-навсего свидетельство о рождении моего прадеда, выданное армянским
священником в Тернополе, а мне с детства этот лист казался страницей из
магической рукописи.
- Разве свидетельство о рождении вашего прадеда не магическая страница?
- Вы правы, я как-то об этом не подумал. А есть ли такая армянская фамилия - Кавалерян? - спросил он меня.
Я предположил, что, быть может, настоящая фамилия предков пана Ежи была Игитян. Игит - армянский вариант кавалера.
Его седые брови на секунду взметнулись:
- Мне об этом говорили в Ереване. Нет, ничего похожего на Игитяна в
нашей семье не вспоминали. Пусть вам не покажется странным, что,
приближаясь к своему семидесятилетию, я стал задумываться о своих
предках.
Странным мне это не казалось!
На прощание Ежи Кавалерович сказал:
- Вообще-то в моих планах снять фильм о том, как армяне появились в
Польше. Польский микробиолог Людвиг Гиршфельд очень точно определил
судьбу любого эмигранта, любой национальности, любой волны, первой ли,
второй ли, третьей ли: "На родине - и прошлое, и будущее, а в чужом краю
- одно настоящее".
Я протянул ему небольшой презент: макет храма Звартноц из туфа.
- За "Мать Иоанна от ангелов"!
Последний фильм Кавалеровича "Камо грядеши" в 2001 году (он снял его в
свои 79 лет) я смотрел уже в Лос-Анджелесе. И когда актер Богуслав
Линда, исполнивший роль Петрония, спрашивает Марка Виниция: "Что слышно в
Армении?" - в его вопросе я уловил знакомые ностальгические интонации
пана Ежи.
Если я не ошибаюсь, то во Львов армян призвал галицкий князь Даниил
Романович. Беженцы из Ани - умелые мастера, знатные ремесленники,
предприимчивые негоцианты, - уповая на свои руки и Божью милость,
покинув приютивший их Крым, быстро обжились еще на одной новой родине,
растекаясь по всей Галиции. Начиная с XIII века вдали от могил предков
горстка армян возводила во Львове единый памятник своему народу -
Армянскую улицу. Про нее знают многие. Знают и то, что первый армянский
школьный театр был создан в 1668г. там же. После развала СССР львовская
Армянская улица получила новое дыхание, ее изучают исследователи,
реставрируют городские власти, в лоно церкви возвращен собор XIV
столетия. Но вот другая Армянская улица. Даже в самой Польше о ней мало
кто знает.
Первые упоминания об армянах в Польше относятся к XI веку. А уже
польский король Казимир III - тот, который получил в наследство
"деревянную страну, а оставил потомкам каменную", за что и был прозван
Великим, - даровал армянам в 1344г. особое самоуправление. Благодарные
армяне верой и правдой служили польскому престолу. Два армянских полка
храбро сражались в битве при Грюнвальде (15 июня 1410г.). Об этом
сообщает великий магистр Тевтонского ордена Генрих фон Плауэн. В XVI
веке в Польше армяне по числу жителей считались третьими, после поляков и
русинов. Сигизмунд III в 1519г. утвердил "Судебник" Мхитара Гоша для
руководства при разбирательстве судебных тяжб между армянами. За
неоценимую деятельность на благо Польского королевства Ян II Казимир в
середине XVII века уравнял в основных правах армян и поляков, а многие
из армян в тот период стали потомственными дворянами. В благодарность за
царственный жест армянская община преподнесла королю ковер, прошитый
золотыми нитями. А в баталии под Веной (12 сентября 1683г.) в войсках
польского короля Яна III Собесского насчитывалось пять тысяч армян.
(Есть сведения, что Ян Собесский, венский герой, за верную службу армян
направил письмо Его Святейшеству Католикосу Егиазару в Эчмиадзин, в
котором делился планом освобождения Армении от турок.). Ну а Варшава с
Эриваном "встретились" около 200 лет назад, в 1831г., когда графу
Эриванскому пожаловали единый титул - светлейший князь Варшавский.
Однако если Паскевич освободил армян от персидского плена, то Варшаву
взял после подавления польского восстания...
На
самой вершине польской литературы - рядом с Адамом Мицкевичем сияет и
имя Юлиуша Словацкого. Помимо всего прочего, его социальная драма
"Серебряные сны Соломеи" признана апогеем польской драматургии. Впрочем,
имя Соломея поэту было знакомо с самого раннего детства. Его мать -
Соломея Янушевская, по словам современников, "женщина увлекательная по
уму и живости воображения", армянка по происхождению, родилась в
Кременце, в котором армяне поселились еще в XIV веке. От своей матери
поэт унаследовал не только огромные выразительные глаза, горячий
темперамент, но и живой интерес к Востоку. Словацкий оказал большое
влияние на развитие всей дальнейшей польской поэзии, так что можно
считать, что польские поэты имеют легкий армянский акцент... Тедеуш
Баронч, в чьих жилах бурлила армянская кровь, создал знаменитые
скульптуры Яна III Собесского (во Львове, в настоящее время перенесен в
Гданьск), Костюшко (Чикаго), Мицкевича (Трускавец, Карловы-Вары)... Имя
крупнейшего польского художника, мэтра портрета, ректора краковской
Академии изящных искусств, автора полотна "Крещение Армении" Теодора
Аксентовича, армянина, родившегося в трансильванском Брошуве, носят
улицы в Варшаве, Шечине и Кракове... Тема - Польша и армяне - обширная. Я
же ограничусь одной Армянской улицей в небольшом городе.
Дело было в Москве. За завтраком в ресторане гостиницы "Будапешт" я
загляделся на жгучую брюнетку. И когда она в ответ кокетливо улыбнулась,
рискнул подойти к ней:
- Вы так похожи на Симону Синьоре. Но нет, по возрасту вы не можете быть ее дочерью. Наверное, внучатая племянница?
В ответ девушка рассмеялась:
- Не вы первый находите мое сходство с этой актрисой. Но я даже не
француженка. Я полька. Полька из небольшого городка Хелм. И через три
часа возвращаюсь в Варшаву. Так что не теряйте зря времени, в Москве
достаточно других красивых девушек.
Узнав же, что я армянин, на секунду призадумалась, грациозно подперев левой рукой точеный подбородок, и певуче произнесла:
- Вам непременно надо поехать в Замосць и побывать на Армянской
улице. Это недалеко от Хелма. Город знаменит еще и тем, что в Замосце
родилась "кровавая Роза", Роза Люксембург.
- В Замосце родился еще и Симеон Польский.
- А кто это такой?
- Армянин.
Через год после интенсивной переписки Данута встречала меня на
платформе железнодорожного вокзала Люблина, куда я прибыл поездом из
Варшавы, и дальше - на новеньком "Полонезе" (нет, не на ковре, а на
автомобиле польского производства) мы помчались в Замосць. Всего-то 80
км.
В городе аркад - так еще называют Замосць - находится квадратная
Большая рыночная площадь (100х100 метров), которую окружают красочные
каменные дома со сводчатыми галереями. В этой "польской Падуе" по
замыслу основателя должны были процветать культура и наука, искусство и
ремесла... Из Варшавы и Познани, Торуня и Калиша сюда съезжались ученые и
умельцы, мудрецы и строители, философы и богословы... Из Львова и
Галича, Луцка и Снятина пригласили армян и предоставили им для застройки
престижную, левее барочной Ратуши, улицу. И вот уже свыше четырех
столетий она называется Армянской. Коронный гетман на 20 лет освободил
армян от налогов, а дополнительным указом защищал не только их жилища,
но и их самих в черте города. Местные армяне - купцы, оружейники,
ювелиры - немало способствовали славе города. Занимались они и
скотоводством, включая коневодство. А уже через 4 года после основания
города в 1584г. в Замосце, в армянской семье Мартироса, переехавшего из
крымской Кафы (Феодосии), родился Симеон Лехаци, Симеон Польский, автор
"Путевых заметок"...
Армянская улица в Замосце, население которого 70000 человек, давно
потеряла свой армянский аромат, так же как и в другом польском городе
Леско, где случайно найденные при реставрации церкви фрески
приписываются пришельцам из Армении. Да и Люблин уже не вспомнит места
Армянской церкви. И Краков не укажет точного адреса армянских домов. Но
Замосць знаменит не только Армянской улицей. В Замосце были заложены
первые в Европе учебный и зоологический сады. В этом романтичном городе
зародился страстный роман Яна Собесского с француженкой Марией
д`Аркиен...
- Спустя тринадцать лет после основания города Ян Замойский,
одержимый желанием превратить собственное детище в научную цитадель
королевства, основывает здесь местную академию. Организовать работу
академии он попросил Шимона Шимоновича, уже при жизни пользовавшегося
европейской известностью. Выходец из львовской мещанской семьи, пишущий
на польском и латинском, за поэтические достижения он получил из рук
короля грамоту о присвоении ему дворянства. Шимон Шимонович, у которого
были армянские корни, сыграл немалую роль в культуре и литературе
Польши. Он создал идиллию "Жницы", которая, по словам Адама Мицкевича,
самая правдивая и самая народная. Его прах покоится вдали от всех
армянских земель, здесь, в Замосце, в коллегии Святого Томаша.
Я слушал ее, но думал о своем: надо же, в Польше не встречаются
армяне с характерными окончаниями их фамилий на "ян". Может, оттого, что
в 1665г. король Ян Казимир уравнял в сословных правах армян с поляками?
Может, оттого, что многие армяне стали дворянами? Может оттого, что
среди армянских священников появились последователи католицизма?
И опять вспомнились слова Ежи Кавалеровича:
- Главная причина ассимиляции армян в Польше, как мне видится, в предоставлении им самых широких прав и свобод.
Как-то во время одного моего выступления по Польскому
телевидению я сказал, что хотел бы, чтобы Армения граничила с Польшей.
Наверное, я был не прав!
Опубликовано с сокращениями из книги "Путешествие армян"
http://www.golosarmenii.am/ru/20384/culture/25649/
|