2010-10-29 / Владимир Михайлович Захаров -
ведущий научный сотрудник РИСИ, доктор военных наук, профессор,
действительный член Академии военных наук.
Организация Договора о коллективной безопасности позиционируется как
наиболее дееспособная военно-политическая структура на постсоветском
пространстве. Многие весьма оптимистично настроены в отношении
перспектив ОДКБ, рассчитывая при этом на то, что эта организация в
перспективе превратится в структуру, не только обеспечивающую
безопасность стран-участниц, но и способную взять на себя роль
катализатора интеграционных процессов в СНГ. При этом к числу основных
достижений ОДКБ обычно относят успехи в выработке общей оборонной
политики, военно-техническом сотрудничестве, подготовке военных кадров и
создании коалиционных группировок войск (сил).
ОДКБ позиционируется многими как организация – противовес НАТО.
Однако реальность говорит о трудности такого сравнения. Так, например,
ежегодные расходы НАТО на поддержание единой инфраструктуры блока
(центрального аппарата, секретариата и т.п.) оцениваются примерно в 1,5
млрд. дол., а соответствующий бюджет ОДКБ около 5 млн. долл.
Что касается выработки общей оборонной политики. Отсутствуют общие
концептуальные подходы к военному строительству государств – членов
ОДКБ. Национальные Военные доктрины не только не согласовываются между
государствами – членами организации, но зачастую разрабатываются с
участием специалистов государств, принадлежащих к другим
военно-политическим блокам. Например, принятая Арменией в феврале 2007
года Стратегия национальной безопасности была разработана специально
созданной комиссией, работавшей в Вашингтоне при поддержке Конгресса
США. Затем подготовленный документ прошел согласование в штаб-квартире
НАТО в Брюсселе и был представлен для ознакомления в Российскую академию
государственной службы при президенте РФ.
Нет понимания общих угроз, что могло бы лежать в основе организации. В
трех субрегионах постсоветского пространства доминируют разные
комплексы угроз: в Европейском – вызовы и неопределенность, связанные с
расширением НАТО и ЕС; на Кавказе актуальны этнические конфликты,
сепаратизм и возникающие на их базе межгосударственные конфликты; в
Центральной Азии – религиозный экстремизм, пограничные проблемы,
проблемы водных ресурсов, незаконная миграция, наркотрафик. В этих
условиях каждое из государств – членов ОДКБ стремится самостоятельно
определять собственную иерархию угроз и вызовов безопасности, которые
могут сильно отличаться от выбранной другими государствами иерархии
угроз.
Не ясно, как создаваемые региональные группировки войск (сил),
(такие, например, как единая система ПВО России и Белоруссии) будут
обеспечивать защиту союзников по ОДКБ в Центральной Азии. Непонятно,
каким образом Коллективные силы быстрого реагирования (созданы в 2001
году) в той же Центральной Азии могут быть применены в интересах
Белоруссии. Нет ясности в вопросе формирования и применения Коллективных
сил оперативного реагирования (решение о создании которых принято в
феврале 2009 года) в условиях, когда конституциями ряда стран – членов
ОДКБ запрещаются действия Вооруженных сил за пределами национальных
территорий.
НЕВОСТРЕБОВАННОЕ МИРОТВОРЧЕСТВО
Государства – члены ОДКБ фактически устранились от урегулирования
конфликтов на постсоветском пространстве. Миротворческие силы,
задействованные в таких конфликтах, состоят, как правило, лишь из
российских воинских контингентов. Государства ОДКБ не только не пришли,
например, на помощь России в грузино-осетинском конфликте, в который
была втянута Россия, но и не заняли четкой позиции по его итогам.
Нет ясности в стратегии развития ОДКБ. Если в России считают, что
организация может возглавить интеграционные процессы на постсоветском
пространстве, то другие государства – члены ОДКБ видят ее основную
задачу во всемерном расширении сотрудничества с ЕС, ОБСЕ и
Североатлантическим союзом, отводят ей роль дискуссионного клуба,
способствующего интеграции этих государств в евро-атлантические
структуры. В Армении, например, принят документ «Обязательства Армении в
рамках плана индивидуального партнерства с НАТО», провозгласивший
основной целью внешней политики страны интеграцию ее в европейские
структуры и организации, расширение сотрудничества с Европейским союзом и
политическое сотрудничество с НАТО.
Наблюдаются попытки необоснованного расширения круга задач ОДКБ и
превращения организации в универсальный институт безопасности, в котором
военная составляющая перестает быть доминирующей. 7 февраля 2007 года
на совещании рабочей группы, состоящей из представителей секретариатов
Интеграционного Комитета ОДКБ и Евразийского экономического сообщества,
одобрен проект перечня основных направлений взаимодействия международных
организаций по координации пограничной и экономической политики,
противодействию международному терроризму, наркотрафику, нелегальной
миграции и другим современным вызовам и угрозам. Планы подключения ОДКБ к
разрешению проблем типа тех, которые возникли в Киргизии, кардинально
эту ситуацию не меняют.
Совместные военные учения стран ОДКБ отличает регулярность проведения. Фото www.mil.ru |
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ
Иногда ОДКБ приписываются успехи, достигнутые главным образом другими
министерствами и ведомствами. Так, например, проводимой в основном
силами Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков
оперативно-профилактической операции «Канал» придан статус постоянно
действующей региональной антинаркотической операции ОДКБ.
Нет единой военно-технической политики государств – членов ОДКБ.
Военно-техническое сотрудничество осуществляется исключительно на
двусторонней основе. Получая российскую продукцию военного назначения на
льготных условиях, большинство стран осуществляют также
широкомасштабные закупки или безвозмездно получают вооружения и военную
технику в других странах. Так, США ежегодно выделяют Армении около 10
млн. долл. на материально-техническое содействие в модернизации
национальных Вооруженных сил.
В Киргизии функционирует американская авиационная база «Манас»,
оплата аренды которой частично осуществлялась предоставлением
военно-технической помощи.
Нет единства в вопросе подготовки военных кадров. Несмотря на
заключенное соглашение о подготовке для государств – членов ОДКБ военных
кадров на базе российских военно-учебных заведений, динамично
расширяется сотрудничество в этой области с Североатлантическим союзом.
Так, например, число казахстанских военнослужащих, обучающихся в
государствах – членах НАТО, из года в год увеличивается (в 2001 году их
количество в общей сложности составляло порядка 60 человек, в 2008 году –
более 100 человек). По состоянию на октябрь 2010 года в Соединенных
Штатах проходят обучение около 20 военнослужащих; в Турции – более 40
человек; в Канаде – 36, в ФРГ – свыше 20; в Литве – 2 человека.
Достигнута договоренность о подготовке армейского спецназа Казахстана во
Франции. Следовательно, количество казахстанских военнослужащих,
обучающихся в странах Североатлантического союза, уже практически
сравнялось с российской квотой (порядка 250 человек).
Таким образом, пространство ОДКБ неустойчиво, поскольку слабы мотивы
для интеграции. Некоторые государства так и не определились в своей
военно-политической стратегии. Несмотря на несоизмеримость политических,
экономических и военных потенциалов, страны ОДКБ настаивают на
сотрудничестве с Россией в военной области с позиций равнопартнерства,
стремясь извлечь максимальную экономическую выгоду при минимальных
политических обязательствах. Потенциал ОДКБ практически не может быть
задействован в интересах России, тогда как существует угроза втягивания
ее, например, в вооруженные столкновения между членами ОДКБ в
Центральной Азии.
ТРИ ТОЧКИ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ
В этих условиях представляется целесообразным сформировать на
пространстве СНГ три ядра военно-политической интеграции, открытые для
взаимодействия с сопредельными и другими заинтересованными странами:
европейское, кавказское и центральноазиатское. С учетом всех
существующих здесь сложнейших экономических, политических и
военно-стратегических проблем Россия должна быть заинтересована в
создании такого рода ядер военно-политической интеграции. Для
Европейского региона речь может идти о создании с Белоруссией единого
оборонного пространства. Для Кавказского региона следует рассмотреть
вопрос о военно-политическом союзе России с Арменией с возможным
включением в него Абхазии и Южной Осетии. Для региона Центральной Азии
мотивацией создания военно-политического союза могут стать единые
подходы к решению проблемы безопасности инфраструктурных коридоров по
транспортировке углеводородных энергоносителей.
В регионах целесообразно поддерживать военную инфраструктуру бывших
республик Советского Союза путем сохранения и расширения российского
военного присутствия. Такой подход позволяет одновременно решать две
задачи: проецировать военную мощь России на постсоветское пространстве и
благодаря появлению для стран СНГ новых источников дохода сделать более
привлекательными интеграционные процессы.
Источник"НГ-НВО"