Меняющиеся реалии требуют от России новых подходов к урегулированию конфликтов в СНГ
Мир меняется, а вместе с ним ситуация вокруг неурегулированных конфликтов на территории Содружества. Этот факт требует осмысления и внесения корректив в представления о том, как можно реально примирить конфликтующие стороны. Поскольку Россия остается главным медиатором миротворческого процесса в СНГ, то именно от нее ждут инициатив. В первую очередь это относится к приднестровскому конфликту, который после смены власти в Молдавии и событий в Судане фактически перешел в новую фазу, и его решение теперь вряд ли ограничится переговорным процессом в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели).
Напомним, в конце минувшего года власть в Кишиневе окончательно сменила окраску и ориентацию: правившие с 2000-го коммунисты ушли в оппозицию, а им на смену пришла право-центристская коалиция, состоящая из либералов, либерал-демократов и демократов. Центр в этом объединении представлен Демократической партией. Альянс в целом ориентирован на интеграцию страны в Евросоюз, но две партии либерального толка при этом выступают за объединение с Румынией. России в этой перспективе отводится роль партнера, с которым нужно строить прагматичные и равноправные отношения. Создав новую власть, Молдавия перешла Рубикон, за которым осталась зона российского влияния. Но там же пока остается Приднестровье.
В непризнанной республике в конце года должны состояться выборы президента. В Кишиневе, а также Бухаресте и Брюсселе надеются, что они положат конец действующему приднестровскому режиму. Но в начале недели Дубоссарское отделение Союза ветеранов вооруженного конфликта на Днестре выдвинуло кандидатом в депутаты Игоря Смирнова, руководящего регионом почти 20 лет. Мало кто сомневается в том, что на фоне угрозы объединения Молдавии с Румынией население Приднестровья вновь сплотится вокруг Смирнова, который ориентирован на Россию.
На днях Союз молдаван Приднестровья выступил с заявлением, в котором обратил внимание на референдум в Судане и высказал надежду на то, что мировая общественность вспомнит про общенародный опрос, проведенный в регионе в 2006 году. На нем, как известно, 97% участников проголосовали за независимость Приднестровья от Молдавии с последующей интеграцией в Россию. Надеяться при этом на то, что существующий переговорный формат «5+2» сумеет подвигнуть Тирасполь к компромиссу с прорумынски настроенным Кишиневом, значит обманывать себя и всех вокруг. На левом берегу Днестра это понимают и ждут развития событий, которые пока на руку приднестровцам: в 1992 году конфликт спровоцировал именно «румынский фактор», и сегодня это главный козырь руководства региона. В Кишиневе рассчитывают, что Евросоюзу все же удастся склонить Тирасполь на свою сторону, ведь удалось же представителю ЕС Кальману Мижею организовать встречи молдавского премьера Владимира Филата с Игорем Смирновым, который восемь лет отказывался встречаться с кишиневскими лидерами. Евросоюз действительно активно работает и в Молдавии, и в Приднестровье. И если бы не рывок новых молдавских властей в сторону Румынии (открыты дополнительные консульства Румынии в Молдавии, румынские паспорта раздаются молдаванам по первому требованию, для Бухареста открыта база данных молдавских граждан, правительства двух государств теперь будут практиковать совместные заседания и т.д.), то, может быть, усилия европейской дипломатии увенчались успехом. Но ситуация сложилась иначе, и теперь России, как главному гаранту и посреднику в переговорном процессе, надо искать новые подходы к урегулированию. В противном случае процесс может выйти из-под контроля не только Кишинева и Брюсселя, но и Москвы.
Источник: Независимая Газета
|