Сегодня в Астрахани президент России Дмитрий Медведев обсуждал
урегулирование нагорно-карабахского конфликта с лидером Армении Сержем
Саргсяном и его азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым.
Пожалуй, единственным очевидным результатом этой встречи стало
решение Алиева и Саргсяна обменяться военнопленными и телами убитых
солдат. «Речь идет о специальной декларации, направленной на укрепление
мер доверия», – прокомментировал соглашение Дмитрий Медведев. Хотя
активный вооруженный конфликт между Азербайджаном и Арменией прекратился
в 1994 году, с обеих сторон по-прежнему гибнут люди. Так, например,
только вчера был убит солдат-срочник Армии обороны Нагорно-Карабахской
Республики Арут Григорян, 1990-го года рождения. Краткая историческая справка
Истоки конфликта вокруг Нагорного Карабаха можно искать еще в
армяно-азербайджанской войне 1918-1920 годов и ранее. В 1923 году в
рамках Азербайджанской ССР была создана Нагорно-Карабахская автономная
область – в той части Нагорного Карабаха, где преимущественно жили
армяне. На протяжении советской истории Ереван не раз пытался изменить
эту ситуацию, но центр ему в этом отказывал, в том числе, против
изменений выступал Сталин.
Согласно переписи 1979 года, 75,9 процента жителей НКАО составляли
армяне, 22,9 процента – азербайджанцы. Впоследствии армяне обвиняли
азербайджанцев в том, что те специально наращивали свое присутствие в
Нагорном Карабахе, чтобы изменить демографическую ситуацию. «Старался
изменить там демографию», по собственным заверениям, и Гейдар Алиев,
который в советское время занимал различные ответственные посты в
Азербайджане, а с 1993 по 2003 был его президентом.
По мере ослабления СССР конфликт обострялся. В 1988 году начались
первые межэтнические столкновения между армянами и азербайджанцами. А в
1991-м, когда армянское население Нагорного Карабаха проголосовало на
референдуме за независимость от Азербайджана, началась очередная
азербайджано-армянская война – самая кровавая на карте бывшего СССР.
Погибло до 25 тысяч человек, столько же было ранено, тысячи пропали без
вести, а сотни тысяч людей стали беженцами. И сегодня очень острым
остается вопрос об азербайджанских беженцах, живших в Нагорном Карабахе.
В 1994 году Азербайджан, Армения и НКР подписали при посредничестве
России договор о прекращении огня.
В 2007 году Россия, США и Франция – сопредседатели Минской группы
ОБСЕ, созданной для урегулирования нагорно-карабахского конфликта, –
подписали Мадридский документ, который предусматривает проведение
референдума о самоопределении в Нагорном Карабахе, а также освобождение
армянскими войсками прилегающих к Нагроному Карабаху оккупированных
азербайджанских территорий.
Третий лишний?
Уже седьмой раз, начиная с 2008 года, переговоры вокруг Нагорного
Карабаха проходят в трехстороннем формате – Россия, Азербайджан,
Армения. «Частота встреч именно тем и вызвана, что призвана
компенсировать рост напряженности в зоне Нагорного Карабаха и удержать
от непоправимых шагов», – отметил в беседе с корреспондентом «Голоса
Америки» Константин Затулин, первый заместитель председателя думского
Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института
стран СНГ.
Встреча Медведева, Алиева и Саргсяна в Астрахани совпала с открытием в
этом городе памятника Гейдару Алиеву. Некоторые эксперты видят в этом
определенный успех азербайджанской дипломатии. Впрочем, эксперты, с
которым общался корреспондент «Голоса Америки», считают, что Россия
сохраняет нейтралитет. С этим согласен и Константин Затулин, с той
только поправкой, что этот нейтралитет «активный». Вот как Затулин
охарактеризовал отношения России с этими двумя закавказскими
государствами.
«Россия испытывает дискомфорт от того, что любое развитие
российско-армянских отношений ревниво воспринимается в Азербайджане и
наоборот», – сказал он. Если с пограничным Азербайджаном Россия тесно
связана экономически, отметил Затулин, то ее отношения с Арменией «более
высокого институционального уровня», поскольку Армения входит в
военно-политический блок Организации Договора о коллективной
безопасности и является наблюдателем в Евразийском экономическом
сообществе.
Впрочем, чуть позже Затулин критически заметил: «В Азербайджане
сочли, что конечный выбор Турции в пользу отказа от регулирования в
нагорно-карабахском вопросе является дипломатической победой
Азербайджана, и на фоне этой победы надо развивать политическое
наступление, добиваться решения нагорно-карабахского вопроса на условиях
Азербайджана».
Между Ереваном и Баку
О российском участии в урегулировании нагорно-карабахского конфликта
главный редактор «Вестника Кавказа» Алексей Власов сказал в интервью
«Голосу Америки»: «Я думаю, Россия принимает на себя риски возможной
неудачи переговоров, но при этом Москве очень важно показать, что она
является главным модератором диалога по Нагорному Карабаху. Отсюда такая
активность российской дипломатии и трехсторонний формат встреч, который
в последние годы уже стал привычным. Но это не означает, что удалось
достичь конкретных результатов, хотя четко обозначены позиции сторон и
выявлены моменты, мешающие достижению компромисса».
В Баку и в Ереване, да и в столице Нагорного Карабаха Степанакерте,
очевидно, недовольны тем, как развиваются переговоры. Представитель
пресс-службы Азербайджанского посольства в Москве, в ответ на просьбу
«Голоса Америки» прокомментировать официальную позицию Баку, сослалась
на сайт азербайджанского МИДа. Там говорится следующее: «Хотя попытки
урегулирования, предпринимаемые в рамках ОБСЕ довольно давно, не всегда
были последовательными и пока не принесли результатов, Азербайджан
по-прежнему привержен мирному решению конфликта в конструктивном ключе».
На это возразил вице-президент Союза армян России Гегам Халатян в
интервью с корреспондентом «Голос Америки». Во-первых, он сослался на
частые перестрелки на границе Нагорного Карабаха с Азербайджаном,
который, по его словам, «нагнетает конфликт». Во-вторых, Гегам Халатян
напомнил, что «Азербайджан усиленно наращивает свой военный потенциал».
Отметим, что не так давно азербайджанский министр финансов Самир Шарифов
сообщил, что военный бюджет его страны в 2011 году вырастет на 90
процентов – это более 3 миллиардов долларов. Для сравнения – армянский
военный бюджет составляет примерно 385 миллионов долларов. «Если мировое
сообщество реально хотело бы исключить вариант войны, оно могло бы
соответствующий уровень вооружения обеспечить и для Армении», – считает
Халатян.
Он также усомнился в том, что продленная аренда военной базы Гюмри в
Армении, да и членство этой страны в ОДКБ создает гарантии защиты от
Азербайджана – вопреки мнению Алексея Власова, Константина Затулина,
наконец, независимого военного обозревателя Александра Гольца и других
экспертов. Вспомнил Халатян и о том, что членство Киргизии в ОДКБ не
помогло ей, и Россия не вмешалась в конфликт на юге страны. Напомним,
впрочем, что конфликт был внутренним, а страны-члены ОДКБ оказывают
помощь друг другу в случае внешней или террористической угрозы.
Промежуточный итог
Итак, азербайджанский МИД четко заявляет свою позицию: «Оставаясь
приверженным мирному урегулированию конфликта, Азербайджан, тем не
менее, никогда не пойдет на компромисс по вопросу о своей
территориальной целостности и таким образом никогда не признает готовое
решение, основанное на свершившемся факте, которое пытается навязать
армянская сторона».
Между тем Гегам Халатян выражает свою личную, но распространенную
среди армян точку зрения: «Когда говорят о принципах Мадрида, постоянно
ссылаются на Хельсинские соглашения, которые зафиксировали статус-кво в
Европе после Второй мировой войны. На мой взгляд, все, что делается в
истории с Нагорным Карабахом, прямо противоречит Хельсинскому процессу.
Согласно нормам, которые существовали в Советском Союзе, Нагорный
Карабах провел референдум (в 1991-м году, который азербайджанцы
бойкотировали – В.Л.) и провозгласил свою независимость. Потом была
кровопролитная война, которая длилась до 1994 года. Это статус-кво. Если
следовать духу Хельсинки, надо бы зафиксировать статус-кво и тем самым
признать сложившиеся реалии».
Константин Затулин в завершение сказал, что Россия, на его взгляд,
четко обозначила свою позицию в заявлении по Нагорному Карабаху, которое
было сделано во время встречи «большой восьмерки» и подписано
президентами стран-сопредседателей Минской группы – Медведевым, Обамой и
Саркози. «Там изложены принципы урегулирования конфликта, из которых
лично я делаю вывод, что сопредседатели понимают, что без военных
действий, без тотальной оккупации Нагорного Карабаха, военных перспектив
которой я сейчас не вижу, Нагорный Карабах не откажется от своего
независимого статуса», – сказал Затулин.«Об этом не говорится прямо в
заявлении президентов, не может говориться прямо, – пояснил он, – но там
есть детали, например, вычленение Лачинского коридора из перечня тех
районов Азербайджана, которые должны или могут быть возвращены в
качестве мер доверия на первом этапе». Радио "Голос Америки"
|