ГЕОГРАФИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
История армянского народа - это в известной степени история
армянских ожиданий. А история армянских ожиданий предлагает все же
несколько иные средства быть оптимистом и чувствовать себя хозяином
своей земли, нежели многочисленные факты применения к каким-то очень
далеким от Армении политическим субъектам тех или иных правовых
постулатов. Причем международная законодательная база выступает в
подобных случаях исключительно в качестве цивилизованного декора,
необходимого обрамления политических идей, но никак не руководящего
ориентира.
Если бы мировое сообщество не жонглировало основополагающими
принципами международного права по траекториям гибких интересов, то и
палитра политической карты мира была бы более насыщенной и разноцветной.
Проблема в том, что ни одна из влиятельных держав не только не
заинтересована в универсальном применении одних и тех же принципов, но и
пресекает на корню любую перспективу трансформации отдельных
фрагментарных проявлений их применения в глобальную тенденцию. Давно
пора смириться с мыслью, что двойные стандарты - это даже не хорошо и не
плохо, это просто неотъемлемая составляющая международной политической
жизни, ее важный атрибут.
Можно, конечно, растрачивать драгоценное время на суждения о
несовершенстве миропорядка, недопустимости использования двойных
стандартов, но все это действительно стоит очень дорого. Естественно,
надо делать официальные заявления, естественно, необходимо обогащать
карабахскую правовую папку, и в этом смысле последнее решение по Косово
совсем неплохой лист. Но связывать с ним какие-либо конкретные
перспективы не стоит.
Если говорить о перспективах, то следует обратить внимание на
некоторые другие детали. Во-первых, что такое "косовский прецедент"? Это
палка о двух концах: насколько он призван расшатать устои двойных
стандартов, настолько и засвидетельствовать виртуальность международных
гарантий безопасности.
Достаточно вспомнить, в какой атмосфере всеобщего международного
ликования принималась всего четыре года назад новая Конституция Сербии.
Произошло это событие в конце сентября 2006 года, спустя пару месяцев
после отделения Черногории, когда казалось, что дальше уже некуда, тем
более что Сербия лишилась тогда и последнего выхода к морю.
И вот в этой обстановке перманентных уступок и была принята
действующая сербская Конституция, которая призвана была показать и
доказать, что сербские уступки ни в коем случае не являются
односторонними. Преамбула документа гласила: "Граждане Сербии принимают
Конституцию Республики Сербия исходя из государственной традиции
сербского народа и равноправия всех граждан и этнических общин Сербии, а
также из того, что край Косово и Метохия являются составной частью
территории Сербии и имеют права существенной автономии в рамках
суверенного государства Сербия".
Это предложение означало, что уже все, Сербию отныне никто трогать не
будет. Что стало с "международными гарантиями", известно всем: сегодня
около семидесяти стран мира уже признали Косово независимым
государством. Таким образом, "косовский прецедент" - это действительно
палка о двух концах, причем рассматриваемый нами второй конец более
острый и более используемый в международной практике. Этот конец
"косовского прецедента" - свидетельство недопустимости
односторонних уступок и нагляднейшая иллюстрация того, что международных
гарантий как таковых нет. Принятая под нажимом "мировой общественности"
Конституция сегодня уже оказалась бумажкой в руках той же
общественности.
Соответственно, в контексте карабахского урегулирования само понятие
"косовский прецедент" следует рассматривать не столько на фоне появления
новых правовых предпосылок к самоопределению (их, между прочим,
предостаточно, необходимо лишь последовательно и грамотно представлять
позиции), сколько в аспекте совершенно конкретных вызовов, которые в
виде возможных уступок (в частности, территориальных) реально угрожают
армянской нации, ее перспективам и безопасности. Ценность этого
прецедента в том, что если однажды переговорный процесс по
урегулированию вступит в фазу принятия прикладных решений, то о
поэтапном решении вопроса о статусе вообще не должно быть речи.
Второй аспект более сложный. Дело в том, что если (однажды)
международное сообщество вдруг солидаризируется вокруг вопроса о
безотлагательном применении к Нагорному Карабаху принципа национального
самоопределения, то даже при таком чудесном раскладе возникнут
определенные проблемы. Все новые политические субъекты, в том
числе признанные, непризнанные, "полупризнанные" (Эритрея, Восточный
Тимор, Косово, Абхазия, Южная Осетия), провозгласили государственный
суверенитет в пределах сложившихся к моменту конфликтов административных
границ, тогда как в нашем случае понятия "нынешняя НКР" и "бывшее НКАО"
весьма различны.
Иными словами, когда сегодня наши политики и политологи (кстати,
вполне обоснованно) говорят о необходимости применения "косовского
прецедента" в отношении прав армянского населения Нагорного Карабаха,
они сами толком не представляют "географию" его применения. Между
прочим, неопределенность в этом вопросе - одна из главных причин
непризнания независимости НКР со стороны самой Республики Армения.
Трудно сказать, насколько нынешнее состояние армянского общества
позволяет вести дискуссии на эту деликатную тему, однако ясно одно: рано
или поздно вопрос "географии" станет главным вопросом нашей "истории".
Не уверен, что именно сегодня самое подходящее время для дальнейшего
развития этой темы, так как республика в силу разных причин (о которых
пишется уже почти два десятилетия) объективно не готова к решению
проблем несколько более серьезных, нежели распределение мест в
парламенте. В любом случае, до наступления (в неопределенной
перспективе) момента готовности международного сообщества применить
принцип национального самоопределения в отношении народа Нагорного
Карабаха нам еще предстоит преодолеть некоторые преодолимые барьеры, в
том числе внутренние.
Арис КАЗИНЯН "ГОЛОС АРМЕНИИ"
|