"Шамахи: Сагиян и сагиянцы"
Вардгес Шагилян родился в селе Сагиян Шамахинского района
Азербайджанской ССР. Чтобы представить, какую родину он безвозвратно
потерял, о чем говорит с такой болью и тоской в своих недавно вышедших
книгах "Шамахи: Сагиян и сагиянцы" и "Истинные страницы утерянной
земли", проделаем небольшой исторический экскурс.
Часть территории нынешней Азербайджанской Республики,
охватывающая пространство между Кавказскими горами и рекой Кура,
представляет собой исторический Агванк. Армяне жили здесь с незапамятных
времен. В 1846 г. в составе Российской империи на этой территории была
образована Шамахинская губерния. После разрушительного землетрясения
1859 г. губерния в 1861 г. была переименована в Бакинскую.
В XIX в. В СОСТАВЕ ШАМАХИНСКОЙ ГУБЕРНИИ БЫЛО 24 АРМЯНСКИХ СЕЛА,
а армянские церкви составляли Шамахинскую епархию, входившую в состав
Армянской Апостольской Церкви. В 1844 г. была основана Шамахинская
духовная семинария, в 1869 г. - женское училище Сандухтян. В 1914 - 1915
учебном году здесь действовали 23 армянские церковные школы. Последняя
из них закрылась в 1983 г.
В Шамахе родился ряд видных представителей армянской истории,
культуры, литературы, искусства. Это родина одного из лидеров
национально-освободительной борьбы армянского народа, Католикоса Всех
Армян в 1759-1763 гг. Акопа V Шамахеци, издавшего 20 июля 1760 г.
кондак, адресованный императрице России Елизавете Петровне, с просьбой о
помощи армянскому и грузинскому народам в освобождении от персидского
ига. Здесь родились также народный писатель Армении и Азербайджана,
заслуженный деятель культуры Закавказья Ширванзаде, актер, народный
артист СССР, Герой Социалистического Труда Ованес Абелян и его брат,
драматург, театральный деятель Александр Абелян, писатель Костан Зарьян
(1885-1969), писатель и поэт, педагог, член Союза писателей СССР Ваган
Галфаян (1886-1979) и другие.
По данным переписи населения СССР 1979 г., на территории
Азербайджанской ССР проживало 475,5 тыс. армян. Это составляло около
половины от их численности в 1920 г., что явилось следствием откровенно
предвзятого отношения и притеснения по этническому признаку со стороны
бакинских властей. А после начала Карабахского освободительного движения
и последовавших погромов армян в 1988 году армяне многих районов, в том
числе и Шамахинского, вынуждены были покинуть родные очаги.
ОДНИМ ИЗ 24 ПОКИНУТЫХ АРМЯНСКИХ СЕЛ ШАМАХИ ЯВЛЯЕТСЯ СЕЛО САГИЯН.
Здесь родился, вырос и около 60 лет вел активную педагогическую
деятельность участник ВОВ Вардгес Шагилян. Обладая пытливым умом,
проявляя трепетную заботу о духовных ценностях родного народа, он в
течение многих лет собирал материалы, часть которых нашла место в его
двух последних книгах. Книга В. Шагиляна "Шамахи. Сагиян и сагиянцы"
является своеобразным паспортом, в котором обстоятельно представлены
ценные сведения о Сагияне начиная со времени основания деревни и
завершая особенностями местного диалекта.
Усилиями армянских фольклористов Г.Срвандзтяна, М.Миансарянца,
Т.Навасардяна, Г.Шеренца, Е.Лалаяна и др. собран богатый материал
устного народного творчества армянского народа почти со всех
этнографических регионов Западной Армении, Джавахка, Нахиджевана,
Тифлиса. Однако нам неизвестны или малоизвестны этнография и фольклор
ряда районов нынешнего Азербайджана - Шамахи, Шамхора, Баку, Гандзака,
Шаки (Нухи) и т.д. В этой связи книга В.Шагиляна - весьма ценный
источник, охватывающий народоведческие материалы деревни Сагиян
Шамахинского района исторического Агванка и частично восполняющий этот
пробел.
Трудно характеризовать сборник "Шамахи: Сагиян и сагиянцы" одним
словом. Книга состоит из 12 глав, имеет предисловие, эпилог,
генеалогическое древо, 27 фотографий. В ней приводятся сведения об
основании села, происхождении коренных и сравнительно новых, пришлых
родов, их названий, фамилий, прозвищ, а также связанные с ними
фольклорные и реалистические истории.
Учитель по специальности, В.Шагилян отдельно представляет историю
школы, основанной еще М.Маштоцем в 412 г., а также новой, созданной в
1868 г. и действовавшей до 1988 г. Весьма интересна и ценна его
информация о Мехлу Вардапете, с болью пишет он о национальных святынях,
оставленных в "плену" и мало изученных армянскими учеными.
С ОСОБОЙ ЛЮБОВЬЮ И НЕЖНОСТЬЮ АВТОР РАССКАЗЫВАЕТ О РОДНОМ СЕЛЕ,
окружающей его природе, приводит названия пастбищ и земельных пахотных
участках, лесов, гор, развалин крепостей, имеющих армянское
происхождение. Здесь же В.Шагилян рассказывает о том, как бакинские
тюрки систематически, завуалированно или открыто проводили антиармянскую
политику, присоединяя земли - собственность армянских сел - к
азербайджанским. Автор приводит факты, подтверждающие тюркизацию
армянских сел не только таким способом, но и путем замены
руководителей-армян азербайджанцами - в Шамахинском районе исключение в
этом смысле составляла только крупная деревня Мадраса.
Начинается сборник рассказом об исходе сагиянцев из села в
ноябре 1988 г. В этой связи уместны слова известного общественного
деятеля Г. Тер-Ованисяна, написанные в 1920 г. по поводу погромов армян
турками в 1918 г.: "Армянские деревни дали татарам более дорогое, более
крупное, многомиллионное наследие - свои дома, свои сады, свои
источники, все движимое и недвижимое имущество, отдали недостойным
наследникам, а сами, насильственно изгнанные, удалились с пустыми
руками".
История повторяется...
Асмик ГАЛСТЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20201/culture/15149/
|