Попытка оценки потенциала
На сегодня армянские евангелические общины есть в шести ближневосточных странах – Ливане, Сирии, Ираке, Турции, Иране и Египте1.
Помимо того, что армянские евангелические общины составляют
неотъемлемую часть армянских общин в целом и их исследование имеет
важное значение для обобщения исследования армянских общин Диаспоры,
изучение армянских евангелических общин Ближнего Востока важно также из
следующих практических соображений:
- Ближний Восток – неспокойный регион. В течение новейшей истории
внутренние и внешние войны почти всегда сопровождали страны этого
региона: арабо-израильский конфликт, ливанская гражданская война
(1975-90гг.), ирако-иранская война (1980-88гг.), война в Персидском
заливе (1991г.), иракская война 2003г., «арабская весна» (2011г.) и пр.
Эти события отражаются на местные армянские общины, частью которых
являются и армяне-евангелисты.
- Ближний Восток географически близко расположен к Армении, а две из
вышеперечисленных стран – Турция и Иран – непосредственной граничат с
ней. Следовательно, происходящие в этом регионе события оставляют прямое
или косвенное воздействие не только на местные армянские общины, но и
на Армению. А армянские евангелические общины являются определенным
фактором не только политики отдельно взятых стран, но и региональной
политики в целом, правильное и целевое использование которого может быть
довольно эффективным.
Для эффективного и целевого использования потенциала армянских
евангелических общин Ближнего Востока в первую очередь необходимо
оценить то, что было осуществлено по следующей методологии: были
выделены два критерия – человеческий и организационный, которые, в свою
очередь, были разделены на подкритерии. На их основе армянские
евангелические общины Ближнего Востока по своему потенциалу
классифицированы на три группы – общины с большим, средним и малым
потенциалом2.
Человеческий критерий
В рамках человеческого критерия выделяются следующие два подкритерия:
1. Численность. При рассмотрении общин по этому подкритерию в
качестве общин с большим потенциалом были выделены те, численность
которых превышает 2000 человек. Общинами со средним потенциалом
считаются те, численность которых колеблется в пределах 1000-2000
человек. Наконец, общины, численность которых составляет меньше 1000
человек, были сочтены общинами с малым потенциалом.
Соответственно, армянские евангелические общины Ливана, Сирии и
Турции считаются общинами, имеющими большой потенциал. В Ливане и Сирии
численность армян-евангелистов составляет 4-5 тысяч человек.
В плане численности примечательна Турция, где происходят идущие в
разрез друг с другом процессы. С одной стороны, атмосфера религиозной и
национальной нетерпимости приводит к сокращению их численности. Согласно
некоторым данным, сегодня численность армян-евангелистов в Турции
составляет около 500 человек3.
С другой стороны, в последнее время в Турции опять же получило большой
размах христианское миссионерство, в результате чего имеет место процесс
христианизации этой страны. Вследствие деятельности германских и других
миссионерских структур в Турции широкое распространение получает также
протестантство, волна которого охватывает также поколения
исламизированных ранее армян. Например, согласно данным турецких
протестантских организаций, среди протестантов Аданы большое число
составляют лица армянского происхождения4.
А верообращение в поколениях исламизированных армян (обращение в
протестантство) сопровождается также возрождением национального
самосознания. Таким образом, хотя, с одной стороны, вследствие
национальных и религиозных преследований в Турции численность
армян-евангелистов сокращается, с другой – получившая широкий размах
миссионерская деятельность приводит к увеличению численности
армян-евангелистов. Трудно сказать, какова нынче численность поколений
обратившихся в протестантство исламизированных армян, поскольку они
представляют пестрое человеческое общество. Связанные с четким
определением их численности сложности затрудняют вопрос уточнения
численности армян-евангелистов Турции. Тем не менее, учитывая обращение в
протестантство большого числа исламизированных армян, можно
предположить, что общее число армян-евангелистов Турции превышает две
тысячи.
Армянская евангелическая община Ирана, численность которой, по нашей
оценке, составляет 1-2 тысячи человек, в соответствии с данным
подкритерием причисляется к общине со средним потенциалом, а армянские
евангелические общины Египта и Ирака, численность которых меньше 1000
человек, считаются общинами с малым потенциалом.
2. Рассеянность. Согласно данному подкритерию, к общинам с
большим потенциалом причисляются те, которые представлены в более чем
двух районах данной страны. Рассеянные в двух районах общины
рассматриваются как общины со средним, а сосредоточенные в одном районе –
как общины с малым потенциалом.
Наблюдения показывают, что общинами с большим потенциалом являются
армянские евангелические общины Ливана, Сирии, Турции и Ирана. Они
рассеяны в армянонаселенных районах этих стран. В Ливане
армяне-евангелисты проживают в столице Бейруте, Бурдж Хамуде, Эшрефие,
Айнчаре и пр. В Сирии они сосредоточены в основном в Алеппо, однако
армянские евангелические общины есть также в Кесабе, столице Дамаске,
Хомсе.
По этому подкритерию опять же уникальна Турция. 500
армян-евангелистов сосредоточены в Стамбуле, а обратившиеся в результате
миссионерской деятельности в протестантство поколения исламизированных
армян рассеянны в основном по различным районам Западной Армении и
Киликии. Такие группы есть, например, в Малатии (Западная Армения),
Адане (Киликия) и пр.
В Иране армяне-евангелисты проживают в столице Тегеране, Новой Джуге, Тавризе, Арале, Гамадане5. Тем не менее, их превалирующее большинство сосредоточено в Тегеране6.
А армянские евангелические общины Египта и Ирака можно даже назвать
соответственно Александрийской и Багдадской армянской евангелической
общинами, поскольку, кроме этих городов, армян-евангелистов в других
населенных пунктах этих стран нет. Сказанное позволяет считать их
общинами с малым потенциалом.
Организационный критерий
Можно выделить следующие четыре подкритерия:
1. Количество. Согласно этому подкритерию, в качестве общин с
большим потенциалом оцениваются те, которые имеют более 10
организационных структур. Если количество организационных структур в
общинах колеблется в пределах от 5 до 10, то они считаются общинами со
средним потенциалом, а общины с малым потенциалом имеют менее пяти
организационных структур.
С точки зрения данного подкритерия армянские евангелические общины Ливана и Сирии, имея соответственно 24 и 287 организационных структур, рассматриваются как общины с большим потенциалом.
За ними со своими семью организационными структурами8 следует армянская евангелическая община Ирана, оцениваемая как община со средним потенциалом.
Царящая в Турции атмосфера национальной и религиозной нетерпимости и
преследований оставила отрицательные последствия не только на
численности армян-евангелистов, но и на их организационные структуры. В
результате вместо давнишнего множества церквей и богатых имений (школы,
детские дома и пр.) нынче в Турции действуют всего две организационные
структуры – армянские евангелические церкви стамбульских кварталов
Гедикпаша и Бейоглы9.
Что касается армянских евангелических церквей Египта и Ирака, то в
Александрии действует одна (Армянсакя евангелическая церковь
Александрии), а в Багдаде – две организационные структуры (Армянская
евангелическая церковь Багдада и Багдадский армянский евангелический
радиочас). Таким образом, армянские евангелические общины Турции, Египта
и Ирака по своему организационному подкритерию оцениваются как общины с
малым потенциалом.
2. Разнообразие. Руководствуясь этим подкритерием, общинами с
большим потенциалом считаются те, которые имеют более двух видов
организационных структур. Общины, имеющие два вида организационных
структур, считаются общинами со средним, а всего один вид
организационных структур – с малым потенциалом.
Соответственно, армянские евангелические общины Ливана, Сирии и
Ирана, имея 4-5 видов организационных структур – руководящие, церковные,
образовательные, социальные и информационные10,
считаются общинами с большим потенциалом. Примечательно, что армянская
евангелическая община Ирана, хоть и в плане количества организационных
структур существенно уступает общинам Ливана и Сирии, по своему видовому
разнообразию приравнивается к ним.
Армянская евангелическая община Ирака, имея два вида организационных
структур – церковную (Армянская евангелическая церковь в Багдаде) и
информационную (Багдадский армянский евангелический духовный радиочас),
по этому подкритерию считается общиной со средним потенциалом.
А армянские евангелические общины Турции и Египта, в которых
действуют только структуры одного вида (церковные), оцениваются как
общины с малым потенциалом.
3. Рассеянность. Рассматривая вопрос на основе этого
подкритерия, общинами с большим потенциалом считаются те,
организационные структуры которых рассеяны в двух и более населенных
пунктах данной страны. Общины, организационные структуры которых
рассеяны в двух населенных пунктах, считаются общинами со средним, а
сосредоточенные в одном населенном пункте – общинами с малым
потенциалом.
В аспекте этого подкритерия, большой потенциал имеют армянские
евангелические общины Ливана и Сирии, географическая рассеянность в
которых в основном совпадает с географической рассеянностью общин. В
Ливане армянские евангелические организационные структуры рассеяны в
Бейруте, Бурдж Гамуде, Эшрефие, Айнчаре и пр., а в Сирии – в Алеппо,
Кесабе, столице Дамаске, Хомсе11.
В армянских евангелических общинах других стран – Турции, Ирана, Ирака и
Египта – организационные структуры сосредоточены в одном городе –
Стамбуле, Тегеране, Багдаде и Александрии.
4. Значимость деятельности. По этому подкритерию общинами с
большим потенциалом считаются те, которые имеют организационные
структуры, деятельность которых не ограничивается местным (общинным), а
имеет региональное и даже общенациональное значение. Если деятельность
организационных структур ограничивается рамками данной общины, то она
рассматриваятся как община с малым потенциалом. Общин со средним
потенциалом при классификации по этому подкритерию нет.
Классифицируя общины по этому подкритерию, мы видим, что только
армянская евангелическая община Ливана соответствует критериям общины с
большим потенциалом. В Бейруте находится офис Союза армянских
евангелических церквей Ближнего Востока. Исходя из этого обстоятельства,
можно сказать, что столица Ливана является центром армянского
евангеличества Ближнего Востока.
В Бейруте действует также единственный вуз Диаспоры – университет
Айказян. Несмотря на то, что университет является евангелической
структурой, независимо от конфессиональной принадлежности туда приходит
учиться армянская молодежь не только из Ливана, но и из около 20 стран.
Более того, университет, помимо общенационального значения, имеет статус
международного образовательного учреждения, поскольку сюда приезжает
учиться также молодежь других национальностей, составляющая около
половины студенчества вуза. А издаваемый университетом арменоведческий
журнал «Айказян» – одно из самых авторитетных арменоведческих изданий.
Структурами регионального значения являются также находящиеся в
Бейруте Христианский союз армянских евангелических церквей Сирии и
Ливана и богословская семинария Ближнего Востока.
Деятельность организационных структур армянских евангелических общин
других стран – Сирии, Турции, Ирана и Египта – имеет местное (общинное)
значение.
Выводы
Обобщая анализ армянских евангелических общин Ближнего Востока по
отдельным подкритериям, можно выстроить их рейтинг в соответствии с
потенциалом. На основе шести подкритериев общины были классифицированы
как общины с большим, средним и малым потенциалом. Соответственно,
общинам с большим потенциалом можно дать 3, со средним – 2 и с малым – 1
балл. По этой логике, общий балл потенциала армянских евангелических
общин отдельных стран колеблется в пределах 6-18 (18 баллов показывает
максимальный потенциал, по всем подкритериям имеющие большой потенциал
общины, 6х3, а 6 баллов – минимальный потенциал, по всем шести
подкритериям общины с малым потенциалом, 6х1).
Соответственно, общины с 6-9 баллами считаются общинами с малым, с
10-15 баллами – со средним и с 16-18 баллами – общинами с большим
потенциалом.
Как показывает рейтинг, общинами с большим потенциалом считаются
армянские евангелические общины Ливана и Сирии с 18 и 16 баллами
соответственно. Армянские евангелические общины Ирана и Турции с 12 и 10
баллами соответственно считаются общинами со средним, а армянские
евангелические общины Ирака и Египта с 8 и 6 баллами соответственно –
общинами с малым потенциалом (Таблица 1).
Таблица 1. Классификация и рейтинги армянских евангелических общин Ближнего Востока (согласно их потенциалу)
1
Хотя Союз Армянских евангелических церквей Ближнего Востока охватывает
также армянские евангелические общины Греции и Австралии (см. http://www.uaecne.org/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=3&Itemid=6),
в данном исследовании мы руководствовались чисто географическим
принципом и рассмотрели только армянские евангелические общины стран
ближневосточного региона.
2
Следует отметить, что понятия «большой», «средний» и «малый» потенциал
относительны и применимы только к армянским евангелическим общинам
Ближнего Востока.
3
Հայ սփյուռք հանրագիտարան, Երևան, Հայկական հանրագիտարան
հրատարակչություն, 2003, с. 185 (Энциклопедия Армения – диаспора –
Ереван: Издательство армянской энциклопедии, 2003, с. 185, на арм. яз).
Tessa Hofmann, Armenians in Turkey Today: A Critical Assessment of the
Situation of the Armenian Minority in the Turkish Republic, Bruxelles,
2002, p. 9.
4 Акопян А., О чем молчит Адана, Ноев Ковчег, № 01, январь, 2010.
5
Մանուկյան Մ., Իրանահայ գաղթօջախի առօրյան, Երևան, 2000, с. 40 (Манукян
М., Будни армянской общины Ирана – Ереван, 2000, с. 40, на арм. яз.).
6
Более подробно см. Հովյան Վ., Իրանի հայ բողոքական համայնքը, Глобус:
Национальная безопасность, 2010, # 5, с. 33 (Овян В., Армянская
протестантская община Ирана. Глобус: Национальная безопасность, 2010, #
5, с. 33, на арм. яз.).
7 См. AMAA Directory 2012: Armenian Evangelical Churches, Institutions, Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide http://www.amaa.org/Directory for website.pdf.
8 Там же.
9 Там же.
10 Там же.
11 Там же. Ваграм Овян
Эксперт Арменоведческого центра НОФ «Нораванк» http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6686
|