Четвертого февраля в Брюсселе проходит энергетический саммит Евросоюза для
выработки единой позиции всех стран сообщества в данной области.
Разумеется, будет идти и обсуждение перспектив различных вариантов
поставок газа. В том числе, надо полагать, предстоит обсуждение прокладки
газопровода Nabucco.
Политика доминирует
ЕС считает Nabucco важным элементом обеспечения своей
энергетической безопасности, а если называть вещи своими именами -
снижения зависимости от России. Сомнительно, что такую цель можно
назвать коммерческой. Так что политика тут изначально доминирует.
Впрочем, это не новость. Но все же казалось, что
политика включается только на выходе из трубы, то есть со стороны
спроса. Однако, к удивлению Евросоюза, политика обнаружилась и на другом
конце, со стороны предложения. Случилось то, что на самом деле
неизбежно должно было произойти. Баку устами некоторых своих политиков
прямо связал перспективы строительства Nabucco с решением вопроса
Нагорного Карабаха.
Азербайджан четко показал, что газ для него не просто
товар, а инструмент решения политических вопросов. Дело в том, что если
бы Баку подходил к теме продажи газа только с коммерческой точки зрения,
то у Европы вообще было бы мало шансов получить "голубое топливо".
Откуда газ брать будем?
Для реализации проекта Nabucco надо будет получить конкурентоспособную
цену на газ на границе Азербайджана. Но выдержать конкуренцию с Россией
здесь сложно. Азербайджан уже имеет соглашение о продаже газа с РФ. Еще в
2010 году "Газпром" и Государственная нефтяная компания Азербайджанской
Республики (ГНКАР) подписали дополнение к действующему контракту
купли-продажи азербайджанского природного газа, согласно которому с 2011
года объемы закупок возрастут до 2 млрд куб.м в год. "Газпром" много раз
говорил о том, что готов купить весь свободный газ у Азербайджана.
Контракт такую возможность предусматривает — но, с другой стороны,
жесткого обязательства продавать газ России Азербайджан на себя брать не
стал. Понятно почему — чтобы иметь пространство для торга.
В конце января прошла встреча председателя правления ОАО "Газпром" Алексея
Миллера и президента ГНКАР Ровнага Абдуллаева, где достигнута
договоренность о том, что закупка азербайджанского газа будет вестись на
основе формулы цены, привязанной к нефтяной корзине. По сути, Москва еще
раз предложила купить любой объем газа по комфортной для Азербайджана
цене. Сегодня это более 200 долл. за тысячу кубометров на границе
Азербайджана и России. И это достаточно высокий уровень.
Если взять цену, которую сегодня платит Россия за азербайджанский газ, и
добавить планируемую цену транспортировки газа по Nabucco до европейских
покупателей, то выяснится, что консорциуму придется продавать газ в Европе
дороже 320 долл. за тыс. кубометров. Это соответствует ценам по
долгосрочным контрактам "Газпрома", которые, собственно, и не устраивают
покупателей. "Газпром" же формально не собирается закупать азербайджанский
газ для закачки в "Южный поток", который в ЕС рассматривают как конкурента
Nabucco. В него может быть направлен российский газ, себестоимость
доставки которого до входа в трубу составит 50-60 долл. за тыс.
кубометров. При таком подходе ЕС не сможет сделать Азербайджану
коммерчески выгодное предложение — разве что дать ему возможность прямых
продаж на европейском рынке. Но это вряд ли устроит европейские
энергетические компании. Остается одна возможность — обменять газ на
политику. Баку цену уже назвал.
Не газ, так нефть
Азербайджан понимает, что углеводороды — хороший инструмент решения
проблемы Карабаха. Пока растущая добыча как раз открывает окно для таких
возможностей. Но окно это будет открыто не вечно. По прогнозу экспертов,
уже после 2011 года может начаться снижение производства нефти на
крупнейшем блоке месторождения Азери-Чираг-Гюнешли. Есть даже прогнозы,
что после 2020 года Азербайджан может стать импортером нефти. А ведь
сейчас нефть и нефтепродукты — это более 90% экспорта из Азербайджана. В
этой связи Азербайджан рассчитывает на роль транзитера казахской нефти по
известному нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Однако после решения о
расширении мощности Каспийского трубопровода, соединяющего Казахстан с
российским портом Новороссийск, с 34 млн тонн до 76 млн, казахская нефть
получает альтернативный маршрут доставки до потребителей.
Основные надежды Баку в газовой сфере связаны с месторождением Шах-Дениз.
Проектный максимум первой фазы проекта изначально был определен в 8,6 млрд
м3 в год. Основные экспортные ожидания относятся ко второй фазе, срок
запуска которой пока не определен. Изначально говорилось о 2016 годе, но,
возможно, эта дата будет отодвинута. Максимальный объем добычи планируется
на уровне 16-20 млрд м. куб, но уже через 6-8 лет месторождение выйдет на
пик добычи. Теоретически, у Азербайджана есть 10-15 лет, пока уровень
добычи будет высоким.
Следовательно, политический торг лучше завершить в процессе подписания
контрактов на поставки. Поэтому Баку уже в 2011 году намерен
интенсифицировать переговоры с потенциальными покупателями газа второй
очереди Шах-Дениза. Вопрос в том, как же быть с политическими уступками,
особенно если принять во внимание — добровольно Армения Нагорный Карабах
отдавать не собирается.
И снова транскаспий
Впрочем, это не единственная пороховая бочка в данном регионе. Другая во
многом заложена самим Nabucco и проектом Южного газового коридора. Речь
идет о Туркмении и проекте Транскаспийского газопровода. Дело в том, что
реального экспортного потенциала второй фазы Шах-Дениза явно мало для
Nabucco. Поэтому газ из Туркмении просто необходим.
Однако правовой статус Каспия еще не определен, что дает России все
основания оспорить правомочность строительства транскаспийской трубы.
Россия настаивает, что в отношении трубопроводов на Каспии должен
действовать принцип общего согласия прикаспийских стран, которых всего
пять. Однако ЕС и США предлагают другой принцип — чтобы о газовой трубе
договорились Баку и Ашхабад вдвоем. Об этом прямо говорил Баррозу во время
своего последнего визита в Азербайджан и Туркмению. Спецпредставитель США
по вопросам энергетики Евразии Ричард Морнингстар также заявил в одном из
своих недавних интервью, что США всегда придерживались той точки зрения,
что только Азербайджан и Туркмения должны решать судьбу проекта.
Однако ЕС и США, подталкивая Туркмению к строительству, полноценных
политических гарантий дать не могут — видимо, понимая шаткость юридических
аргументов и предсказывая жесткую реакцию Москвы. Ее, к слову, в этом
вопросе явно поддержит Китай, которому совершенно не нужен канал
"утекания" газа из Туркмении в ЕС, что неизбежно повысит амбиции и ценовые
претензии Ашхабада.
Таким образом, вроде бы коммерческий проект порождает нешуточные
политические страсти. Остается все же надежда, что его авторы не дадут
вылиться им в нечто более серьезное.
Константин СИМОНОВ, генеральный директор Фонда национальной
энергетической
безопасности — для РИА Новости.
|