Западу, Северу и Востоку были предоставлены достаточные возможности
убедиться, что в Южном Кавказе есть только два государства, способные по
определению быть стратегическими партнерами – Республика Армения и
Нагорно-Карабахская Республика. Это понимание давно пришло к различным
партнерам Армении, стратегическим и вовсе не стратегическим. Но это
оказалось очень сложным и совершенно непотребным для рассуждений в среде
армянского политического класса, который занят бессмысленными
интригами, с привлечением внешних сторон. Армянский политический класс
так и не сумел в должной мере реализовать многовекторное содержание
национальной политики, хотя для этого имелись многие ресурсы и
возможности. Армянским политикам всегда казалось, что проводить политику
в условиях наличия карабахской проблемы можно только при
однонаправленных и приоритетных отношениях с Россией. Они так и не
поняли, что и США и ведущие государства Европы, конечно, в различной
мере, заинтересованы в карабахской проблеме, и различные заявления и
декларированные политические намерения Западного сообщества остаются
всего лишь словами, не отражающими подлинных интересов. Эти очень умело
использовала России для представления себя как единственного покровителя
Армении, ее интересов по поводу карабахской проблемы. Политика
России в отношении карабахской проблемы на различных этапах выглядела
весьма адаптивной по стилю и содержанию, хотя и в политической
литературе имеются оценки относительно того, что Россия всегда
демонстрировала постоянство в подходах и принципах решения карабахской
проблемы. Длительное время Россия осуществляла политику выжидания и
предпочитала сохранение статус-кво в данной ситуации, несмотря на то,
что время от времени предпринимала инициативы - как противовес попыткам
США сыграть решающую роль в процессе принятия решений. На протяжении
многих лет, в особенности, в период 1995 – 2003 годов, Россия вполне
ощутимо рассматривала карабахскую проблему не только в целях оказания
давления и влияния на Азербайджан, но и на Армению. Россия достаточно
часто подавала сигналы Азербайджану о возможном изменении ее позиции по
этой проблеме, если некоторые позиции Азербайджана будут пересмотрены.
Данные попытки не принесли существенных изменений в
российско-азербайджанских отношениях, но приводили к значительному
недоверию к политике Москвы со стороны армянского общества и армянского
политического класса. В особенности, недоверие вызывало то, что
Россия игнорировала потребности Армении в вооружениях, и их поставки
были крайне ограниченными и не могли удовлетворить потребности обороны и
безопасности. Одновременно, Россия в той или иной форме допускала
поставки российских вооружений Азербайджану. С развитием
российско-армянских политических отношений данная ситуация изменилась, и
данных претензий Армения не выдвигает, получая от России большую часть
от необходимых вооружений. Россия осуществила значительные инвестиции в
Армении, прежде всего, в сфере энергетики, транспорта и банковского
сектора. Вместе с тем, попытки России обрести новые позиции в регионе,
путем активизации своей роли в урегулировании армяно-турецких и
армяно-азербайджанских отношений в конце 2008 и в 2009 годах, вновь
привели к настороженности Армении политикой и намерениями России. Армянское
руководство пыталось в течение этого периода выяснить этот вопрос в
Москве и не было вполне удовлетворено разъяснениями. Тем не менее,
рассматриваемый период привнес в российско-армянские отношения новые
позитивные инициативы, прежде всего, в части дальнейшего развития
структуры ОДКБ, отношений в сфере обороны, предоставления Россией
кредита в 500 млн. долл., а также, намерения о сооружении в Армении
атомной электростанции. Вместе с тем, Россия стала испытывать неудобства
по поводу карабахской темы, так, как она перестала быть эффективным
инструментарием региональной политики и все больше, становиться
инструментарием американской политики, но вовсе не политики России или
Европейского Союза. Россия, видимо, и далее будет пытаться
предпринимать попытки заинтересовать Азербайджан и Армению в
определенном решении карабахской проблемы. В отношении карабахской темы
позиция Армении не менее проблематична, нежели позиция Азербайджана, но
на данном этапе перед Россией стоит проблема установить «новые», более
доверительные отношения с Азербайджаном, что позволило бы
сконструировать схему решения карабахской темы, вне рамок основного
процесса урегулирования, то есть процесса, который давно формируется
Минской группы ОБСЕ. Осенью 2008 года, когда имела место инициатива по
подписанию Майндорфского соглашения, США дали понять, что они не
приемлют неких «альтернативных» решений, которые не будут признаны ими
как легитимные. Это, конечно же, сыграло определенную роль в «провале»
данной «майндорфской инициативы», но в начале 2010 года Россия
попыталась вернуться к данному формату решений. В Москве очень
хорошо понимают, что процесс урегулирования, базирующийся на принятых
всеми заинтересованными сторонами Мадридских принципах, практически
провален и, в определенном смысле, исчерпан. Поэтому, мировые центры
силы рано или поздно предложат новый формат и новые принципы решения
карабахской проблемы. Россия не собирается ожидать возникновения новых
инициатив и пытается выдвинуть свои предложения, рассчитывая на то, что
ее отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном более важны и более
содержательны, чем отношения этих государств с США, и Западным
сообществом, в целом. Несомненно, что карабахская проблема
приведет к многим сложностям в российско-армянских отношениях в будущем,
если Россия предложит некие неприемлемые территориальные уступки, но
пока речь идет о формировании «новых» отношений с Азербайджаном, которые
все еще далеки от стадии достаточного понимания перспективы. В
настоящее время Азербайджану предстоит столкнуться со значительными
проблемами в отношениях с США и ЕвроСоюзом, а также с Турцией, и в Баку
растет понимание того, что в период 2008 – 2009 гг. он утратил реальные
шансы в приобретении преимуществ в процессе урегулирования карабахского
вопроса. Поэтому в Баку более внимательны к предложениям России,
которые, возможно станут безальтернативными в решении этой проблемы. Наибольшим
образом в Армении и в Нагорно-Карабахской республике обеспокоены
какими-либо предложениями или намерениями по участию иностранных
миротворцев в зоне карабахского конфликта. При этом, нет никаких
сомнений, что миротворцы, в конечном счете станут играть по правилам,
выгодным Азербайджану, и это невозможно преодолеть никакими регламентами
и соглашениями. Вызывает обеспокоенность возможность участия
миротворцев любых из предполагаемых государств, но вполне понятно:
насколько ни были бы активны в этом вопросе государства-члены НАТО, рано
или поздно доминирующее место в контингенте миротворцев займет Россия. Но
российские войска оставили о себе печальную память в Нагорном Карабахе,
так как, безусловно, проводили политику подавления прав и воли
армянского населения, участвовали в репрессиях и дважды – в 1991 и 1992
годах (то есть, советские и российские войска) - участвовали в
масштабных карательных экспедициях, которые привели к физическому
уничтожению более 40 армянских населенных пунктов, к гибели более 1000
армян, к осуществлению, совместно с азербайджанскими войсками - в апреле
– мае 1991 года и в июне – июле 1992 года - операций «Железное кольцо» и
«Горы», когда осуществлялись геноцидные действия и депортации армян из
ряда районов Нагорного Карабаха. Как бы ни изменились политические и
иные условия в регионе, данные события не могут быть игнорированы и не
приняты в ряд факторов при рассмотрении участия российских и иных
миротворцев в зоне карабахского конфликта. Следует принять во
внимание, что Азербайджан, который находится в отношениях тесного
сотрудничества в сфере безопасности с США и Турцией, может гипотетически
согласиться с вводом в зону карабахского конфликта российских
миротворческих войск только при условии безусловного решения проблему на
условиях, которые выдвигаются им. Армения может согласиться на
присутствие миротворцев только в условиях существенного упадка ее
обороноспособности, усиления до уровня полной коммуникационной и
функциональной блокады, изоляции, которая отчасти имеет место в регионе.
Тем не менее, при многих различных условиях процесса урегулирования в
будущем, наиболее опасным в части осуществления армяно-российских
отношений станет стремление России ввести в зону конфликта
миротворческие войска. В настоящее время сложилась более чем
благоприятная для России ситуация в рассмотрении карабахской проблемы,
что связанно с политикой США в регионах Южного Кавказа, Центральной Азии
и Турции. США стали инициаторами и главными проектировщиками политики
Запада в отношении Турции, которая демонстрирует весьма враждебное
отношение к западным центрам силы, все более занимает позицию
откровенного противника, что, так или иначе, приведет либо к формальному
пребыванию Турции в НАТО, либо к выходу из альянса. В аналитических
кругах США, Франции, Германии и даже Великобритании возникают идеи
консолидации с Россией, по поводу того или иного сценария усиления угроз
со стороны Турции, в особенности в части ее региональной политики.
Конечно, Запад располагает многими и ресурсами для сдерживания экспансии
и радикальных политических шагов Турции, и предстоит пройти еще немало
этапов на пути выяснения новых претензий с ее стороны и рычагов давления
на нее, но Россия уже стала приниматься в расчет при планировании
согласованных решений США и ЕвроСоюза в отношении Турции. В
данных обстоятельствах США вовсе не заинтересованы в политическом и
оборонном ослаблении какого-либо из государств-соседей Турции или
находящихся в регионах, которые находятся в зоне ее стратегических
интересов. США, при всех демонстрациях своих дружеских намерений и даже
намерений в сфере укрепления обороны и безопасности в отношении Турции,
заняты разнонаправленным и сложным планированием новой геополитической
конструкции, которая направлена на сдерживание Турции. США никак не
заинтересованы в ослаблении Армении, в утрате ею позиций, от которых
зависит ее жизнеспособность и оборона, и не станут педалировать
урегулировании карабахской проблемы. Россия не может испытывать
угроз и рисков по вопросу о доминировании США по урегулированию
карабахской проблемы. Тем более, что Россия, в отличие от США, имеет
возможность заблокировать любое решение и инициативу, при помощи
Армении, которая заинтересована в блокировании большинства возможных
сценариев. Россия заинтересована в продолжении ситуации статус-кво в
карабахской проблеме, что позволит ей, по крайней мере, регулировать
отношения с государствами региона, на основе продолжения процесса
имитации процесса урегулирования, что и имело место до сих пор. В
настоящее время Азербайджан и его ведущий партнер Турция оказались в
довольно сложной международной ситуации. Оба государства находятся в
ситуации, как минимум, неодобрения, а вернее, в некоторой изоляции на
Западном политическом «поле». Конечно, Турция и Азербайджан имеют весьма
различные проблемы с Западом, по содержанию и по масштабам, но их
политика и интересы, в значительной мере, взаимосвязаны, и Запад не
может рассматривать их изолированно друг от друга. Одновременно, и
Турция и Азербайджан, так и не сумели обрести существенные позиции на
Ближнем Востоке и в исламском мире, который хорошо понимает суть их
интересов и причины разногласий с Западом. Так или иначе, Россия в этих
обстоятельствах оказалась на достаточно благоприятных позициях, если
иметь в виду усиление зависимости Турции и Азербайджана от России, от
тех геоэкономических проектов, которые она предлагает. Таким
образом, России незачем идти на чрезмерные уступки, ради установления
более тесных отношений с этими государствами. Россия располагает многими
рычагами влияния на Турцию и Азербайджан и без уступок в региональных
проблемах. Поэтому какие-либо уступки России, касающиеся интересов
Армении, совершенно не обоснованы. Опасность ослабления Армении стали
понимать даже американцы, и для России это совершенно неприемлемо по
соображениям долгосрочной политики. ИГОРЬ МУРАДЯН ИРАТЕС ДЕ-ФАКТО
|