Это письмо не было опубликовано в дагестанской
прессе. Не взял этот материал и еженедельник "Настоящее время", который
еще недавно считался лезгинским изданием, финансируемым Имамом
Яралиевым.... ЛезгиЯр публикует материал эксклюзивно для наших читателей в том оригинальном содержании, в котором мы получили.
Лезгины, один из крупных народов Восточного
Кавказа, еще в 1У веке до нашей эры имели свою государственность –
Алупан, вошедший в историю мира как Кавказская Албания. Она, позже
Алпанистан, занимала территорию от реки Аракс до Дербентского прохода,
от Армении и Грузии до Каспийского моря.
В энциклопедии
«Всемирная история» (Москва, 2003) указано, что Кавказская Албания –
древнее государство в Восточном Закавказье (1У-111 вв. до н.э.). Столицы
– Кабала, Партав (Барда). Объединяла племена албанов, утиев, каспиев и
др. В 111-1У вв. находилась под властью Ирана, в У111 в. завоевана
арабами, в 1Х в. распалась на княжества, с Х в. большая часть земли
оказалась в составе Ширвана и других государств (с.20).
Народы Алпанистана, с Х111 в. Лезгистана, долгие годы с оружием в руках защищали свою свободу, землю и государственность.
В
истории известны крупные восстания лезгин против персидских,
арабских, тюркских, монгольских и других захватчиков, в результате
которых они восстанавливали свою государственность, создавали
независимые ханства, княжества и свободные сельские союзы, жили с сохой
в одной руке, оружием – в другой. В ХУ111 в. мужественные сыны
народа, мудрые политики и полководцы, два раза восстановили
лезгинскую государственность: первый раз - в 1721-1728 годах –
Хаджи-Давуд Мюшкюрский и второй раз - в 1756-1789 годах – Фатали-хан
Кубинский. Они оба в исторической литературе получили прозвище
«Лезгинский».
Лезгинские ханства, восстановленные Хаджи-Давудом и
Фатали-ханом, как четко видно на исторических картах, занимали
территорию современного Азербайджана и Южного Дагестана. Оба государства
имели тесные контакты с Российской империей, подвергались бесконечным
разрушительным войнам со стороны южных алчных держав.
И лишь в
ХХ веке, когда в 1917 г. в России победила Октябрьская
социалистическая революция и установилась Советская власть, лезгины в
1920 г. получили все демократические права, но в составе двух
республик: Азербайджанской ССР и Дагестанской АССР.
Лезгины
были довольны новой властью и счастливы: получили долгожданную свободу,
землю, письменность, обучение в школах на родном языке, газеты, радио,
бесплатное образование и лечение, другие блага.
Административная
граница между Азербайджаном и Дагестаном не чувствовалась, поэтому
жители Северного Лезгистана и Южного Лезгистана, две половины единого
народа, тесно общались на родственном, бытовом, культурном,
экономическом и политическом уровнях. В условиях социалистического
общества, которое строилось в СССР, лезгины больше не стремились
создавать свою государственность: они Советскую власть и в
Азербайджане, и в Дагестане восприняли как родную. Ведь в ее победе
активное участие принимали героические сыны и лезгинского народа:
Михаил Лезгинцев, Нажмудин Самурский, Казимагомед Агасиев, Мухтадир
Айдунбеков, Абид Эмирасланов и многие другие.
Новая волна борьбы
лезгин за свои права, за автономию и суверенную республику началась в
30-х годах прошлого столетия в Азербайджане.
Здесь на
государственном уровне начали притеснять лезгин, лишить их социальных и
политичсеских прав: лидеров народа (А.Эмирасланова, М.Абдуллаева и др.)
арестовали и уничтожили в тюрьмах, многих образованных лезгин лишили
своих постов в советско-партийных органах, в школах отменили изучение
родного (лезгинского) языка и заменили его азербайджанским, на обучение
лезгин в старших классах и институтах ввели специальный налог,
получивший название «лезги пул», изменяли даже национальность: в
паспортах заставляли вместо «лезгин» писать «азербайджанец».
Насилие
всегда вызывает сопротивление. Так получилось и в Азербайджане. Поэт
Нуреддин Шарифов написал сатирическое стихотворение «Конференция», в
котором осмеял предателей народа - делегатов Кусарской конференции
1936 г., голосовавших на отмену родного языка в школах. В Баку и Москву,
в центральные партийные и советские органы Азербайджана и СССР,
полетели десятки писем, жалоб и обращений о произволе властей Аз.ССР с
требованием справедливости и законности, создания лезгинского округа
или области. И лишь через тридцать лет под натиском молодых
поэтов-патриотов З.Ризванова, И.Шарифова, Б.Салимова и др. власти
пошли на некоторые уступки: отменили налог «лезги пул», в школы вернули
родной язык, начали издавать произведения лезгинских писателей и др.
Одно
из писем-обращений лезгин в Москву сохранилось в Центральном
Государственном архиве Октябрьской революции и социалистического
строительства СССР (фонд 3316, оп. № 29, ед. хр. № 576). Оно оформлено
в Дело № ОН-526/3 1936 г. Носит название «Письмо об образовании округа
или области из лезгин Азербайджана и Дагестана, расположенных по
побережьям реки Самур». Начато 21 сентября 1936 г. На 4-х листах. На
обложке дела сверху написано: ЦИК Союза ССР. Совет национальностей.
Снизу: Хранить постоянно. В деле находится письмо жителей с. Ялама
Хачмазского района Аз.ССР Агаева, Заидова и Рагимова от 14 сентября
1936 г. Письмо отпечатано на машинке, озаглавлено «Наше дополнение к
проекту новой Конституции». Первый экземпляр письма адресован
Конституционной комиссии при ЦИКе СССР, копия – редакции газеты
«Правда». Вот какое дополнение к проекту новой Конституции СССР
предлагают яламинцы: «В южном Дагестане 7 районов являются чисто
лезгинскими с большим количеством населения. (Лезгины в Дагестане по
количеству населения занимают второе место после аварцев). Кроме
дагестанских лезгин, имеются и азербайджанские лезгины, они расположены
по берегу реки Самур и находятся поблизости к лезгинским районам
Дагестана.
Дагестанские лезгины имеют созданную после Октября
свою культуру, письменность и литературу, которые развиваются с каждым
днем. Но азербайджанские лезгины почти лишены возможности
прогрессивного развития своей культуры, до сих пор они не имеют своей
письменности. Делопроизводство в районе, сельсоветах и колхозах ведется
на русском и тюркском языках, что является искажением национальной
политики партии. Исходя из этого, мы считаем, что для обеспечения
более широкого развития своей культуры и экономики лезгин нужно
объединить в один округ или область. Такое мнение выражает все
лезгинское население и Дагестана, и Азербайджана.
Просим это дополнение включить в новую Конституцию». Обращение
яламинцев с просьбой создать округ или область из лезгин Азербайджана и
Дагестана в Москве восприняли как нормальное волеизъявление народа.
Свой экземпляр письма лезгин редакция газеты «Правда» отправила в ЦИК
СССР с целью принятия мер. В ЦИКе СССР 5 ноября 1937 г. составили
письмо, адресованное в ЦИК Аз.ССР и ЦИК ДАССР, за подписью секретаря
Совет национальностей ВЦИК СССР А.Хацкевича: «Направляем Вам копию
корреспонденции в редакцию газеты «Правда» по вопросу о дополнений
проекта новой Конституции. Просим Вас сообщить в ЦИК СССР свое мнение
по существу затронутого в корреспонденции вопроса о выделении лезгинов
Азербайджана и Дагестана в отдельный округ или область».
На
этом письме имеется чья-то резолюция от 15 января 1937 г.: «Отложить до
оконч. переп. нас.» (окончания переписи населения). О дальнейшей
судьбе письма яламинцев ничего не известно.
В этот период
из Дагестана в Москву поступило еще одно письмо, в котором было
предложение образовать в Юждаге отдельный лезгинский округ. Об этом
обращении не трудно узнавать из письма высокопоставленного работника
ЦИК СССР по фамилии Богданов от 22 сентября 1936 г. на имя
А.Хацкевича: «Уважаемый Александр Исаакович! Посылаю Вам копию только
еще полученного письма о выделении лезгинов в Дагестане в отдельный
округ. Предполагаю, что, будучи в Дагестане, Вы пожелаете быть в
курсе этого дела». (Копия письма Богданова находится в рассматриваемом
деле). В 30-е годы представители лезгинского народа вполне
осознанно, в рамках закона и деликатно обращались в центральные органы
СССР с предложениями: 1) объединить лезгин Азербайджана и Дагестана в
один округ или область; 2) выделить лезгин Дагестана в отдельный округ. Оба
эти предложения явились первыми прообразами предполагаемой лезгинской
автономии. Они имеют право на жизнь и сегодня, и завтра, т.к. выражают
волеизъявление разделенного на две части народа объединиться и иметь
свою суверенную республику. Как гласит истина, история должна быть
училищем морали и политики».
|