Из года в год можно наблюдать удивительную картину. В стране, где
большинство населения живёт на грани бедности, одна за другой, будто
пытаясь затмить друг друга размерами, как на дрожжах, строятся новые
церкви. Попробуем посмотреть на этот феномен с двух точек зрения.
Первая – это интересы армянского народа и армянской
государственности. Способствуют ли эти новостройки объединению
армянского народа? На мой взгляд, ответ отрицательный. С одной стороны
христианская религия объединяет лишь часть армян и надеяться, что она
может объединить всех армян не приходиться, с другой стороны эти
новостройки не возводятся "всем миром”, то есть люди не имеют к
строительству никакого отношения и, следовательно, процесс строительства
не может духовно объединить хотя бы часть армян. Самоидентификация
человека как армянина, восприятие Армении как родины, ощущение общности
исторического прошлого и будущего, осознание армянской государственности
и национальных интересов как наивысших ценностей в жизни армянина –
вот, что лежит и должно лежать в фундаменте объединения армянского
народа.
Оздоровляют ли эти новостройки мораль общества? Опять-таки, ответ,
отрицательный. Мораль не зависит от религии. Мораль существовала до
появления мировых религий, и будет существовать после их исчезновения.
Мораль не зависит от религии, так как она своими корнями уходит в
инстинктивное поведение. Мораль не является исключительной прерогативой
человека, она характерна и для животных. Например, у шимпанзе есть
понятие о справедливости, а среди врановых распространено явление, когда
самые сильные особи защищают самых слабых от агрессии особей
промежуточного звена, действуя, будто по рыцарскому принципу «место
рыцаря рядом со слабым» [1, 2]. У львов вожак прайда после удачной
охоты, может отогнать львиц от добычи, в первую очередь, давая
возможность, есть мясо львятам, и это будет продолжаться до тех пор,
пока львята не вырастут. Не правда ли описанное поведение характерно и
для нас – людей? И у нас есть понятие о справедливости, и мы защищаем
слабых, и мы, так же как и львы, прежде всего, кормим своих детей.
Этологи считают, что в приведённых примерах истинной причиной
морального с точки зрения человека поведения животных являются
инстинкты, направленные в первом случае на справедливое распределение
ресурсов в стаде, во втором на понижение наиболее сильными особями
социального статуса своих непосредственных конкурентов и в третьем
случае на повышение шансов выживания подрастающего поколения. Мораль
человеческого общества так же своими корнями уходит в инстинктивное
поведение. Истинная причина различных религиозных заповедей заключается в
требовании организации и укрепления структуры общества. Так, например,
истинная цель заповеди «не укради» заключается не в стремлении
облагородить, возвысить и приблизить человека к Творцу, а в
инстинктивном стремлении укрепить структуру своего общества перед лицом
врага. Ведь если воруют изнутри общества, то это ослабляет общество
перед лицом врага и тогда враг может легче справиться с ним, а если вред
наноситься с наружи, то это только объединяет членов общества против
общего врага.
То же самое можно сказать и об остальных заповедях Ветхого Завета.
Точно так же истинной движущей силой христианской идеологии было
инстинктивное стремление, толкающее Христа и его последователей, к
созданию и укреплению нового общества, с альтернативным к существующему
мировоззрением. Человеческие поступки, которые могут быть оценены как
высокоморальные и альтруистические, точно так же как и у животных, в
своей основе имеют инстинктивное поведение. Поступок является
высокоморальным и имеет ценность для общества не тогда, когда
совершается перед страхом Божьей кары или в силу соблюдения требований
заповедей Ветхого Завета, учения Иисуса Христа или в соответствии с
мировоззренческими доктринами различных религий, а тогда когда он
является плодом осознания человеком своего инстинктивного
альтруистического поведения, толкающего человека к его совершению и
направленного на благо общества.
Укрепляют ли эти новостройки армянскую государственность? И в этом
случае ответ однозначно отрицательный. Они не повышают ни боевой дух
армянского народа, ни его боеспособность. Скорее наоборот. Десятки, если
не сотни миллионов долларов ежегодно тратятся на строительство этих
каменных идолов; бессмысленных и никчёмных. Вместо того чтоб с точки
зрения защиты национальных и государственных интересов эти суммы
направлялись бы на развитие фундаментальной науки и инженерии, которые
являются основой экономического и военно-технического прогресса страны,
десятки миллионов долларов уходят в "чёрные дыры”. ИА REGNUM не так
давно закончило публикацию цикла статей и фоторепортажей под названием
«Покинутая Армения» [3], посвящённого нашему историческому
архитектурному наследию, ныне пребывающему в плачевном состоянии. Это
часовни, церкви, монастырские комплексы и крепости, в основном
построенные с V по XIV века, хотя среди них есть и дохристианские
памятники архитектуры. Логика написания коротких статей требует, чтоб я
привёл бы здесь только количество полуразрушенных и покинутых, другим
словом это и не назовёшь, святынь нашего народа. Святынь потому, что в
них до сих пор "жив” дух наших праотцов и праматерей, в отличие от
бетонных и мёртвых идолов, возводимых ныне. Но впечатление от увиденных
фоторепортажей и прочитанных статей было столь сильно, что я считаю
своим долгом привести здесь весь список целиком.
Это: Одзунский монастырь VI века, церковь Святой Аракелоц XI века,
церковь Святого Карапета XVI века, монастырский комплекс Воротнаванк XI
века, Лори-Берд XI века, монастырь Ахпат X века, монастырский комплекс
Санаин X века, в Аруче руины древнейшего укрепления, однонефная
маленькая базилика V века и монастырский комплекс Аруч, Талинский
кафедральный собор VII века, монастырский комплекс Хоракерт XII века,
монастырский комплекс Шхмуради XII-XIII века, монастырь Карасниц Манканц
XIII века, монастырь Срвех XIII века, монастырский комплекс Нор
Варагаванк XII века, базилика V века, маленькая однонефная сводчатая
церковь VI века, крестово-купольная церковь VI века в Пемзашене,
монастырь Бардзракаш Сурб Григор X-XIII веков, монастырь Аракелоц XIII-
XIV века, монастырь Хучап XIII века, церковь Артавазик VII века,
Аванский кафедральный собор VI века, Монастырь Каптаванк, освящённый в
1151 году, монастырь св. Саркиса в Уши, строительство которого было
начато в 1203 г, Великая Татевская пустынь XVII века, Киранцский
монастырь XIII века, Монастырь Гндеванк, стройка начата в X веке,
церковь Спитакавор в Аштараке ХIII-XIV века, церковь Циранавор в
Аштараке V-VI века, крепость Амберд, строительств начато в VII веке,
церковь Святой Богородицы XI-XIII веков в Агавнаванке, монастырь Кобайр,
строительство начато в 1171 году, монастырь Ованаванк, строительство
начато в IV веке, Гергерский комплекс упоминается с VIII века н.э.,
мегалитическое сооружение Караундж, крепость и монастырский комплекс
Ахтала X века, монастырский комплекс Авуц Тар X века, церковь Святого
Степаноса и Гладзорский университет, основанный в 1282 году, Амагу
Нораванкский монастырский комплекс XIII века, церковь Святого Карапета в
Ехегисе XIII века, Какаваберд IX века, Ереруйкская базилика V века,
церковь Святого Степаноса или «Зорац Тачар» в Ехегисе XIII века, церковь
Святой Богородицы в Ехегисе 1708 года, Ехегисская церковь Святого
Катогике, комплекс Цахац Кар X века, церковь Святой Богородицы в Арени
XIII века, монастырский комплекс Макараванк X-XIII века, Смбатаберд,
строительство которого закончено в V веке.
Я подозреваю, что это далеко не полный список. В него не включено
наше известное и забытое историческое наследие Арцаха, так как некоторые
памятники архитектуры затеряны в лесах и горах и дороги к ним заросли
или прекратили существование. Я пытаюсь представить себе какой бы был
для нашего народа психологический эффект если бы вместо строительства
новых церквей были бы предприняты попытки к спасению нашего гибнущего
архитектурного исторического наследия. И прихожу к выводу, что он был бы
положительный. Такие восстановительные работы действительно сплотили бы
наш народ, в особенности, если бы широко освещались СМИ и телевидением.
Предпринятые меры по спасению нашего исторического наследия придали бы
нам мощную духовную силу, так как провели бы от наших предков ко всем
ныне живущим армянам, вне зависимости от мировоззрения и религиозных
различий, невидимые и нематериальные, но очень крепкие духовные нити. Мы
словно бы вылечили бы их раны, и это дало бы нам самим силы для
построения нашей государственности.
Вторая точка зрения, с которой нам необходимо рассмотреть феномен
строительства новых церквей, это точка зрения самих строителей. Для чего
это им нужно? Понятно, что, не находясь в их лагере, у меня нет, и не
может быть неопровержимых, исчерпывающих доводов в пользу той или иной
точки зрения относительно этого вопроса. Я могу лишь, опираясь на
логику, предполагать. Думаю, что, это может быть связано с финансами. Не
исключено, что в процессе строительства теми или иными способами
зарабатываются деньги. Так же не исключаю и психологические причины.
Уровень просвещённости и образованности армянского народа в целом низок
и, не исключено, что таким способом строители новых церквей рассчитывают
приобрести психологические и политические дивиденды. Возможно, что
большинству общества милее строительство новых церквей, чем
строительство нового, оборудованного по последнему слову науки и
техники, научно-исследовательского центра, который, к слову сказать, был
бы действительно полезен для укрепления армянской государственности.
Совершенно очевидно, что строительство новых церквей не просто ничего не
даёт обществу, но и напрямую наносит вред делу становления армянской
государственности и идёт в разрез с национальными интересами армян.
Мы, как нация, обязаны осознать никчёмность и вредность этих
новостроек. Мы обязаны сказать этой раковой опухоли на теле нашего
народа своё нет, так как не допустимо, чтобы в стране, в которой
большинство людей живёт на грани бедности, в стране, которая ещё не
состоялась как независимое государство, в стране окружённой врагами, в
стране, где все силы и средства должны быть направлены на укрепление и
развитие государственной независимости и обороноспособности, тратить
десятки и сотни миллионов долларов на бессмысленные и никчёмные, а
зачастую и уродливые архитектурные конструкции. Когда я смотрю на эти
новостройки, образно говоря, сердце кровью обливается. Ведь на средства,
потраченные на постройку одной такой церкви, можно было бы построить
здание для одного научно-исследовательского молекулярно-биологического
центра коллективного пользования, а на средства, потраченные на
постройку второй церкви, можно было бы оборудовать этот центр новейшим и
первоклассным оборудованием. Это бы дало возможность десяткам, а то и
сотням армянских учёных вести исследования на передовых рубежах
современной науки, в частности, позволило бы развивать генную инженерию в
Армении. Создание научно-технической базы только в одной области
биологии – генной инженерии, создало бы надёжную основу для прогресса
таких областей экономики как медицина и сельское хозяйство.
Так поступают все развитые страны и имеют от этого огромный
экономический эффект. Как можно в столь тяжёлых геополитических
условиях, под сильнейшим экономическим, военным и политическим давлением
вражеских государств быть столь безответственными по отношению к
будущему своей нации и государственности?! И мы ещё себя считаем мудрым,
образованным, цивилизованным, умным и талантливым народом. Разве
критерием наличия всех этих качеств не являются реальные поступки и
дела? Именно так. А они как раз говорят об обратном.
У армянской государственности и армянского народа экономический
потенциал не так велик. У армянского народа психологический потенциал
так же не беспределен. А разрыв между нашими экономическими и военными
возможностями и возможностями наших врагов увеличивается не в нашу
пользу. Чтобы выжить, как нация и состоятся, как государство мы обязаны
максимально оптимизировать свои финансовые траты, выявив и выделив самые
важные для становления нашей государственности направления развития, и
направить основные силы и средства именно туда. Это, прежде всего,
развитие фундаментальной науки и инженерии, а на их основе развитие ВПК и
наукоёмких производств. А строительство новых церквей равносильно
разрушению армянской государственности, потому, что когда враг пойдёт на
нас войной, обороноспособность страны будет определяться не количеством
новопостроенных церквей, а крепостью духа армянского народа, его
единством, развитостью нашей науки и инженерии, мощью нашего ВПК и
экономики и, как следствие всех этих факторов, силой нашей армии.
1. http://ria.ru/science/20130115/918111986.html
2. http://fed.sibnovosti.ru/science/220593-uchenye-obnaruzhili-u-shimpanze-chuvstvo-spravedlivosti
3. http://www.regnum.ru/dossier/1740.html
Армен Коцинян
аспирант БИН РАН
http://hetq.am