Победа осенью минувшего года на парламентских выборах в Грузии блока
"Грузинская мечта” во главе с Бидзиной Иванишвили принесли с собой шанс
на то, что будут сделаны первые шаги в вопросе относительной
нормализации отношений между Россией и Грузией.
Армения является той страной, которая, видимо, более других
заинтересована в продвижении грузино-российского диалога, в том числе в
контексте возможного возобновления работы железной дороги, проходящей
через Абхазию.
Напомним, что во время своего первого официального визита в Ереван
новый глава грузинского правительства Б.Иванишвили заявил: "Я говорил,
что открытие железной дороги возможно, и сейчас еще больше. В отношениях
между Грузией и Арменией проблем нет. Вы знаете, что у нас были очень
большие проблемы с Россией, и они остаются, к сожалению, до сих пор. Мы
очень надеемся, и стараемся отношения с Россией восстановить и
отрегулировать. Грузия со своей стороны выражает готовность, но вы
знаете, что есть и другая сторона – Россия, и у нас непростые отношения с
нашими абхазскими братьями. С нашей стороны есть полная готовность
разрешить все эти вопросы как можно быстрее”.
И это при том, что президент М.Саакашвили является открытым
противником нормализации грузино-российских отношений и возобновления
работы железной дороги, проходящей через территорию частично признанного
государства – Абхазии, которая, по мнению грузинской стороны,
оккупирована со стороны России.
На наш взгляд, главными движущими мотивами изменения грузинской политики являются следующие:
- несмотря на все усилия администрации М.Саакашвили, западные страны и
Турция не открыли в должной мере свои рынки для грузинской
сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности.
Поэтому Тбилиси заинтересован в возвращении традиционной грузинской
продукции на российский рынок. Это должно улучшить
финансово-экономическое положение Грузии, которое очень непростое, и
размер внешнего долга от ВВП достаточно внушителен,
- через более чем 21 год после распада СССР в Тбилиси осознали, что в
вопросе стабильности на Северном Кавказе интересы России и Грузии
совпадают. Одним из симптомов этого понимания является то, что в Тбилиси
положили "под сукно” проблемы, связанные с черкесами, которые
инициировались администрацией М.Саакашвили.
Надо полагать, что процесс даже относительной нормализации
грузино-российских отношений будет не быстрым и непростым. Однако, для
Армении важно, чтобы этот процесс начался. Только тогда появится шанс на
открытие железной дороги через Абхазию, руководство которой, рано или
поздно, исходя из своих экономических интересов, также присоединится к
этому сложному процессу.
Если железная дорога, проходящая через Абхазию, в итоге будет
открыта, то это станет серьезным шагом по выходу Армении из более чем
20-летней блокады сухопутных транспортных коммуникаций. Даже такой
частичный выход из блокады может стать толчком к экономическому развитию
Армении.
Каково же отношение к возобновлению в полном объеме работы Абхазской железной дороги (АЖД)?
20 июля прошлого года, отвечая на вопрос о нужности железной дороги
Абхазии, ее президент Александр Анкваб сказал о том, что она очень нужна
стране. Он упомянул, что для реконструкции АЖД Россией был выделен
кредит в 2 млрд рублей под 2,5% годовых. Ремонтные работы выполнялись
ОАО "Российские железные дороги”. Президент полагает, что автотрассы и
паромные переправы на территории страны не могут заменить ей железной
дороги.
Очевидно, что речь в данном случае шла о внутрихозяйственном значении
АЖД, но как дальновидный политик А.Анкваб не может не осознавать, что
возобновление сквозного железнодорожного сообщения через территорию
страны только повысит ее значимость в геоэкономическом раскладе заново
формирующегося региона Южного Кавказа.
Естественно, что Баку и Анкара используют все свои рычаги влияния на
ситуацию в грузинских верхах с тем, чтобы новое правительство Грузии
отказалось:
- от своих планов по улучшению отношений с Россией и, соответственно,
железная дорога через Абхазию осталась бы блокированной в грузинском
направлении,
- от своего курса на улучшение отношений с Арменией. Азербайджану и
Турции выгодна односторонняя региональная зависимость Грузии от них. В
связи с этим автор не исключает, что обе эти страны будут оказывать
давление на Тбилиси, прежде всего через коммуникационные и
энергетические каналы. Возможна также дестабилизация ситуации в Аджарии и
Квемо-Картли.
Между тем, на фоне разговоров о возможном относительном улучшении
российско-грузинских отношений и об открытии сквозного сообщения по АЖД,
в энергетической стратегии Запада (США и ЕС) в регионе Южного Кавказа
ощущаются проблемы. Не оправдывается высокая ставка на альтернативные
проекты по поставкам газа в западном направлении из Азербайджана и
Центральной Азии. Причин тут две: Азербайджан без Туркменистана не может
наполнить трубу, а в Ашгабаде успешно действуют китайцы, которые
склоняют президента страны построить второй газопровод в восточном
направлении*. Вопрос строительства транскаспийского газопровода
по-прежнему является очень непростой задачей, в том числе и из-за крайне
напряженных отношений между Баку и Ашгабадом из-за спорных газовых и
нефтяных месторождений на Каспии.
Таким образом, реально Азербайджан может увеличить лишь экспорт газа в
Турцию, но не заполнить им трубу таких пока виртуальных проектов, как
"Nabucco”.
В сложившейся ситуации политика США и их партнеров сводится к тому,
чтобы содействовать строительству различных магистральных газопроводов
на западном направлении с тем, чтобы потом соединить их в одну общую
линию, т.е. тогда, когда будет решен вопрос собственно с газом.
Самым серьезным потенциальным проектом в этом направлении является
проект Трансанатолийского газопровода – TANAR. Первоначальная проектная
мощность – 16 млрд., а в перспективе – до 25 млрд. кубометров газа.
Проект включает в себя три варианта:
- вариант, зафиксированный в соглашениях между Турцией и Азербайджаном,
- второй и третий вариант. Строительство Транскаспийского газопровода
(туркменский газ), доведение мощности до 60 млрд. кубов газа в год.
Сторонники третьего варианта намерены подключить к нему Казахстан, Ирак,
Иран и Сирию (две последние – после смены режимов).
Однако, реальным представляется только первый вариант, главным
лоббистом которого является хорошо известный в регионе Южного Кавказа
американский дипломат Мэтью Брайза. При том, что сам Баку достаточно
осторожно относится к этому проекту.
Россия же демонстрирует, что готова проводить достаточно жесткую
линию по сдерживанию и ограничению поставок природного газа на западном
направлении как в отношении Азербайджана, так и в отношении Грузии.
В сложившейся ситуации очевидно, что ни Баку, ни Тбилиси не готовы к
жесткому противостоянию с Москвой, тем более, что в этом потенциальном
противостоянии у них нет никакой гарантии силовой поддержки со стороны
США, ЕС и НАТО.
В связи с вышеизложенным мы предполагаем, что главные элементы
противостояния в сфере геоэкономики между крупными внешними игроками в
регионе Южного Кавказа, в обозримой перспективе, будут перенесены из
сферы энергетики (тем более, что налицо тенденция падения добычи нефти
на азербайджанском шельфе Каспия) в сферу транспортных коммуникаций.
Именно в этом ракурсе надо рассматривать ситуацию не только в
вопросах, связанных с дискурсом вокруг возможного возобновления
сквозного движения по АЖД, но и ввода в эксплуатацию другого крупного
транспортного проекта в регионе Южного Кавказа – железной дороги
Карс-Ахалклаки-Тбилиси-Баку.
В свете вышеизложенного также следует рассматривать решение о
финансовой поддержке программ транспортного коридора по территории
Армении "Север – Юг” (Бавра-Мегри). Программа реконструкции и
строительства трассы протяженностью556 кмбудет финансироваться Азиатским
банком развития (АБР) тремя траншами общей суммой в 410 млн. долларов
США.
С геополитической точки зрения программа теснее связывает Грузию и
Армению и дает возможность Тбилиси вести более сбалансированную
коммуникацию политику в отношениях со своими соседями. Политика
предыдущего грузинского правительства была куда более тесно связана с
интересами Баку и Анкары.
Отметим также, что накануне начала предвыборной президентской
кампании в Армении официальные источники сообщили о подписании
Меморандума о запуске проектов "Южная железная дорога Армении” и "Южная
скоростная дорога Армении”, оцениваемых в 3 млрд. долларов. На
подписании документов присутствовали высокопоставленные государственные
чиновники, послы, представители различных инвестиционных фондов,
руководители корпораций из Армении, Китая, России, ОАЭ и Ирана. Мы
считаем детальный анализ по этой программе преждевременным, т.к.
документ подписан в преддверии предвыборной кампании и может быть
PR-акцией. Понадобится время и дополнительная информация для анализа.
Однако, даже подписание вышеупомянутого Меморандума подтверждает наши
предположения о том, что тяжесть борьбы в сфере геоэкономики между
основными внешними игроками в регионе Южного Кавказа смещается от
энергетических проектов в сферу реализации проектов по развитию
транспортных коммуникаций. Давид ПЕТРОСЯН
Политический обозреватель
информационного холдинга "Ноян Тапан”
Ереван http://theanalyticon.com/?p=2879&lang=ru
|