Убытки,
конечно, немалые. Особенно, если учесть, что экономика Азербайджана
базируется именно на нефтегазовом комплексе, и отраслей, способных
компенсировать эти убытки, в промышленности практически не имеется.
Независимые эксперты отмечают, что доходы от нефти и нефтепродуктов
обеспечивают более 75% государственного бюджета страны. Естественно,
чрезмерная зависимость государственной казны от экспорта сырья чревата
немалыми рисками. Мировые цены на нефть отнюдь не отличаются
стабильностью, и нередко подвержены резким колебаниям.
В этих
условиях власти Азербайджана должны были обратить серьезное внимание на
развитие импортозамещающих отраслей промышленности, а также, что
немаловажно, сельского хозяйства страны. Однако, как свидетельствуют те
же независимые эксперты, другие отрасли промышленности просто теряются в
тени добычи нефти и газа.
Что касается сельского хозяйства, в
котором занято 40% населения, то доля ее в доходах госбюджета
непропорционально низка - лишь 5%. Да и сам бюджет, как следует
полагать, расходуется не столь эффективно. Во всяком случае, оппозиция
утверждает, что «около 70% бюджета разворовывается, 20-30% идет на
создание инфраструктурных проектов, которые играют роль «праздничной
витрины» страны».
Конечно, эти проблемы, с некоторыми вариациями,
характерны почти для всех стран СНГ, в том числе и для Армении. Везде
перекосы, связанные с гипертрофированной ролью сырья в экспорте и
госдоходах, нарушенные экономические связи, масштабная бедность, не
менее масштабная коррупция…
Но относительно Азербайджана имеется
один нюанс. Общеизвестно, что эта страна, по заключению соответствующих
международных организаций, причисляется к авторитарным. Такой фактор,
сопряженный с коррупцией, способствует определенным подходам к экономике
в целом, к социальной сфере в частности. Вследствие обнищания заметной
части населения и неспособности эффективно решить вопрос с бедностью,
режимы типа авторитарных начинают искать опору не в обществе, а в узком
чиновничьем и предпринимательском кругу.
Для оболванивания же
рядовых граждан широко используется опробованный веками метод –
нагнетание шовинистических настроений. Это, конечно, сопровождается
интенсивной милитаризацией страны, сопряженными с огромными расходами на
«оборону». То есть на народные деньги, вместо «масла», приобретаются
«пушки». К сожалению, чаша сия не минула и Азербайджан…
По оценкам
независимых азербайджанских экспертов, чтобы «не очень богато» прожить в
столице страны, нужно иметь доход примерно в $2,5 тыс. в месяц. Между
тем огромная армия в 1,2 млн. пенсионеров получает пенсию в $107 в
среднем, а зарплата работников бюджетной сферы составляет порядка
$150-200.
Такая картина, конечно, имеется во многих странах. Но не
у всех имеется столь уникальная возможность, как многомиллиардные
доходы от продажи нефти и нефтепродуктов. Однако власти Азербайджана,
вместо того, чтобы направить эти доходы на повышение народного
благосостояния, тратят их на покупку вооружения.
По данным
азербайджанских источников, военные расходы этой страны с $170 млн. в
2004 году увеличились до $1,5 млрд. в 2008 году. Но это далеко не
предел. В текущем году на «укрепление армии» намечено потратить около 3
млрд. манатов. По среднему курсу валют в Азербайджане, военные расходы
достигнут в эквиваленте около $3,8 млрд. Каковая сумма составляет $265 в
месяц в среднем на 1 пенсионера. То есть последним можно было
отстегнуть дополнительные две с половиною пенсии…
И вот, поток
нефтедолларов поиссяк, что и послужило причиной для обвинений компании
British Petroleum в невыполнении прогнозных показателей по добыче нефти.
Это обстоятельство отразилось в динамике валового внутреннего продукта
(ВВП) Азербайджана. Для сравнения приведем также аналогичные показатели
Армении.
Как
видно из диаграммы, в динамике ВВП Азербайджана взлет сменился
замедлением темпов роста. В 2011 году объем ВВП вообще сократился,
впервые за долгие годы. Спад особенно заметен по тем отраслям и сферам
экономики, которые находятся в сильной зависимости от нефтекомплекса –
промышленности и экспорта. Нижеследующий график, сооруженный на основе
информации Статкомитета стран СНГ, иллюстрирует динамику ряда важнейших
показателей Азербайджана и Армении за I полугодие 2011-2012 годов.
Хотя
ВВП Азербайджана в I полугодии текущего года и вырос на символические
полтора процента, по промышленности и экспорту зафиксирован спад,
составляющий соответственно 3,0% и 2,9%.
Альберт Хачатрян
http://news.am/rus/news/124726.html