Политика насильственной исламизации армян и других христианских
исконных народов Османской империи, которая берет начало еще во времена
владычества сельджуков, стала применяться особенно активно в 19 веке и
начале 20 века, в результате чего тысячам армян пришлось сменить
вероисповедание. Провозглашенная в 1923 году Турецкая Республика
продолжила политику ассимиляции и тюркизации нетурецких народов, с целью
создания однородного турецкого государства.
Однако, в результате происходящих сейчас в Турции некоторых процессов
активизировался и актуализировался вопрос насильно исламизированных лиц
и их потомков. И весьма интересно наблюдать за отношениями выжившей
немногочисленной армянской христианской общины и насильственно
исламизированными и порой ведущими скрытый христианский образ жизни
армянами.
Факты свидетельствуют, что отношения в армянской общине Стамбула
между различными группировками также весьма острые. Следует заметить,
что руководствующаяся различными стандартами и штампами армянская община
Стамбула не очень-то настроена контактировать с другими группами армян,
не похожими на них. Эту проблему довольно метко приметил известный
константинопольский интеллектуал, журналист газеты «Акос» Баграт
Эсдугян: «Армянское сообщество порой не осознает, что, кроме них, в этой
стране есть еще армяне, и не желает о них слышать. В восприятии наших
мещан нет места армянину, который не является христианином. Сейчас они и
слышать не хотят об армянах, обиход которых не похож на наши мещанские
порядки».[1]
Эсдугян косвенно признает, что сейчас именно стамбульские армяне должны
принять потомков армян, выживших в провинции и проживающих в различной
степени скрытности, ибо не владеют в полной мере информацией.[2]
Между перебравшиеся в Стамбул в различное время и некогда
вернувшимися к своим национальным корням исламизированными армянами и
«старыми стамбульскими армянами» существуют определенные водоразделы,
которые препятствуют единению общины. Даже в церкви отношения между
стамбульскими и провинциальными армянами явно прохладные: «В последнее
воскресенье июня мы были в церкви Св. Воскресенья. Во дворе собралось
более десятка стариков. Неподалеку от них сидела женщина около тридцати.
Черты у нее были грубые, руки жесткие, было видно, что она из сельской
местности. Она сидела неподалеку в одиночестве, словно между ней и
сидящими в том же дворе стамбульскими армянами была проведена черта,
которую она не могла перешагнуть. Потом я узнал, что она из Сасуна,
только недавно перебралась в Стамбул и не знает ни слова по-армянски».[3]
Но в последнее время в среде сменивших веру армян наблюдаются
интересные развития, которые оказывают позитивное воздействие на
отношения между двумя группами армянской общины и вынуждают стамбульских
армян как минимум интересоваться этой проблемой. Скажем, в последние
годы в среде сменивших веру армян Турции стало больше случаев раскрытия
веками скрывавшейся армянской идентичности и порой даже возврата в лоно
христианской церкви. Так, после возрождения церкви Сурб Хач на острове
Ахтамар сразу несколько семей из Диарбекира раскрыли свою идентичность,
заявив, что они армяне, и выразив желание перекреститься в христианскую
веру.
Но перекрещенные армяне не всегда находят теплый прием в христианской
армянской общине и, как и прежде, определенная часть стамбульских армян
проявляет к ним холодный подход. Один из диарбекирских армян,
перекрещенный в христианина, сообщил, что сменившие веру армяне
столкнулись с проблемами в отношениях со Стамбульской армянской общиной:
в частности, при переезде в Стамбул они воспринимались местными
армянами как курды и даже не могли дать своим детям образование в
армянских школах. Другой диарбекирский армянин, раскрывший свою
идентичность – Гяфур Туркал – отмечает, что они, то бишь потомки
сменивших веру армян Диарбекира, знают и общаются друг с другом. Но
говоря о контактах с армянами-христианами, он отметил, что столкнулся с
проблемой принятия, более того, «армяне-христиане игнорируют нас, словно
это мы выбирали свое положение».
Нам кажется, что достойно внимания также восприятие исламизированных
армян и потомков со стороны турок, курдов, словом, мусульманских
народов. Не секрет, что в Турции ни на государственном, ни на
общественном уровне сменивших веру армян никогда не воспринимали как
«настоящих мусульман», и сейчас это отношение не изменилось. Фактов
масса: достаточно напомнить о применяемых в Турции определенных
государственных санкциях к сменившим веру армянам. Сами армяне также
утверждают, что даже в случае обращения в ислам их не считают настоящими
мусульманами, и слова «гявур» (враг), «денме» (перевертыш) всегда
сопровождали их.
Скажем, 85-летняя армянка из Сасуна, сменившая веру, Зейнеп Йылмаз,
которая считается благочестивой мусульманской, признается: «Мы были
армянами, стали мусульманами, но при случае они говорят нам – вы армяне.
Мы никак не можем от этого освободиться»[4].
А в Диарбекире и по сей день мусульманское сообщество ставит четкую
разницу между «настоящими» мусульманами и сменившими веру армянами,
называя их «фила» (армяне).
Серьезную и вовсе не второстепенную роль в деле интеграции
исламизированных криптоармян и их потомков в армянскую общину играет
Армянская Апостольская Церковь в лице Константинопольского патриархата.
Напомним, что в годы армянского геноцида и после, уже в республиканской
Турции, армянский патриархат активно занимался вопросом возвращения в
свое лоно исламизированных или обреченных на ассимиляцию в провинции
армян. Еще в 2007 году Патриарх Константинопольский Месроп Мутафян
заявил: «Не стоит также забывать, что в ходе депортации многие армяне
ради спасения обратились в ислам. Мы их также считаем своими»[5].
И сейчас Константинопольский армянский патриархат держит в центре
внимания процессы пробуждения в среде насильственно исламизированных
армян, и общий местоблюститель патриарха, архиепископ Арам Атешян в
одном из своих интервью разъяснил свою позицию: «Любой гражданин в
Турции может обратиться в паспортный отдел и сменить веру. Но это не
значит, что принявший христианство человек тут же будет сочтен нами
армянином. Для этого требуется немало времени. Действуют шестимесячные
курсы, в течение которых мы следим за тем, насколько человек верен своим
корням, и если мы замечаем готовность вернуться к корням, патриархат
выдает соответствующий документ, с которым данное лицо может обратиться в
паспортный отдел и сменить веру, приняв христианство. Затем его
крестят, и он становится членом Армянской Апостольской Церкви»[6].
Недавно Арам Атешян представил также некоторые цифры: «Около 60-70
армян в год восстанавливают свою армянскую христианскую идентичность»[7].
Резюмируя сказанное, заметим, что сменившие веру армяне оказались в
своеобразной ситуации – окруженные тотальным недоверием, они продолжают
оставаться для мусульман-турок и курдов армянами, для турецкого
государства – сменившими веру гражданами, не достойными доверия, а для
части армян-христиан – чужими. Но положительные тенденции, наблюдаемые в
ходе происходящих событий, вселяют надежду, что противоречия между
различными группами турецких армян будут постепенно преодолены. Рубен МЕЛКОНЯН
Востоковед
Ереван http://theanalyticon.com/?p=2302&lang=ru#more-2302
[1] Էստուգեան Բ., Գաւառի հայութիւնը, Ակօս, 01.08. 2008:
[4]
Dinç G., Ermeni kökenli müslüman olan veya hıristiyan kalanlar birarada
yaşıyor ve aynı şeyi söylüyor, Yeni Aktüel, 2007, 117. s.50.
[5] Վարդանյան Ս., Կրոնափոխ համշենահայերի բարբառը, բանահյուսությունը եւ երգարվեստը, Երեւան, 2009, էջ 32:
[6] Konuralp O., Türkiye Ermenilerinin gizli kalmış travması, – Hürriyet, 22.11.2009.
[7] http://www.panorama.am/am/society/2012/06/26/ateshyan/
|