Еще в период завершения активной военной фазы Карабахского конфликта в
1994г. покойный Гейдар Алиев, готовясь к подписанию с западными
нефтяными компаниями «Контракта века» по освоению углеводородных
ресурсов на азербайджанском шельфе Каспийского моря, высказывал в своем
окружении надежды, что этот фактор сыграет самую существенную роль в
развитии процессов вокруг Карабахского конфликта в выгодном для
Азербайджана направлении. К настоящему времени ситуация по сравнению с
1990-ми годами существенно не изменилась. На сегодняшний день основным
финансово-экономическим, а также отчасти геополитическим ресурсом
Азербайджана в реализации его политики в Карабахском конфликте все еще
продолжают оставаться его значительные доходы от добычи каспийских
энергоносителей (нефти и газа).
Нефтедоллары все еще вселяют военно-политическому руководству
Азербайджана надежду на возможность добиться кардинального преимущества в
военно-технической сфере и активизации гонки вооружений, финансировать
крупные региональные проекты в обход Армении, осуществлять инвестиции
или даже открытые коррупционные финансовые вливания в третьих странах и
предпринимать другие шаги, имеющие целью достичь выгодного для себя
изменения процессов вокруг Карабахского конфликта и вынудить армянские
стороны пойти на односторонние уступки. Одновременно нефтяной фактор, по
планам официального Баку, также повышает геополитическую значимость
Азербайджана в расчетах региональных и даже мировых акторов. Однако, по
всей видимости, роль нефтегазового фактора в карабахской стратегии
Азербайджана в среднесрочной перспективе может существенно пошатнуться.
Несколько лет тому назад мы уже касались проблематики роли нефтяного фактора в Карабахском конфликте1.
Однако последние развития, связанные с существенным снижением (по
сравнению с ранее объявленными цифрами и сроками) объемов добычи
азербайджанской нефти, а также переносом начала реализации основного,
второго этапа добычи азербайджанского газа, требуют определенного
переосмысления данной проблемы уже в новых реалиях.
10 октября 2012г. президент Азербайджана Ильхам Алиев на заседании
правительства обрушился с резкой критикой на оператора разработки
главного азербайджанского нефтяного месторождения Азери-Чираг-Гюнешли
(АЧГ) – Азербайджанскую международную операционную компанию (АМОК), во
главе с British Petroleum. По словам азербайджанского президента,
из-за допущенных консорциумом грубых ошибок в последние годы добыча
нефти на данном месторождение стала резко уменьшаться, в результате чего
Азербайджан недополучил более $8 млрд. дохода2.
Добыча нефти в азербайджанском секторе Каспия снижается уже как второй
год подряд (начиная с 2010г.), однако впервые высшее руководство
Азербайджана столь резко отреагировало на данную тенденцию. Тот факт,
что в следующем году в Азербайджане ожидаются очередные президентские
выборы с практически безальтернативным участием идущего на третий срок
Ильхама Алиева, добавляет дополнительную интригу в данной ситуации. Как
представляется, фактор существенного снижения нефтегазовых доходов
достаточно серьезно скажется и на финансово-экономической ситуации и
перспективах политической стабильности в Азербайджане, преимущественно
базирующихся на потоке денег от экспорта азербайджанской нефти и газа.
Суммарные оценки азербайджанских запасов нефти и газа на шельфе
Каспийского моря варьируются в зависимости от политических пристрастий
исследователей, и очень трудно составить объективное представление о
реальном углеводородном потенциале Азербайджана. Во всяком случае,
необходимо отметить, что запасы нефти и газа в азербайджанской акватории
Каспийского моря весьма значительны, хотя и не безграничны. Однако
политика Азербайджана, основанная на нефтегазовых доходах, сталкивается с
рядом серьезных проблем.
Во-первых, нефть и газ не являются залогом ни стабильного
экономического роста, ни политического развития стран-экспортеров,
особенно, если эти страны имеют лишь небольшой опыт государственного
строительства и делают первые шаги по пути демократического транзита и
формирования институтов гражданского общества. Не случайно существует
даже термин «нефтяное проклятие», который довольно точно характеризует
степень экономических, социальных и политических проблем и сложностей,
возникающих, когда на страну обрушивается денежный поток от продажи
природных ресурсов. Эти проблемы являются темной стороной фасада
экономического благополучия стран-экспортеров нефти. В истории есть
десятки примеров стран, в судьбе которых наличие богатых природных
ресурсов (в первую очередь нефти и газа) сыграло коварную и даже роковую
роль – от Нигерии до Мексики, от Испанской империи Габсбургов (в данном
случае – дешевого серебра из рудников в испанских колониях в Америке)
до СССР. Гипертрофированная зависимость экономики Азербайджана от
доходов по реализации энергоресурсов (прямо или косвенно составляющих,
по различным оценкам, до 85% бюджетных поступлений и 92% экспорта)
представляет собой очень серьезную и хроническую угрозу для стабильного
социально-экономического и политического развития страны.
С другой стороны, к настоящему времени становится очевидным, что
заявленные ранее азербайджанским руководством объемы наличия собственных
нефти и газа были существенно преувеличены. По расчетам ряда экспертов,
главный разработчик углеводородов в азербайджанской акватории
Каспийского моря – АМОК – видимо, уже достигла пика добычи на основном
нефтяном месторождении Азери-Чираг-Гюнешли. Причем это произошло не в
2013-2015гг., как ранее объявлялось азербайджанским правительством (и не
оспаривалось главным оператором АМОК – британской компанией British Petroleum),
а уже в 2010г. В настоящее время добыча нефти в Азербайджане (с учетом
запасов Государственной нефтяной компании Азербайджана – SOCAR)
будет плавно снижаться примерно на 10% в год с максимальных объемов
свыше 50 млн. тонн нефти в 2010г. (и около 45 млн. тонн в 2011г.) вплоть
до уровня годовой добычи примерно в 20 млн. тонн уже к 2018-2019гг.3
АМОК планирует некоторую стабилизацию падения нефтяной добычи за счет
ввода в эксплуатацию к концу 2013г. – началу 2014г. новой платформы
«Западный Чираг» на том же самом месторождении АЧГ, однако она будет
иметь срок активной эксплуатации всего 4-5 лет и лишь позволит сохранить
минимальный уровень промышленной разработки на данном месторождении к
2020г.
Естественно, Азербайджан также имеет потенциал по определенному
наращиванию своих возможностей по добычи энергоресурсов после запуска
второй стадии своего основного газового месторождения Шах-Дениз. Однако
незавидная судьба широко разрекламированного газопровода «Набукко»
(ранее рассматриваемого в качестве главного инфраструктурного проекта по
выводу азербайджанского газа на европейский рынок) показывает, что
разрекламированные запасы газа в Азербайджане также были существенно
завышены. Потенциальные доходы от экспорта газа с данного месторождения
никак не смогут компенсировать снижающиеся объемы поступлений от
экспорта страной своей нефти.
Даже по самым оптимистическим оценкам, в случае начала промышленной
разработки второй фазы на Шах-Денизе, экспорт газа Азербайджаном с этого
месторождения может составить не более 8-10 млрд. м3 в год. С учетом
теоретически максимально возможных цен на газ, доход от разработки на
этом газовом месторождении может составить не более $4 млрд. в год, что
несопоставимо с нынешними объемами доходов от импорта нефти
Азербайджаном (примерно $15-20 млрд. в год). Напомним, что в настоящее
время максимальная рыночная цена за экспортируемый Азербайджаном газ
выплачивается «Газпромом» – порядка $220-240 долларов за 1 тыс. м3,
тогда как в Турцию и Грузию газ поставляется Азербайджаном по
существенно меньшей цене.
При этом надо учитывать, что к 2017г., когда планируется поставки
газа со второй фазы Шах-Дениза (не исключено, что проект к этому сроку
так и не будет реализован) ситуация на газовом рынке может быть
существенно скорректирована, и как результат – цена на азербайджанский
газ будет существенно ниже. К примеру, по словам министра энергетики и
природных ресурсов Турции Танера Йылдыза, уже в 2013-2014гг., турецкая
энергетическая компания BOTAS намерена отказаться от принципа Take or Pay в закупках газа с первой стадии газового месторождения Шах-Дениз, что давало более льготные условия для азербайджанской стороны4.
Кроме этого, к 2017г. на европейском рынке могут появиться новые объемы
сжиженного и сланцевого газа, что также может привести к глобальному
снижению цен на общем рынке цен на газ.
Таким образом, хотя в ближайшие годы нефтегазовый фактор сохранит
свою роль в качестве основного финансового и геополитического ресурса,
обеспечивающего реализацию Азербайджаном его политики в карабахском
конфликте, тем не менее, его возможности и значимость будут постепенно
снижаться. Естественно, это не сможет не сказаться на подходах
официального Баку в Карабахском конфликте, параметры которых, по всей
видимости, могут подвергнуться существенным корректировкам. Впрочем, как
представляется, данный фактор может более детально проявиться уже в
ближайшие два года, когда тенденция падающего «контура колокола» в
добыче азербайджанского газа станет видна более отчетливо.
1 Сергей Минасян, Нефтяной фактор в карабахской стратегии Азербайджана: «ресурс» или «проклятие»? http://www.noravank.am/rus/articles/security/detail.php?ELEMENT_ID=2667, 25.04.2008.
2 «Алиев: Из-за грубых ошибок British Petroleum Азербайджан недополучил 8 млрд. долларов», http://www.regnum.ru/news/1580138.html, 11.10.2012.
3 Rasizade, Alec, "Azerbaijan’s Chances in the Karabakh Conflict”, Harvard International Review, 18 January 2011, http://hir.harvard.edu/azerbaijans-chances-in-the-karabakh-conflict?/.
4 «Правила игры на газовом рынке меняются», Зеркало, http://www.zerkalo.az/2012/pravila-igryi-na-gazovom-ryinke-menyayutsya/, 24.10.2012. Сергей Минасян
К.и.н., руководитель департамента политических исследований Института Кавказа
|