Армения
- это страна, будущее которой критически связано с ее внешней политикой.
Между тем, большое значение для успешной внешнеполитической деятельности
имеет также дипломатическая служба. Модно иметь мощный потенциал, но из-за
промахов дипломатической службы можно нанести значительный ущерб собственным
государственным интересам, и наоборот: благодаря отличной дипломатической
службе избежать нежелательных сложностей. В кругу опытных дипломатов ходит
парадоксальное на первый взгляд утверждение: дипломатия существует не
для того, чтобы принести государству победу, а чтобы уберечь его от поражений.
И прежде всего это относится к малым и слабым странам. К сожалению, наша
дипломатия в этом плане в последние времена оказывается не на высоте.
В самом насущном для нашей дипломатии вопросе - проблеме Нагорного Карабаха
- мы имеем не самую оптимистичную картину. Когда-то НКР была стороной
переговоров, сегодня - нет. Карабахская борьба считалась национально-освободительной
со стороны мирового сообщества, сегодня - нет. Были некоторые выгодные
для армян документы, принятые различными международными структурами (СБ
ООН, Будапешт, Прага и т. д.), которые преданы забвению.
За последние
годы ситуация изменилась на 180 градусов. Теперь все международные структуры
предупреждают Армению об опасности войны. Результат нашей дипломатической
деятельности на сегодня: Армения не является частью южнокавказских и международных
интеграционных программ. Из четырех соседей с одним мы каждую минуту можем
вступить в войну, с другим - никаких отношений, перспектив - тоже. С оставшимися
двумя - отношения сложные и непредсказуемые. Одним словом, мы не нашли
с ними формулы общежития: modus vivendi.
Хотя мы все наше
имущество отдали России, да еще дали право ее военным базам оставаться
до середины столетия, она так и не изменила своей позиции в отношении
самоопределения Карабаха. Россия - не Советский Союз, и у нее свои расчеты.
Так что, российская дипломатия может поменять свой вектор, даже если министр
ИД РФ понимает по-армянски и любит армянский коньяк. Продавать российским
олигархам и криминалу здания на Северном проспекте еще не значит иметь
блестящие отношения с Российской Федерацией.
Отношения с США
на новый уровень не выходят. Как все было 20 лет назад, так и осталось,
хотя никто так не помог армянской экономике и простым жителям страны,
как американцы через свою финансовую помощь. Если не учитывать культурных
связей с Францией, то можно забыть, что Европа присутствует на дипломатической
карте страны. С арабскими странами отношения тоже чисто символические.
Исламский мир сегодня в подавляющем большинстве встал на сторону Азербайджана.
Планировщики
и реализаторы нашей внешней политики должны были понимать, что нынешний
международный статус Армении работает против нее же. Идея его изменения
и пересмотра стала доминантной. И чем быстрее, тем лучше. Потому что без
этих изменений Армения не только не будет в состоянии обеспечить свою
национальную безопасность, но и лишится возможности интегрировать свою
экономику в глобальные и региональные структуры со всеми вытекающими из
этого последствиями.
Армянские дипломаты
молчали, когда один из руководителей чужой, пусть дружественной страны
назвал Армению своим форпостом, когда на территории этой же страны жертвами
шовинизма становятся наши юноши, когда иноподданный олигарх вмешивается
в наши внутренние дела и распоряжается, как сюзерен своими вассалами.
Молчат или не дают отпор, когда дипломаты из соседних стран сколaчивают
коалиции против нас и твердят об оккупации.
Мы всегда проглатывали
все горькие пилюли, которые нам давали. Между тем, в подобной ситуации
вряд ли нашлось бы даже карликовое государство, которое не дало бы отпор
оскорбляющему его национальное достоинство, вне зависимости от того, кто
нанес обиду. Истории дипломатии известны подобные случаи. В конце 60-х
прошлого столетия одно из независимых молодых государств - Гвинея Конакри,
объявила persona non grata (нежелательным лицом) посла США, когда тот
грубо нарушил дипломатическую этику. Во всяком случае, Вашингтон не ввел
свой флот в территориальные воды этого "взбунтовавшегося” государства,
а спустя год нормализовал свои отношения с ним. Такие случаи не единственны.
Так что, будьте уверены, если бы представители других стран получили бы
достойный отпор, ни НАТО, ни российский спецназ не спустило бы десант
на площадь Республики. Наоборот, Россия, США, ЕС больше бы считались с
нами. Закон дипломатии: уважай самого себя, чтобы другие уважали тебя.
Во внешней политике
есть общение на уровне взаимных уступок и точный прогноз. Если дипломатия
страны гибка, многоопытна, укомплектована профессиональными кадрами, то
она сможет избежать политических громов, маневрировать, обходить острые
углы внешней политики. Это и есть дипломатическая победа, но и в этом
случае принято молчать. Вдобавок, наш МИД потерял свое место и свою роль
в структуре исполнительной власти, превратившись в придаток президентской
администрации. Последствие? На 20-ом году независимости дипломатическая
служба Армении не состоялась полностью.
У нас все нуждается
в системном изменении. И здесь дело не в личностях президентов и министров.
Системным изменениям необходимо подвергнуть все. В том числе внешнюю политику.
Пассивное мышление,
профессиональная некомпетентность - вот качества, которые присущи большинству
наших дипломатов. Нагляден тот факт, что за 20 лет независимости более
десятка высокопоставленных дипломатов, в том числе послов, остались на
постоянное жительство за рубежом.
Так, "не вернулись
со службы” бывшие послы Армении в РФ Гагик Шахбазян и Сурен Саакян, бывший
посол в РФ и позже в Германии Феликс Мамиконян, бывший посол Армении в
Канаде Гарник Нанагулян. Есть еще ряд имен, и все они использовали дипломатический
статус не на пользу своей стране и народу, а для достижения личных выгод
и целей.
Послами назначаются
люди, которые с дипломатией не имеют ничего общего. Доказательством тому
стала кадровая политика в этой области, к примеру, именно так расценивают
профессионалы назначение на пост посла Армении в Ираке бизнесмена Мурада
Мурадяна, не имеющего никакого дипломатического образования и не владеющего
ни одним иностранным языком. Или, может быть, именно так претворяется
в жизнь знаменитый афоризм спикера парламента Овика Абрамяна о том, что
"быть политиком - ума большого не надо, то ли дело - быть бизнесменом…
".
ГАБРИЭЛ
БАГРАТУНИ "Етер"
|