Особое место в составе российских армян занимают армяне-евангелисты.
Наблюдения за нынешним положением армянской евангелической общины
России сосредоточиваются главным образом на численности общины,
географической рассеянности, организационных структурах,
межконфессиональных отношениях и других вопросах. Соответственно,
нынешнее положение общины в общих чертах можно охарактеризовать
следующим образом:
1. община отличается малочисленностью,
2. несмотря на это, географически она рассеяна по армянонаселенным центрам России,
3. есть проблемы, однако заметна тенденция развития и расширения, проявляющаяся:
- в количественном росте,
- в расширении географической распространенности,
- в увеличении многообразия организационных структур.
4. не оторвана от местной апостольской и католической общин, а вместе с ними составляет российское армянство.
Численность и географическая распространенность
Армянская евангелическая община России сосредоточена в основном в
двух армянонаселенных районах страны – в Москве и Краснодарском крае.
Как в масштабе всей страны, так и в отдельных населенных пунктах четкой
статистики о конкретной численности армянской евангелической общины не
существует. Есть отдельные данные, позволяющие составить определенное
представление об ее численности и географической рассеянности.
Источником этой информации служат данные о числе прихожан армянских
евангелических церквей, а также об организационных структурах.
1. Данные о прихожанах церквей. В конце 1990-х гг. армянская евангелическая церковь Москвы имела около 40, а Сочи – 35 прихожан1. Статистика показывает, что число прихожан евангелических церквей в среднем составляет 15-20% от общего числа членов общины2.
Соответственно, можем сказать, что в конце 1990-х численность армянской
евангелической общины в Москве составляла около 230, а в Сочи – около
200 человек.
2. Изучение организационных структур показывает следующие тенденции, заметные в армянской евангелической общине России:
- Тенденция количественного роста. Стремительный количественный рост
организационных структур армянской евангелической общины России
свидетельствует о том, что, несмотря на современную малочисленнгость,
налицо тенденция роста. Так, первая армянская евангелическая
организационная структура была основана в 1933г., вторая – в 1997,
третья – в 2001 и четвертая – в 2010г. Таким образом, зафиксированный в
последнее время количественный рост армянских евангелических
организационных структур России может быть обусловлен преимущественно
ростом численности местной армянской евангелической общины.
- Тенденция расширения географической рассеянности. Рассеянность
армянских евангелических организационных структур в Москве, Сочи, Хосте и
Саратове3
свидетельствует о том, что, несмотря на численное ограничение,
армяне-евангелисты России не сосредоточены в какой-либо местности, а
рассеяны по армянонаселенным районам этой страны.
Несмотря на отсутствие конкретных данных, можно сказать, что
армяне-евангелисты России сосредоточены главным образом в Москве и
Большом Сочи. В Москве сосредоточено относительное большинство
российских армян (около 500 тысяч человек)4.
Кроме того, Армянская Евангелическая церковь Москвы – первая
учрежденная в России армянская евангелическая организационная структура.
А Большой Сочи, помимо того, что также выделяется многочисленностью местной армянской общины (около 100 тысяч человек)5,
с точки зрения армянского евангеличества знаменателен также тем, что
здесь сосредоточены две армянские евангелические организационные
структуры России, что позволяет предположить, что еще одна значительная
часть армян-евангелистов России сосредоточена здесь,
Что же касается Саратова, то, помимо того, что он по численности
армян значительно уступает Москве и Сочи (в Саратове проживает около 20
тысяч армян)6,
имеет всего одну армянскую евангелическую организационную структуру, к
тому же не церковь, а братство, учрежденное в 2010г. Эти обстоятельства,
равно как и тот факт, что армянская евангелическая община Саратова не
имеет преподобного, свидетельствуют о том, что община сформировалась
относительно недавно. Сказанное позволяет предположить, что
армяне-евангелисты Саратова по своей численности уступают
армянам-евангелистам Москвы и Большого Сочи.
Немногочисленные группы армян-евангелистов есть также в других
районах (например, в Краснодаре): не имея своих организационных
структур, они вынуждены пользоваться другими протестантскими церквами.
Таким образом, армяне-евангелисты являются частью протестантской общины
данной местности, сохраняя определенную самостоятельность.
Статистических данных о таких общинах нет.
Обобщая, о численности и географической рассеянности армянской евангелической общины России можно сказать следующее:
1. община немногочисленная (пожалуй, численность общины не превышает 1000 человек),
2. несмотря на малочисленность, она рассеяна по армянонаселенным районам страны – в Москве, Сочи, Хосте и пр.,
3. община имеет тенденцию как количественного роста, так и расширения географической рассеянности.
Организационные структуры
Организационные структуры армянской евангелической общины России были
учреждены только в постсоветский период. Сегодня действуют четыре
армянские евангелические структуры, имеющие исключительно
духовно-церковный характер. Они делятся на две группы: церкви (3) и
евангелическое братство (1).
- Церкви. Три действующие в России армянские евангелические церкви
находятся в Москве, Сочи и Хосте. Армянская Евангелическая церковь в
Москве была учреждена в 1993г. Сегодня церковь возглавляет преподобный
Масис Акопян. Армянская Евангелическая церковь в Сочи была учреждена в
1997-ом, а в Хосте – в 2001г. Духовным пастырем сочинской и хостинской
церквей является преподобный Сасун Караханян.
- Евангелическое братство. Единственным евангелическим братством
является Саратовское Армянское Евангелическое братство, основанное в
2010г. Структурой руководит Ваан Франкян.
Наблюдения показывают, что община не имеет других организационных
структур, кроме духовно-церковных (скажем, образовательных, социальных и
пр.). Духовно-церковные структуры, помимо удовлетворения духовного
спроса общин, берут на себя также функции их организации и руководства,
выступая таким образом также как руководящие структуры общин. А их
духовные предводители, по сути, являются руководители общин.
Малочисленность армянской евангелической общины России можно объяснить следующими обстоятельствами:
1. возрождение армянской евангелической общины России после
атеистического советского прошлого только началось, и она еще не успела
стряхнуть с себя его последствия: для этого нужны время и средства;
2. в отличие от других государств, в частности, стран Ближнего
Востока (Сирии, Ливана, Ирана и пр.), где роль религии намного больше,
и, следовательно, за религиозными структурами сохраняются более широкие
функции, Россия – светское государство, где образовательными,
социальными и другими функциями занимаются светские структуры. А
религиозные организации и структуры в основном выполняют функции
удовлетворения духовно-церковных нужд своих общин.
Несмотря на заметные в последнее время положительные тенденции, в
плане организационных структур в армянской евангелической общине России
все еще существуют проблемы, нуждающиеся в решении. Таковыми являются:
1. Нехватка церковных структур. Действующих на сегодня в
армянской евангелической общине России четырех духовно-церковных
структур недостаточно для удовлетворения нужд всей общины. Есть общины,
не имеющие своей церкви (например, в Краснодаре), а единственная церковь
в Москве – одном из современных мегаполисов, может находиться далеко от
проживающих в разных частях города армян-евангелистов.
Армяне-евангелисты, которым не удается удовлетворить свои
духовно-церковные нужды в армянских евангелических церквях, вынуждены
либо посещать другие протестантские церкви, либо использовать их здания
для совершения своих обрядов. Например, армянская евангелическая община
Краснодара удовлетворяет свои духовно-церковные нужды посредством
местной церкви «Вифания». «Уже 10 лет здесь дважды в месяц совершаются
богослужения на армянском языке»7.
Общины, имеющие собственные духовно-церковные структуры,
естественно, ближе к своим национальным корням, поскольку наличие
собственной духовно-церковной структуры позволяет организовать и
проводить обряды и другие мероприятия на армянском языке, в соответствии
с национальными обычаями и традициями.
2. Проблема духовных деятелей. Хотя все четыре армянские
евангелические структуры России имеют руководителей и трое из них –
руководители армянских евангелических церквей Москвы, Сочи и Хосты –
имеют сан преподобного, вопрос обеспеченности армянской евангелической
общины России духовными деятелями можно считать решенным только с
определенными оговорками, поскольку здесь также все еще существуют
некоторые проблемы.
3. Отсутствие единой Армянской Евангелической церкви. Характер
организационных структур показывает, что армянская евангелическая
община России не имеет единой организационной структуры, которая
объединила бы всех армян-евангелистов страны и была бы их руководящей
структурой. Тем не менее, с некоторыми оговорками, в качестве такого
центра можно рассматривать Московскую армянскую евангелическую церковь,
исходя из следующих соображений:
- это – первая учрежденная в России (1993г.) армянская евангелическая структура,
- действующие в столице структуры имеют определенные преимущества по
сравнению с армянскими структурами, действующими в других населенных
пунктах,
- российские армяне сосредоточены в основном в Москве, что позволяет
предположить, что здесь сосредоточена также большая часть
армян-евангелистов страны.
4. Официальная регистрация. Хотя в армянонаселенных районах
России действуют армянские евангелические организационные структуры,
Армянской Евангелической церкви как таковой в России нет, что означает,
что армянская евангелическая община в РФ официально не зарегистрирована,
т.е. не имеет статуса юридического лица. Пожалуй, этим обусловлено
отсутствие единой армянской евангелической организационной структуры.
Этот вопрос связан с законодательными и организационными сложностями.
Принятый в 1997г. в РФ закон «О свободе совести и религиозных
объединениях», подразделяя религиозные организации на местные и
централизованные, для регистрации местной организации требует от ее
учредителя по меньшей мере 15-летнего проживания в данной местности8.
Между тем, как показывают даты учреждения армянских евангелических
структур России, не все из них могут удовлетворить это законодательное
требование. Что же касается централизованной организации, то, согласно
вышеупомянутому закону, она может быть зарегистрирована только при
наличии как минимум трех местных организаций одной и той же конфессии9.
Так или иначе, армянская евангелическая община России со своими
организационными структурами входит в союз Армянских Евангелических
церквей Евразии, центр которого находится в Ереване. Исходя из этого
обстоятельства, с некоторыми оговорками можно констатировать, что для
армянских евангелических общин России, не имеющих единого руководящего
органа, центром является находящийся в Ереване Армянский евангелический
союз Евразии.
Межконфессиональные отношения
Армяне-евангелисты России, будучи частью российского армянства, не
оторваны от армян-католиков и адептов ААЦ, а вместе с ними составляют
одно целое – армянскую общину России. В межконфессиональных отношениях
доминирует скорее солидарность, нежели дух конкуренции или, тем более,
конфликта. Во всяком случае, случаев конфронтации на конфессиональной
почве не наблюдалось.
В основу межконфессиональной солидарности положены следующие факторы:
высокое национальное самосознание, общая религиозная, христианская
принадлежность, светскость, а также общие задачи – сохранение армянской
идентичности, противостояние вызовам (терроризм, политические
потрясения, межнациональные столкновения, ксенофобия), провоцируемым
российской общественно-политической средой, борьба за решение
общенациональных задач (признание и осуждение Геноцида армян, Арцахский
вопрос и пр.).
Тем не менее на институциональном уровне в вопросе
межконфессиональных отношений все еще существуют серьезные проблемы.
Армянская евангелическая община России не имеет такого опыта
сотрудничества с местными армянским апостольскими и католическими
общинами, как создание и задействование совместных структур, организация
совместных мероприятий и пр. В ближайшее время необходимо обратить
серьезное внимание на стимулирование межконфессионального сотрудничества
на институциональном уровне, поскольку оно имеет решающее значение для
национальной консолидации конфессиональных пластов российского
армянства.
1
Ղազարյան Ա., Լևոնյան Ռ., Հայաստանյայց Ավետարանական եկեղեցի (Հայաստան –
Կովկաս), Երևան, 1999, էջ 149 (Казарян А., Левонян Р., Армянская
Евангелическая церковь (Армения – Кавказ), Ереван, 1999, с. 149).
2
Это заключение основано на анализе статистических данных об армянских
евангелических общинах Ближнего Востока, представленных в труде
К.Атаналяна. См. Ատանալեան Կ., Յուշարձան հայ աւետարանականաց եւ
աւետարանական եկեղեցւոյ, Ֆրեզնո, 1952, էջ 357 (Атаналян К., Памятка о
армянских евангелистах и евангелической церкви, Фресно, 1952, с. 357).
3
Տե՛ս AMAA Directory 2011: Armenian Evangelical Churches, Institutions,
Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 16 http://www.amaa.org/Directory%20for%20website.pdf
4 Энциклопедия «Армянская диаспора», Ереван, 2003, с. 462.
5 Там же, с. 473.
6 Там же, с. 481.
7
Гюльназарян М., Армянские богослужения в «Вифании»//САР. №9 (135),
31.08.2006, с. 2. Цит. по: Ժամակոչյան Ա. и др., Հայկական համայնքների
ինքնակազմակերպման խնդիրները հարավային Ռուսաստանում, Երևան, 2010, էջ 165
(А.Жамакочян и др., Вопросы самоорганизации армянских общин Юга России,
Ереван, 2010, с. 165).
8 Закон о свободе совести и религиозных объединениях, статья 8, ч. 2 и статья 9, ч. 1 http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=571
9 Там же, статья 9, ч 1.
Ваграм Овян
Эксперт Арменоведческого центра НОФ «Нораванк» http://noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6214
«Глобус Национальная безопасность», N6, 2011
|