История монастыря «Нораванк» тесно связаны с именами
представителей Сюникского княжеского рода Орбелянов, распространивших
свое влияние в XIII- XIV веках практически на всю Воcсточную Армению и
несмотря на иноязычное иго, добившихся успеха не только в мирской, но и
духовной сферах. Власть их простиралась от Арцаха и до границ Грузии, а
особое покровительство наукам и искусству создали все условия для
процветания и самого Нораванка, и всего Сюникского княжества. Здесь же
яркой звездой вспыхнул многогранный гений выпусника Гладзорского
университета архитектора Момика, с чьим именем неразрывно связаны
величественные строения монастыря.
Дорога
к монастырю вьется по дну извилистого каньона среди причудливых
отвесных скал, внутри которых скрываются многочисленные и еще до конца
не изученные пещеры, а подножия сплошь покрыты кустарником и деревьями,
создающих особенно красочные картины осенью. В давние времена здесь в
изобилии водился Кавказский леопард, ныне находящийся на грани
исчезновения, но изредка появляющийся в этих лесах и сейчас. Здесь же
можно встретить много деревьев с темной или черной корой. Это – «каркас»
(каменное дерево) или как его называют по-латыни – Celtis caucasiса,
дерево с настолько тяжелой древесиной, что оно тонет в воде. С древних
времен «каркас» считается священным деревом, и предки армян верили, что
оно помогает от сглаза, используя тяжелое черное древесины для
изготовления талисманов, бус и священных амулетов.
Весь путь к Нораванку, – и местность, захватывающая дух своей
красивой, и дорога, повторяющая все изгибы реки Гнишик – все словно
готовит путника ко встрече с чем-то необычным. И его ожидания не бывают
обмануты. Открывающийся неожиданно за последним поворотом вид на красную
скалу и умостившийся на небольшом плато у ее основания монастырь из
светложелтого туфа завораживает, притягивает взгляд и торопит
перебраться через последнюю преграду – мостик, чтобы соприкоснуться с
историей и может быть, разгадать ее некоторые тайны.
Нораванк находился в самом центре Сюникского княжества, одного из
самых крупных независимых феодальных княжеств наравне с Васпураканским и
Арцахским, возвеличившихся в XI столетии после падения Анийского
царства и заката династии Багратуни. С этого момента Орбеляны становятся
одними из влиятельных княжеских домов Армении, a oсвобождение от
сельджукской гегемонии и вплоть до покорения края монгольскими войсками
способствовало его укреплению и культурному развитию.
Фамильный герб княжеского рода Орбелянов
Кстати: Согласно Зоранамаку и Гахнамаку –
официальным грамотам, которые составлялись на основе значимости родов,
их владений, богатстве и влиянии на царский двор, сюнийский князь
занимал первый ранг среди армянской аристократии при царском дворе, а во
время войн княжество выставляло конницу, насчитывающую до 19 400
всадников. После раздела Великой Армении в 387 году между Персией и
Римом, Сюник остался частью вассального Армянского царства. С 886 года,
после восстановления армянского государства, княжество входило в состав
Анийского царства, а с середины XI века, с началом вторжения армии
сельджуков, Сюник хоть и не был полностью завоеван, но подвергся
разорению. А затем в Армении появились монголы.
Вот как описывают летописцы тех времен это событие. В 1236 году
тридцатитысячная монгольская армия под командованием Чармагана вторглась
на Кавказ. Поражение объединенных грузино-армянских войск вынудило
влиятельных князей покориться монголам и признать верховную власть
великого хана, но при условии, что они сохранят управление в своих
владениях. Одним из последних, заключивших подобный договор, стал князь
Сюника – Эликум Орбелян. После того, как монгольские отряды под
командованием Аслана-нойона вторглись в край и осадили крепость
Рашкаберд, – родовое владение Эликума, – к сюникскому князю были
отправлены послы с предложением сдаться без боя и заключить мир. «Будь
любезен, приди к нам и получишь от нас много доброго. В противном случае
мы превратим твою страну в развалины»,– грозили и уговаривали они
одновременно. Получив гарантии и «заверительную бумагу», Эликум выбрал
мир и по заключенному договору за ним остались все его собственные
владения, начиная с пределов Вайоц дзора до городища Гарни. А сам Эликум
Орбелян во главе отряда армянских воинов вместе с монгольской армией
принял участие в походе на Ани.
После
смерти Эликума во главе княжества Орбелянов стал не его сын Буртел, а
брат – князь Смбат Орбелян, при котором Сюник становится достаточном
независимым и цветущим краем. Однако до «мига славы» ему пришлось
пережить в 1249 году обвинение в содействии побегу сванетского царя
Давида и доказывать в 1251 году свою непричастность к этим событиям уже в
монгольской столице Каракоруме перед самим ханом Мангу, внуке
Чингис-хана, куда он был отправлен в сопровождении монгольского отряда.
Дипломатические способности сюникского князя, подкрепленные дорогими
подарками, помогли Смбату опровергнуть все выдвинутые против него
обвинения. Монгольский двор восстановил его в своих правах, княжество
Орбелянов получило широкие права с прямым подчинением непосредственно
Каракоруму. Как свидетельствуют летописцы, в связи с этим случаем, хан
Мангу произнес следуюшие слова: «Сего одного аркайуна, т. е.
христианина, сохраним для нас и не разрешим кому-либо властвовать над
ним». Находясь в столице обширной империи, Смбат Орбелян смог также
добиться для церквей Сюника освобождения от всех налогов и податей,
взимаемых в пользу монголов, тем самым обеспечив будущую политическую
стабильность и экономическое возрождение своего княжества.
Вернувшись в Армению, Смбат Орбелян приступает к укреплению своей
власти и восстановлении разрушенных до этого церквей Сюника, в
частности, Татевского и Нораванкского кафедральных соборов. При его
покровительстве и материальной помощи возводятся новые церкви, а в
дальнейшем при попечительстве рода Орбелянов новое дыхание получает
Гладзорский университет, который, как и Татевский, по праву называли
«вторыми Афинами» средневековой Армении. К слову сказать, обучение в
университете продолжалось семь-восемь лет, и благодаря труду его
выпускников в Армении новое бурное развитие получили литература,
искусство письма, миниатюра, архитектура, скульптура, а также
математика, естествознание, геометрия, астрономия и другие отрасли
науки.
Деятельность
Смбата Орбеляна после возвращения из монгольской столицы получает
всеобщее признание, а растущая слава приводит к тому, что в официальных
документах и переписках его начинают называть «великим князем», «князем
князей» и даже «царем». Стремительно возвышался авторитет Орбелянов над
всеми другими армянскими княжескими домами, а возрожденный монастырь
Нораванк становится центром духовной и культурной жизни Сюникского
княжества Орбелянов. Сюда же в конце XIII века переносится резиденция
сюникских епископов, поскольку в руках семьи была сконцентрирована также
и церковная власть.
Монастырь Нораванк был построен в XIII-XIV веках на месте
существующей когда-то более древней церкви VI века и по праву считается
одним из выдающихся памятников средневековой архитектуры. Самым ранним
монастырским сооружением является дошедшая до нас в руинах церковь Св.
Карапета IХ - Х веков. К северу от нее в 1216-1223 годах был воздвигнут
главный храм, посвященный этому же святому, а в 1233 году к западной
стороне церкви пристроили притвор, который иначе назывался Гавит или
Жаматун. Тимпан окна над дверью украшен уникальными изображениями
бога-отца, благославляющего распятого Христа, а полукруглый тимпан
входной двери – изображением Богоматери с младенцем и обращенными к ней
лицами двух святых. В 1275 году к северной стороне главного храма была
пристроена скромная прямоугольная церковь Св. Григора, ставшая
усыпальницей князя Смбата Орбеляна. Чуть поодаль расположена церковь
Сурб Аствацацин (Св.Богородицы), построенная в 1339 году при князе
Буртеле Орбеляне, и именно поэтому ее часто называют Буртелашеном. Эта
церковь-усыпальница стала одной из последних работ мастера Момика.
Кстати:
Монастырь Нораванк неразрывно связан с именем художника, архитектора и
скульптора Момика (1260-1339гг.) – одной из самых одаренных личностей
средневековой Армении. Окончив Гладзорский униврситет, он отправился в
Киликию, где начал свою творческую деятельность как
художник-миниатюрист, создавая произведения в стиле поздней готики.
Возвращение Момика в Сюник связывают с епископом Степаносом Орбеляном,
посетившим Киликию в 1286 году. Поначалу миниатюрист продолжает работу
над иллюстрациями к книгам, однако в одной из записей, сделанной им
самим, говорится, что болезнь глаз помешала ему продолжить работу. Через
несколько лет Момик снова пишет: «Мои моления возвратили свет моим
очам». Но теперь он полностью посвятил себя архитектуре, став главным
зодчим владетелей Сюника – Орбелянов. Здесь же, в Нораванке, находится
могила Момика, над которой установлен скромный хачкар с надписью «Да
упомянет Христос душу Момика и смилостивится над ним».
Фрагмент фасада церкви Св. Карапета с барельефным изображением Бога-Отца, благославляющего распятого Христа
Двухэтажная церковь сразу привлекает к себе внимание своей необычной
архитектурой, и не зря считается шедевром среди подобных сооружений.
Первый полуподвальный этаж церкви являющийся усыпальницей княжеского
рода Орбелянов, выполнен в сдержанных тонах без особого декоративного
убранства. Над ней возвышается крестообразная по форме молельня, в
которую снаружи ведут две узкие консольные лестницы по бокам от входа.
Фасад здания украшен скульптурными изображениями, которые смягчают
массивность стен, создавая иллюзию легкости и воздушности всего
сооружения через округлые формы, арки и большие кресты. Барельефы над
входом в молельню на втором этаже изображают Христа, окруженного
апостолами Петром и Павлом. По обе стороны от головы Христа армянскими
буквами написано «Иисус Христос». Момик отшлифовал свое искусство до
такого мастерства, что был в состоянии высекать в камне задуманные
фигуры, практически полностью отделяя скульптуры от основания. В
Нораванке также сохранилось и несколько изящных ажурных хачкаров,
расположенных перед старой церковью, среди которых есть шедевры Момика.
Одна из его таких работ была вывезена и установлена в Первопрестольном
Эмиадзине.
Время оказалось бессильным перед гением армянского зодчего. Ни
разрушительное нашествие Тамерлана, которому подвергся Сюник в 1387
году, ни века персидского владычества не смогли уничтожить работы
великого мастера – Вардпета, как он сам подписывал свои творения. Даже
сокрушительное Сюникское землетрясение 1931 года, разрушившее большую
часть монастырского комплекса, включая купол церкви Св. Степаноса,
обошла стороной главное творение Момика. Реконструкция всего комплекса,
начавшаяся в 1980 году и завершившаяся спустя двадцать лет, вновь
сделала Нораванк доступным для многочисленных туристов и гостей Армении.
И почти у каждого, кто оказывался здесь в вечерний час, когда заходящее
солнце окрашивало возвышающуюся над монастырем скалу в пурпурно красный
цвет, а над всем ущельем царило спокойствие и гармония, невольно
появлялось желание задержаться здесь на одно мгновение дольше. http://www.sobesednikarmenii.ru/index.php/sokrovisha-naciy/5728-monastir-u-krasnoy-gory
|