Пятница, 29.03.2024, 14:19

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2013 » Ноябрь » 28 » НЕФТЕГАЗОВЫЙ АНАЛИЗ ПОЗИЦИИ «ДРУГ-ВРАГ» В РЕГИОНЕ
12:40
НЕФТЕГАЗОВЫЙ АНАЛИЗ ПОЗИЦИИ «ДРУГ-ВРАГ» В РЕГИОНЕ
«Это просто бизнес, ничего личного!» Аль Капоне, американский гангстер

Специалисты-ядерщики утверждают, что в скором времени Иран сможет начать обогащение урана в промышленных масштабах, что позволит ему уже в 2013 году изготовить атомное оружие. Перспектива получения Ираном ключевых элементов ядерного топливного цикла неприемлема как для США и Израиля, так и для прозападных государств Ближнего Востока. Иран в силу своего демографического и экономического потенциала уже превращается в регионального гиганта, а создав ядерное оружие, вообще сделает колоссальный рывок вперед. Его мощь подкрепит не только радикальное военное преимущество над арабскими странами (традиционными недругами персов), но и возможность непосредственно угрожать Израилю, который со своей малой площадью и высокой плотностью населения не сможет эффективно противостоять Ирану ни обычными, ни даже ядерными средствами.
Кстати. На 1 ноября 2011 года Иран имел 4922 кг низкообогащенного гексафторида урана, в том числе 379 кг, произведенных с 14 августа 2011 года. Этого количества при обогащении до оружейного урана может хватить для создания четырех единиц ядерных зарядов. Если Иран доведет число центрифуг на заводах в Натанзе и Куме до 100 тысяч (к 2014- 2015 г.), то он сможет, при наличии освоенной центрифужной технологии (третьего-четвертого поколения - о начале установки четвертого поколения было объявлено в начале прошлого года), выдавать до 1000 кг оружейного урана в год. Этого окажется достаточно для ежегодного производства 50-60 мощных ядерных боеприпасов.
Но самое главное, благодаря появившемуся у Ирана потенциалу ядерного сдерживания совершить безнаказанное военное нападение на ИРИ станет невозможным для США и/или Израиля. К тому же Иран, на сегодня, остается единственной страной, действующей на стороне Сирии без всяких предусловий и преференций ! Чем же это мотивируется ?! Зададимся же вопросом: а кто воюет против Асада в Сирии? Откуда взялись эти десятки разношерстных вооруженных формирований и за что они сражаются? На этот вопрос никто толком не может ответить. Ни в Дамаске, где говорят о бандитах и наемниках, ни в Вашингтоне, где никак не могут понять, кто это такие: друзья Америки или враги? Ни в….                 А дело вот в чем, уважаемый читатель:
Главное место в энергетической стратегии Сирии сегодня занимает «политика четырех морей» - идея, представленная Асадом в начале 2011 года (за два месяца до начала мятежа!) - трубопроводная сеть, соединяющая Средиземное, Каспийское, Черное море и Персидский залив. Концепция «четырех морей» превращала Турцию и Сирию в крупнейший узел по перекачке дешевых углеводородов в Европу, отбрасывая Россию на второе место. Очевидно, что кратчайший путь в Европу лежит через Турцию. Но при этомТурция не планирует участвовать в проекте «Южный поток», сообщил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. «На текущий момент у нас нет намерений становиться акционерами «Южного потока», так как на повестке дня у нас участие в проектах Nabucco-West и TANAP», - отмечал он. А ведь от реализации «Южного потока» во многом зависит сохранение за Россией монополии на реэкспорт газа из Центральной Азии. Не будет «Южного потока» - будет NABUCCO , и каспийский газ попадет в Европу, минуя Россию. К тому же Турция является вторым крупнейшим клиентом российского «Газпром»-а. Вся конфигурация энергетической безопасности Турции зависит от газа из России и Ирана. Турция сегодня просто мечтает стать «новым Китаем», придавая Анатолии конфигурацию решающего стратегического перекрестка экспорта российского, иракского и иранского, каспийско-центральноазиатского нефти и газа в Европу. Дамаск и Анкара было взялись за дело - интегрируя свои газораспределительные системы и соединяя их с «Арабским газопроводом» и, что важно, планируя продолжение «Арабского газопровода» из Алеппо в Килис в Турции; он затем может быть соединен с NABUCCO , предполагая, что для него еще не все потеряно...
Однако этому помешала «неожиданно» вспыхнувшая война в Сирии. При этом «дальние» цели Турции в Сирии фактически совпадают с целями Запада - если Вашингтону и Брюсселю нужны транссирийские нефтепроводы в «комплекте» с цивилизованным режимом в Дамаске, то Анкаре они нужны для увеличения транзита нефти и газа по ее территории.
«Проблема» Сирии имеет довольно очевидный нефтегазовый подтекст и взаимосвязана в том числе как с иракской, так и с иранской. Гигантские объемы иракской нефти нужно не только добыть - ее необходимо вывезти. Экспорт нефти из Ирака осуществляется двумя путями. Во-первых, морским - через Ормузский пролив. Однако этот путь в значительной степени проходит через территориальные воды Ирана, вдобавок контролирующего три стратегически важных острова в акватории. Обходной вариант - использование нефтепровода, ведущего из Ирака к Средиземному морю через Турцию. Однако его пропускные возможности несопоставимы с ормузским вариантом, маршрут неоптимален и к нему прилагаются курды. При этом ситуация с Ираком - типичный случай всеобщей проблемы стран Персидского залива. Мощность действующих нефтепроводов покрывает нынешний поток нефти через Ормузский пролив лишь на 40%. Однако есть и третий путь. Еще один иракский нефтепровод ISLP (Ирак-Сирия-Ливан) соединяет Киркук с сирийским портом Банья. Существует еще и Трансаравийский нефтепровод, ведущий от саудовского побережья Персидского залива через Сирию в ливанский Сидон. Этот вариант оптимален - так, трансаравийский нефтепровод дает примерно 40% снижения стоимости транспортировки по сравнению с традиционной «дорогой» через Ормузский пролив. Неудивительно поэтому, что после наращивания добычи в Ираке проекты транссирийских трубопроводов возникли практически молниеносно - в конце 2010-го Сирия подписала протокол о намерениях с Багдадом, предусматривающий строительство двух новых нефтепроводов и газопровода. При этом заинтересованность в них проявил не только Ирак - наиболее амбициозный проект предусматривал прокладку газопровода из Ирана через Ирак в Сирию, как альтернативу Ормузу и дополнение к «транстурецкому» NABUCCO. Более года назад между Ираном, Ираком и Сирией было заключено соглашение на 10 миллиардов долларов о строительстве к 2016 году газопровода с гигантского иранского месторождения «Южный Парс». И вот с этого момента Асад в одночасье превратился из лучшего друга Москвы в ее геоэкономического врага...
Кстати. Несмотря на идущую гражданскую войну, 19 ноября 2012 года Иран приступил к строительству газопровода в Сирию. Газопровод длиной 1.500 км должен связать месторождение Южный Парс с Сирией через Ирак. Информационное агентство «Фарс» сообщило, что работы планируется завершить во второй половине 2013 года. Таким образом,  Иран сделал ставку на Асада и на форсированное строительство антироссийского газопровода еще до окончания войны. Министр иностранных дел ИРИ Салехи заявил 16 декабря 2012 года, что Тегеран не позволит западным государствам свергнуть президента Сирии Асада. Он подчеркнул, что попытка сменить сирийский режим без учета воли сирийского народа грубо нарушает международное право и что Иран сделает все возможное для предотвращения такого развития событий. Т.о., спасти Москву от конкуренции с иранским газом в Европе теперь может только длительная гражданская война в Сирии или крупная война с участием самого Ирана. Благо, что Москва сделала все  возможное как для вооружения Ирана (заблокировав контракт на поставку систем ПВО С-300, как бы предлагая кому-нибудь атаковать Иран…), так и для его атомного потенциала.
Ираку также необходимо было наращивать экспорт нефти, а транссирийский вариант является для этого оптимальным. И Ирак в начале декабря 2012 года запустил новый стратегический нефтепровод, связывающий южные месторождения в провинции Басра с провинцией Аль-Анбар на северо-западе страны. Об этом сообщил официальный представитель Министерства нефти страны Асым Джихад. По его словам, реализация проекта обошлась в 450 млн долл. На нефтепроводе протяженностью 669 км были построены четыре компрессорные станции. Нефтепровод создан взамен аналогичного нефтепровода, который был построен в 70-е годы и уничтожен в 2003г. в ходе войны в стране. Столь же очевиден возможный выигрыш монархий Залива от строительства нефтепроводов в обход Ормуза и Суэцкого канала. В сентябре 2010 г. Сирия и Ирак подписали меморандум о строительстве трех трубопроводов - двух нефтепроводов под легкую и тяжелую нефть мощностью 2,5 - 3 млн. баррелей в сутки и одного газопровода.
И, наконец, в начале 2011 г. ,  Асад выступил с идей «Концепции четырех морей», т.е. объединения Сирии, Турции, Ирана и Азербайджана в единую нефте-газотранспортую систему с выходом к Средиземному морю. Она детально обсуждалась с руководством Турции, Ирана и России. И хотя предпочтение среди подрядчиков отдавалось российскому «Стройтрансгазу», Россия, поддержав на словах «концепцию четырех морей», на самом деле восприняла ее  как реальную и опаснейшую угрозу всему нефтегазовому экспорту России и как катастрофу для бюджета России. Для России реализация концепции «четырех морей», предполагающую превращение Сирии в крупнейший узел нефте- и газо-транспортных путей, означает прямые финансовые потери из-за конкуренции как с ее собственной трубопроводной системой, так и с ее нефтедобычей.  Ираку, Ирану и Турции транзит через Сирию нужно увеличить (Россия с этим, естественно, не согласна), но это должна быть дружественная и стабильная Сирия. Война в Сирии, с одной стороны, решает вопрос, кто будет ее контролировать, а с другой стороны, препятствует реализации трубопроводных проектов, в которых никак не заинтересована Россия.  Ведь в случае успешной реализации всех этих трубопроводных проектов в Сирии последствия очевидны:
- Во-первых, газовый «выключатель Европы» перемещается из рук России в руки Азербайджана, Ирана, Катара, Сирии и, в определенной мере, Турции. В руках России остается только второй «выключатель».
- Во-вторых, эти трубопроводы ставят под удар весь нефтяной и газовый бизнес Кремля, поскольку стоимость транспортировки нефти и газа в Европу по новым трубопроводам значительно дешевле, чем из Западной Сибири, а себестоимость добычи существенно ниже, чем в России.
- В-третьих, такая трубопроводная система снимает с Ирана, Ирака, Катара, Кувейта и ОАЭ «удавку» в виде Ормузского пролива.
Таким образом, Москва стоит на защите Асада в Сирии, поскольку как только его скинут, тут же будет построен по территории Сирии газопровод Катар-Турция-Европа. Этот газопровод для российского «Газпром»-а  станет «смерти подобен». Однако если Асад одержит однозначную победу, то и тогда для Москвы будет ничуть не лучше. Ведь в этом случае будет построен газопровод с гигантского иранского месторождения «Южный Парс» и дешевый иранский газ просто хлынет в Европу. По большому счету, Москву не устраивает никакой мирный вариант развития событий в Сирии, а выгодна бесконечная гражданская война. Далее, каждый вооруженный конфликт в регионе дает толчок росту цен на нефть и на оружие, на чем Россия и зарабатывает…
Кстати. Недавно ливанское телевидение сообщило, что небольшая норвежская компания, несколько лет назад по секретному контракту, заключенному с сирийскими властями, проводила геологическую разведку в территориальных водах страны. Геологи обнаружили там 14 нефтяных бассейнов. Среди них находится четыре очень крупных месторождения. Они расположены на территории Сирии, простирающейся от ливанской границы до сирийского города Баниас. Эти месторождения могут обеспечить объемы добычи нефти, сравнимые с объемами, добываемыми в Кувейте. По данным норвежских специалистов, общие запасы других четырех, тоже достаточно крупных нефтяных бассейнов, по объему содержащейся в них нефти равны суммарным запасам нефти Кипра, Ливии и Израиля вместе взятых. Геологи утверждают, что Сирия могла бы добывать от 6-7 млн. баррелей нефти в день, что только в два раза меньше тех объемов, которые извлекает из своих недр крупнейший поставщик этого природного продукта Россия (11 млн. баррелей). Норвежские геологи нашли в Сирии и огромные залежи природного газа.
Если суммировать все разведанные запасы сирийского газа, то Сирия может выйти на 4-е место в мире по объему его добычи и сильно подорвать позиции российского «Газпром»-а. В случае подтверждения данных о нефтяных и газовых богатствах Сирии действия Москвы, направленные на затягивание гражданской войны в Сирии  как избавляющие Москву от «нефтегазовой конкуренции», станут еще более понятны…

Дм. МАРТИРОСЯН
martirossian@post.com
http://iravunk.com
Просмотров: 456 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024